Новый фильм Киры Муратовой "Настройщик"

Программу ведет Владимир Бабурин. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Марина Тимашева.

Владимир Бабурин: Кинокритики, которые не сумели посмотреть в Выборге на фестивале "Окно в Европу" новый фильм Киры Муратовой "Настройщик", сегодня смогли это сделать в Агентстве по культуре и кинематографии. Среди них была и наш обозреватель Марина Тимашева.

Марина, Кира Муратова - это такой режиссер, которому, наверное, больше всего подходит, была такая на НТВ рубрика, "Кино не для всех". Как, вы полагаете, она выживает в это время, когда больше все-таки внимания коммерческому кино? Кира Муратова никогда не снимала коммерческие фильмы, даже когда в одной из главных ролей у нее был всеобщий любимец Владимир Высоцкий. Но "Короткие встречи" не получили большой зрительской аудитории.

Марина Тимашева: Кира Муратова выживает так, как при всякой власти люди, обладающие сильно развитым чувством собственного достоинства, воли к сопротивлению и исключительным талантом. Женщина эта никогда не делала ничего на потребу, никогда не делала ничего на заказ. Она всегда делала все для тех людей, которые любят и понимают ее кино. Надо прямо сказать, что фильм ее способен разделить аудиторию на две, думаю, что равные части людей, которые обожают ее фильмы, которые называют ее фильмы шедеврами, а саму Киру Муратову - гением, и на других людей, которых фильмы ее нервируют, раздражают и сердят. Я бы сказала, что Кира Муратова является в некотором смысле сама идеальным расстройщиком. По крайней мере, нервы людей, которые смотрят ее фильмы, она может расстроить и может очень сильно нарушить какое-то представление о гармонии мира.

Владимир Бабурин: Новый фильм все-таки называется "Настройщик". А как проходил показ рассказывает Марина Тимашева.

Марина Тимашева: Поступили организаторы весьма остроумно. Зазвали всех на "Настройщика", но сперва долго рассказывали про киносмотр "Московская премьера", который откроется в Доме кино 27 августа. Рассказывали все то же самое, что ровно две недели тому назад, только при участии представителя московского правительства Людмилы Швецовой.

На столе стояла изготовленная для фестиваля награда - заключенное в рамку изображение памятника Минину и Пожарскому. За наградой сидела и тосковала Рената Литвинова, исполняющая главную роль в новой картине Муратовой. Издалека изображение выглядело так, будто стоящий Минин заносит руку с булыжником над головой сидящего Пожарского, и все - из-за Ренаты Литвиновой. В этом момент изготовители наград почему-то еще заговорили о том, что в Россию возвращаются иконы Тихвинской и Казанской Богоматери. Журналисты развеселились, потому что новый фильм самой Ренаты Литвиновой называется "Богиня".

Позже, отвечая на вопрос, комфортно ли ей было сниматься в фильме, режиссером которого была она сама, Рената Литвинова ответила.

Рената Литвинова: Очень комфортно. Я представила, а если бы я взяла какую-то артистку, а у нее не получалось бы, представляете какой кризис. Съемки не остановишь. Я отдают себе отчет, что я пишу достаточно, наверное, какие-то безумные тексты, и некоторые актеры просто не способны их произнести. Поэтому мне было очень комфортно быть и режиссером, и исполнителем.

Марина Тимашева: На вопрос, может ли женщина-режиссер соперничать с режиссерами-мужчинами, Литвинова отвечала.

Рената Литвинова: Я даже считаю, что мужчины-герои в кино себя исчерпали. Все равно один и тот же сюжет. Уже очень смешно. И вообще сейчас время женщин. Мне кажется, что мужчины переживают страшнейший кризис.

Марина Тимашева: На тот же вопрос можно было ответить проще - режиссерам-мужчинам трудно соперничать с режиссером-женщиной, если женщину зовут Кирой Муратовой. Ее новый фильм будет показан 6 сентября в Венеции, но во внеконкурсной программе. Продюсер картины Сергей Члиянц объясняет, отчего принял такое решение.

Сергей Члиянц: Я слышал от Киры неоднократно: "Я люблю делать фильмы. Мне нравится их показывать. Я бы показывала их бесконечно и сама бы смотрела. Я не хочу ни с кем соревноваться". Это не от неуверенности. Это просто такая позиция, которая может быть воспринята как кокетство художника, может быть, как вызов, может быть, как правда. Не знаю. Кира - такой человек, как ветер живет.

На самом деле можно было вопрос поставить резко перед Кирой и перед дирекцией фестиваля, что мы или участвуем в конкурсе, или фильм не показываем в Венеции. Я посчитал, что этот формат - черно-белая картина в такой пластике, в которой он сделана - показать в Венеции правильно. Я не стал никаких усилий прикладывать, я вообще не умею их прикладывать, для продвижения фильма.

Марина Тимашева: В последнее время продюсеры часто навязывают режиссерам свои представления о том, как снимать фильмы. А как складывались отношения Сергея Члиянца с Кирой Муратовой?

Сергей Члиянц: Могу ответить шире на этот вопрос. Сейчас я был в жюри Выборгского фестиваля. Начинается фильм. Некто представляет кого-то. У меня это вызывает улыбку, потому что для того, чтобы ты написал свою фамилию, надо кем-то быть, и твоя фамилия должна являться какой-то ключевой компетенцией проекта. Я себе этого не позволяю пока еще. При этом я фильмов 25 сделал. Я думаю, что никогда не напишу "Сергей Члиянц представляет", тем более Киру Муратову. Естественно, это нами обсуждалось.

Вообще, мне любопытно делать фильмы. Я говорю так - делать фильмы интересно, но, к сожалению, нужны деньги для этого. Поэтому я спросил Киру: "Интересно ли вам мое мнение?" Она: "Конечно, интересно". "Хотите я просто мешать вам не буду?" "Нет, что вы, что вы. Вы должны мне помочь, Сергей". Я считаю, что я помог ей хотя бы тем, что это единственная ее картина, которая началась в назначенный день и закончилась в назначенный день, и никто ни минуты не стоял. Я считаю, что мой принцип - не навреди, в данном случае был конструктивен. Тем не менее, какие-то все-таки вещи я как продюсер, наверное, совершил, не имею в виду какие-то утверждения, советы, это невозможно с Кирой, это ни с кем не нужно делать. Выбрал режиссера - доверяй ему. Можешь помочь - помоги. Я все-таки в вопросе длительности фильма какое-то участие принял, я старался. Фильм был бы длиннее. Я приложил огромные усилия, чтобы он был вот в этой длине. Думаю, что сейчас у Киры есть понимание, как можно было бы сделать фильм чуть-чуть короче. Возможно, это еще одна из причин неучастия в конкурсе. Потому что я знаю, как жить жюри в фильме 2,5 часа - это трудно.

Марина Тимашева: Сергей Члиянц выглядит очень счастливым человеком, и я спрашиваю, оттого ли это, что он гордится выпущенным фильмом.

Сергей Члиянц: Я горжусь фильмом. Мне приятна была реакция на картину на публичном показе в Выборге. Это приятно, когда приходят уважаемые мною люди, кто-то говорит в превосходных тонах, но я боюсь слова "шедевр". К сожалению, вынужден констатировать, что в кинематографе не бывает гениев, поскольку это грубое искусство. Кира - почти гений. Потому что ей удается из грубых брутальных вещей делать тонкие, но она такая одна. Мне это любопытно.

Марина Тимашева: Герои фильма Муратовой (в главной мужской роли Георгий Делиев) - не бандиты. Это интеллигентный мужчина, пианист, зарабатывающий на жизнь настройкой инструментов, и его подружка - жеманная пустоголовая дива, радующаяся только деньгам или тому, что на них можно купить. Она подвигает влюбленного настройщика на, так сказать, ратный подвиг и он продумывает хитроумную аферу для того, чтобы изъять деньги из обращения пожилой аристократической дамы. Ее блистательно играет Алла Демидова.

Сюжет, конечно, для Киры Муратовой не главное. Главное, что люди говорят об одиночестве, несчастье и отчаянии, но делают это смешно. Зритель не может ни толком смеяться над этими существами, ни толком им сопереживать.

Фильмы Киры Муратовой чем-то похожи на прозу Людмилы Петрушевской - не то черная комедия, не то смешная трагедия, а хотите, назовите абсурдом. Во всяком случае, никому не нужные музыканты продолжают репетировать по домам друзей, никому не нужные женщины продолжают мечтать о замужестве, а никому не нужные продавцы продавать товары отсутствующим покупателям. Все это ужасно узнаваемо, как и мотивы Чехова, Островского, Гоголя, вплетенные Кирой Муратовой в новую картину, как и удивительная реакция жертвы мошенников на обман и предательство. Она считает во всем виноватой себя. Смеяться или нет над этим вечным комплексом российской интеллигенции, вы решите сами, посмотрев фильм.