"Мона Лиза" учит смирению

Петр Вайль, Прага: Отмечает свой 500-летний юбилей одна из самых знаменитых в мире картин - "Мона Лиза", или "Джоконда" Леонардо да Винчи. Задолго до того, как "Мона Лиза" разместилась на майках, кружках и винных этикетках, до того, как кумир поп-арта Энди Уорхол выдал в качестве своего самостоятельного произведения размноженных Джоконд, до того, как фрейдисты объяснили загадочность картины сексуальной ориентацией художника, до того, как красивой женщине стали пририсовывать усы и сигары, чтобы обновить восприятие образа, знакомого, как портрет родной тети в семейном фотоальбоме - задолго до всего того, чем так задорно, пытливо и цинично занимался ХХ век, леонардовское полотно уже было предметом культа и поклонения.

Самое поразительное в работе гения, в том, что мы называем классикой - жизнестойкость и многообразие воздействия. Современники восхищались живописной виртуозностью Леонардо. Следующие поколения превозносили натурализм изображения. Век разума обнаружил глубокий психологизм портрета. Сейчас мы вглядываемся в леонардовскую технику sfumato - плавного перехода от цвета к цвету, от чего создается впечатление: лицо целиком вписывается в пейзаж, человек неотделим от природы - и понимаем, что Леонардо обладал тем самым экологическим сознанием, о котором заговорили лишь в последние десятилетия.

Знаменитая улыбка Джоконды - скорее усмешка, иронический привет из полутысячелетнего прошлого, напоминание о том, что все уже было, все уже знали до нас, не надо заноситься, мы точно не лучше, мы всего лишь последние по времени в длинном ряду.