Как смотрится фильм о новом русском в швейцарском городе Локарно?

Петр Вайль: В швейцарском городе Локарно проходит кинофестиваль, который среди прочих международных кинофестивалей занимает, может быть, особое место, он не столь известен и престижен, как, скажем, каннский, венецианский или берлинский, но выделяется во многих отношениях прежде всего своей необычной обстановкой. Из Локарно только что вернулся мой коллега Дмитрий Волчек, которого я и попрошу поделиться своими впечатлениями, прежде всего рассказать о той обстановке, в которой проходит фестиваль в Локарно.

Дмитрий Волчек: Вы знаете, первое и самое главное, то, о чем вы говорите, очевидно, это то, что главные показы вечером, это показы внеконкурсной программы, проходят на центральной площади города Пьяцце Гранде на гигантском экране, это самый большой экран в Европе. И обычно каждый вечер где-то в половине десятого показывают один или даже два фильма. В этом году очень интересная программа этих вечерних показов, необычная. И те, кто побывал в прошлые выпуски этого фестиваля, говорят, что она отличается существенно и некоторые даже ее критикуют, потому что, может быть, она слишком арт-хаузная в этом году. Мне, я первый раз в Локарно, она показалась очень интересной.

Петр Вайль: Арт-хаузная - это можно сказать, что фестиваль несколько элитарный, по крайней мере в этом году?

Дмитрий Волчек: Это фестиваль класса А, так что он не так уж элитарен, это фестиваль, который приглашает больших режиссеров, большие продукции, в том числе и голливудские. Но в этот раз показы на Пьяцце Гранде может быть подходят не для всех зрителей, не все показы, но некоторые фильмы, она, скорее, для небольшой аудитории. Вот фильм Такаши Миики, японского режиссера, очень модного сейчас, это третья часть его трилогии "Живым или мертвым", первая часть была в российском прокате и вышла на видео в России, пользовалась большим успехом. Вторая была на каннском кинорынке в этом году. И вот сейчас он только что закончил третью часть этой трилогии. Как вы помните, это история борьбы, такой мистической борьбы, протянутой на несколько столетий, между японским полицейским и китайским мафиози. И в конце первой части мы узнаем, что они не совсем люди, а как бы мутанты. И сейчас в третьей части действие происходит в 2346-м году, через триста лет после начала этой истории. И выясняется, что это люди-роботы, которые сражаются на каком-то особом уровне в новом столетии. Другой фильм, который очень интересен и очень необычен, это экранизация части знаменитого комикса Хуго Пратта "Корте Мальтезе", полное название фильма "Корте Мальтезе. Секретный двор Арканов". Корте Мальтезе это герой комиксов Хуго Пратта, итальянского художника и романиста. Комиксы эти в основном были сделаны в 60-70-е годы, это первая экранизация, очень успешная, они пользуются огромным успехом в Европе и переведены на многие языки. И интересно то, что многие эти комиксы связаны с русской темой. Сейчас для экранизации был выбран один из этих комиксов поздний "Корте Мальтезе в Сибири". И там появляются русские персонажи, персонажи русской истории, в частности, Распутин. Это как бы альтер-эго самого Корте Мальтезе, венецианского авантюриста-моряка, темная часть его природы, который всюду сопровождает персонажа. Действие происходит в 1919-м году, Распутин по-прежнему жив. Распутин искусственный, у него искусственная биография, он сын балерины Мариинского театра, которая затем пришла в труппу Мориса Питепа, и дамского портного из Петербурга. Но при этом он выглядит как Распутин. И он как бы подталкивает Корте Мальтезе, этого красавца, на какие-то скверные поступки. В этой части они ищут золото Колчака. Бронированный поезд, который следует из Сибири в Шанхай, и вокруг него строится эта интрига, там завязана "Шанхайские триады", несколько секретных китайских обществ, которые охотятся за этим золотом, а также появляются такие персонажи как барон Унгерн, с которым он встречается, сам Колчак, который погибает в Иркутске, как и следует, и атаман Семенов, который спасает его от преследований некоей вымышленной русской графини Марины Семеновой. Очень интересный комикс, это, естественно, мультфильм, великолепная анимация, изысканное кино, но это, скорее, как я сказал, арт-хаузный показ. Для публики, а на Пьяцце Гранде собирается около тысяч человек, и, как правило, площадь заполнена, это, может быть, даже много.

Петр Вайль: А как реагирует публика в таком необычном показе, все-таки это не зал, даже не очень большой зал, а вот именно такое площадное искусство? Тут какая-то смесь старинных уличных жанров с современным кино.

Дмитрий Волчек: Да, кроме того, ведь площадь окружена ресторанами и можно смотреть фильм из ресторана и при этом заказывать что-то. То есть в общем обстановка довольно расслабленная. К сожалению, климат такой, что почти каждый вечер начинается дождь, и люди открывают зонты, некоторые берут стулья пластиковые и надевают их на головы или убегают под какие-то ресторанные навесы. То есть действительно это такое представление, в котором сама публика участвует наряду с тем, что происходит на экране. К сожалению, фильм "Олигарх" Павла Лунгина, тоже фильм на русскую тему, который прошел с большим успехом в Локарно, и очень многие швейцарские федеральные чиновники были, в том числе и сам президент швейцарской конфедерации, на этом просмотре, к сожалению, он был слегка, или, может быть, даже сильно омрачен этим дождем.

Петр Вайль: Насколько я знаю, из той публики, которая собралась ан "Олигарха", шесть тысяч по подсчетам досмотрели фильм до конца под проливным дождем, что в какой-то степени характеризует его качество. Какое впечатление произвел этот фильм на публику Локарно?

Дмитрий Волчек: Вы знаете, я думаю, что интерес к этому фильму связан с последними скандалами, которые разразились вокруг русской мафии. Это дело Тайванчика, которое обсуждалось, естественно, в кулуарах и как-то оно может быть повлияло на восприятие и на интерес к этому. И потом, не забудьте, что Швейцария такая Мекка для различных финансовых махинаций, которые по традиции всегда связывают с русскими именами. Недалеко Лугано, центр такого рода операций. И публика швейцарская интересуется этим не только из артистических соображений.

Петр Вайль: Я напомню, что фильм Павла Лунгина "Олигарх" воспроизводит в известной степени замаскированную, но замаскированную очень прозрачно, историю Бориса Березовского, это прототип главного героя Платона Маковского, которого исполняет популярнейший российский киноартист Владимир Машков. А вот локарнская публика узнавала Березовского, знает она его?

Дмитрий Волчек: Вы знаете, я думаю, что нет. Это, конечно, обобщенный образ нового русского. Фильм, кстати, в французском оригинале называется "Новый русский", это ко-продукция русско-французская. И точно же, как и в ситуации с Корте Мальтезе, конечно, мало кто из аудитории в Локарно знает атамана Семенова или барона Унгерна. Конечно, это персонаж такого же сказочного, волшебного плана. Я посмотрел некоторые рецензии, которые появились после этого просмотра. Конечно, это скорее анекдотический персонаж, все упоминают этот анекдот знаменитый, что как-то купил галстук за три тысячи долларов, когда в соседнем магазине он продается за пять. То есть образ этого нового русского, которому все доступно, который не считает денег, он скорее ближе к этому персонажу комиксов Хуго Пратта.