Гражданская панихида по Валентину Плучеку

Марина Тимашева, Москва: В субботу в московской квартире на 93-м году жизни скончался главный режиссер и художественный руководитель Театра Сатиры Валентин Плучек. Сегодня в театре прошла гражданская панихида. Ни на одном даже самом рядовом спектакле Валентина Плучека не было так мало народа, как на прощании с ним. Труппа театра - на гастролях в Кемерово, поэтому из знаменитых артистов были только Александр Ширвиндт, Вера Васильева, Ольга Аросева и Нина Архипова. Другие театры тоже на гастролях - от них представительствовал Михаил Ульянов. Видимо, далеко от Москвы министр культуры и председатель Союза театральных деятелей - Михаила Швыдкого и Александра Калягина не было. Вышло, что начали траурный митинг чиновники из московского правительства и Министерства культуры, да и те не первого ранга. Куда исчезла всегда благодарная Плучеку за его спектакли аудитория - тоже непонятно, но ни портрета Валентина Николаевича, ни траурного стенда возле театра не было выставлено, и одна женщина спросила у меня, все ли могут зайти попрощаться или только свои. Грустно все это. Особенно грустно оттого, что Плучек был действительно последним из могикан драматического театра ХХ века, создателем своего совершенно неповторимого театра. Рассказывает Марина Коростылева, в течение многих лет она возглавляла литературную часть театра:

Марина Коростылева: Ушел последний крупный режиссер ХХ века. Именно ХХ, потому что начал он еще учеником Мейерхольда, потом он создал студию Арбузова и Плучека, из которой вышла почти вся художественная интеллигенция середины ХХ века в Советском Союзе, потом он работал в театре Северного флота, под бомбами и пулями, тем не менее, делал веселые радостные спектакли для моряков, и потом он принял для себя театр, который назывался Театр Сатиры, но существовал скорее как театр эстрады, это был театр нескольких блестящих актеров с репризами, номерами, но это не был театр репертуарный, и 40 лет он строил этот театр. Он строил труппу сплошь из звезд, и Андрей Миронов, и Анатолий Дмитриевич Папанов, и Ткачук, и Георгий Павлович Менглет, и Нина Николаевна Архипова, Ольга Александровна Аросева, и Александр Ширвиндт, и Михаил Державин, и Спартак Мишулин, это те люди, которых он собирал, коллекционировал, которым он давал возможность играть не то, что они играли в кино. Конечно, для широкой публики имя режиссера - нечто такое туманное и не очень понятное. Но люди, которые являются подлинными театралами и те, кто работают в театре, понимают, что труппы, репертуары, лицо театра создает режиссер, который стоит во главе. И это был человек, который мог часами петь матерные частушки или часами читать наизусть Пастернака или Маяковского. И в этом был его объем, и в этом была его прелесть, и в этом был его масштаб. Это был человек классный, серьезный, который понимал ,что такое руководить, и при этом был абсолютно прост, доступен, при очень мощном интеллектуальном багаже.

Марина Тимашева: Похороны Валентина Николаевича Плучека назначены только на 40-й день, когда с гастролей вернутся артисты Театра Сатиры.