Программу ведет Владимир Бабурин. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Петр Вайль.
Владимир Бабурин: Украден один из самых ценных и, возможно, самых узнаваемых шедевров мировой живописи, картина художника-экспрессиониста Эдварда Мунка "Крик". В Галерею Осло банда налетчиков вошла, - это было среди бела дня, - угрожая пистолетами. Женщина-охранник послушно легла на пол, посетители музея просто разбежались во все стороны, и бандиты сорвали это полотно и еще одну картину Мунка со стены, сели в автомобиль и уехали. Приехавшая через четверть часа полиция, естественно, никого не нашла.
Сейчас к обсуждению этой темы подключается наш обозреватель Петр Вайль.
Петр Вайль: Добрый вечер.
Владимир Бабурин: Я сказал, что это одно из самых узнаваемых полотен мировой живописи. Пожалуй, его можно назвать и каноническим, таким, как "Подсолнухи" Ван Гога или "Черный квадрат" Малевича. Если скажут фамилию Мунк, то первое, что приходит на ум, - это, естественно, картина "Крик". Поэтому многие, наверное, посчитали, второй раз уже крадут картину "Крик" правда, другую (первый раз 10 лет назад украли), как некое личное оскорбление. Какие вы испытали чувство?
Петр Вайль: Да, этих версий Мунк написал четыре, этого "Крика". И, действительно, "Крик", может быть, самая знаменитая картина XX века. Я бы ее сравнил в старом искусстве с "Джокондой" и это очень характерно для XX века, больше, чем для Мунка. Если там гармония и спокойствие, то здесь страшно раскрытый в вопле рот, искривленные линии тела и всего окружающего мира, то есть картина "Крик" больше говорит о том мире, той эпохе, в которой создавался этот шедевр, чем даже, повторяю, о самом художнике. Вот почему "Крик" - это икона не только экспрессионизма, но можно считать ее выражением всего XX века. Когда шедевры такого уровня утрачиваются из общественного оборота, как в данном случае, это всегда особая печаль. Но в случае с ограблением в Осло есть еще один аспект, который вызывает особую горесть. Кстати, вместе с "Криком" украли еще одну картину, у нее несколько названий, самое распространенное "Мадонна", второе название "Зачатие", а третье "Женщина в акте любви". Вот это технологическое название больше всего и соответствует истине, это действительно женщина в акте любви, это, может быть, вторая по знаменитости картина Эдварда Мунка.
Так вот, в чем дело. Мунк - уникальный художник в том, что чтобы его посмотреть не в репродукциях, надо ехать в Норвегию, в Осло. Существует всего четыре собрания - это Национальная галерея Осло, Музей Мунка, который был ограблен, еще студенческий городок под Осло и галерея в городе Бергене. Все. Еще кое-что разбросано в Швейцарии, Швеции, Германии. Но Мунк слишком поздно стал знаменит европейски. И второе, в старости он не продавал картины. Он уже был достаточно состоятелен и скромен в своих потребностях, он не продавал картины. Больше того, он даже покупал свои картины. И когда он понимал, что смерть уже близка, он завещал их все Норвегии. Вот почему получилось, что он написал 2 тысячи картин, но, чтобы посмотреть Мунка, надо ехать в Осло. Именно поэтому такой страшный удар нанесен мировой живописи и мировой культуре. Может быть, больший, чем в случае с любым другим художником.
Владимир Бабурин: Вы пошли несколько дальше, чем я. Я все-таки не решился назвать "Джоконду", назвав лишь "Подсолнухи" и "Черный квадрат". Естественно, продать такую картину на аукционе невозможно, небезопасно продавать ее частному коллекционеру. Когда был похищен другой вариант "Крика" 10 лет назад, похитители выставили требование, по-моему, несколько миллионов долларов заплатить, но тогда полиции повезло, картину нашли и даже арестовали грабителей. Как вы полагаете, сейчас сценарий повторится или картина может бесследно исчезнуть в каком-то частном собрании?
Петр Вайль: Очень легко себе представить, что какой-то очень богатый человек в своем огромном доме, в какой-то отдаленной комнате повесит ее и будет любоваться с узким кругом друзей, что, конечно, ужасно. Не для этого Мунк писал картины. Другое дело, что "Крик" уже разошелся по миру. Кстати, интересно, что по-норвежски "Вскрик", то есть почти как по-русски, одинаково звучит. "Крик" - такая картина, что она все равно достояние мира. Можно говорить о том, что даже те люди, которые вообще никогда не были в музее, никогда не слышали имени Мунка, они эту картину знают. Она растиражирована по сувенирам, открыткам, плакатам, каким-то шарфикам, надувным "крикам". Я видел в Норвегии надувные "крики". Это производит довольно жутковатое впечатление, но эти сувениры идут на ура. Так что все равно "Крик" останется в общественном обиходе. Но остается только надеяться, что все-таки найдут, как нашли в прошлый раз другую версию "Крика".
Владимир Бабурин: Украден один из самых ценных и, возможно, самых узнаваемых шедевров мировой живописи, картина художника-экспрессиониста Эдварда Мунка "Крик". В Галерею Осло банда налетчиков вошла, - это было среди бела дня, - угрожая пистолетами. Женщина-охранник послушно легла на пол, посетители музея просто разбежались во все стороны, и бандиты сорвали это полотно и еще одну картину Мунка со стены, сели в автомобиль и уехали. Приехавшая через четверть часа полиция, естественно, никого не нашла.
Сейчас к обсуждению этой темы подключается наш обозреватель Петр Вайль.
Петр Вайль: Добрый вечер.
Владимир Бабурин: Я сказал, что это одно из самых узнаваемых полотен мировой живописи. Пожалуй, его можно назвать и каноническим, таким, как "Подсолнухи" Ван Гога или "Черный квадрат" Малевича. Если скажут фамилию Мунк, то первое, что приходит на ум, - это, естественно, картина "Крик". Поэтому многие, наверное, посчитали, второй раз уже крадут картину "Крик" правда, другую (первый раз 10 лет назад украли), как некое личное оскорбление. Какие вы испытали чувство?
Петр Вайль: Да, этих версий Мунк написал четыре, этого "Крика". И, действительно, "Крик", может быть, самая знаменитая картина XX века. Я бы ее сравнил в старом искусстве с "Джокондой" и это очень характерно для XX века, больше, чем для Мунка. Если там гармония и спокойствие, то здесь страшно раскрытый в вопле рот, искривленные линии тела и всего окружающего мира, то есть картина "Крик" больше говорит о том мире, той эпохе, в которой создавался этот шедевр, чем даже, повторяю, о самом художнике. Вот почему "Крик" - это икона не только экспрессионизма, но можно считать ее выражением всего XX века. Когда шедевры такого уровня утрачиваются из общественного оборота, как в данном случае, это всегда особая печаль. Но в случае с ограблением в Осло есть еще один аспект, который вызывает особую горесть. Кстати, вместе с "Криком" украли еще одну картину, у нее несколько названий, самое распространенное "Мадонна", второе название "Зачатие", а третье "Женщина в акте любви". Вот это технологическое название больше всего и соответствует истине, это действительно женщина в акте любви, это, может быть, вторая по знаменитости картина Эдварда Мунка.
Так вот, в чем дело. Мунк - уникальный художник в том, что чтобы его посмотреть не в репродукциях, надо ехать в Норвегию, в Осло. Существует всего четыре собрания - это Национальная галерея Осло, Музей Мунка, который был ограблен, еще студенческий городок под Осло и галерея в городе Бергене. Все. Еще кое-что разбросано в Швейцарии, Швеции, Германии. Но Мунк слишком поздно стал знаменит европейски. И второе, в старости он не продавал картины. Он уже был достаточно состоятелен и скромен в своих потребностях, он не продавал картины. Больше того, он даже покупал свои картины. И когда он понимал, что смерть уже близка, он завещал их все Норвегии. Вот почему получилось, что он написал 2 тысячи картин, но, чтобы посмотреть Мунка, надо ехать в Осло. Именно поэтому такой страшный удар нанесен мировой живописи и мировой культуре. Может быть, больший, чем в случае с любым другим художником.
Владимир Бабурин: Вы пошли несколько дальше, чем я. Я все-таки не решился назвать "Джоконду", назвав лишь "Подсолнухи" и "Черный квадрат". Естественно, продать такую картину на аукционе невозможно, небезопасно продавать ее частному коллекционеру. Когда был похищен другой вариант "Крика" 10 лет назад, похитители выставили требование, по-моему, несколько миллионов долларов заплатить, но тогда полиции повезло, картину нашли и даже арестовали грабителей. Как вы полагаете, сейчас сценарий повторится или картина может бесследно исчезнуть в каком-то частном собрании?
Петр Вайль: Очень легко себе представить, что какой-то очень богатый человек в своем огромном доме, в какой-то отдаленной комнате повесит ее и будет любоваться с узким кругом друзей, что, конечно, ужасно. Не для этого Мунк писал картины. Другое дело, что "Крик" уже разошелся по миру. Кстати, интересно, что по-норвежски "Вскрик", то есть почти как по-русски, одинаково звучит. "Крик" - такая картина, что она все равно достояние мира. Можно говорить о том, что даже те люди, которые вообще никогда не были в музее, никогда не слышали имени Мунка, они эту картину знают. Она растиражирована по сувенирам, открыткам, плакатам, каким-то шарфикам, надувным "крикам". Я видел в Норвегии надувные "крики". Это производит довольно жутковатое впечатление, но эти сувениры идут на ура. Так что все равно "Крик" останется в общественном обиходе. Но остается только надеяться, что все-таки найдут, как нашли в прошлый раз другую версию "Крика".