Марина Тимашева, Москва: В московской театральной жизни произошло событие, о котором, безо всякой надежды, мечтали все - литовский режиссер Эймунтас Некрошюс поставил с российскими актерами пьесу Чехова "Вишневый сад"
Эймунтас Некрошюс, по крайней мере, у российских специалистов, числится режиссером номер один. Его спектакли "Дядя Ваня" и "Квадрат", "Три сестры" и "Маленькие трагедии", "Макбет" и "Гамлет" входят в хрестоматии по истории мирового театра. Однако, все они были сыграны артистами из Литвы. Пару лет назад Некрошюс начал работать за рубежом. Одним из спектаклей, показанных в России, стала "Чайка" с актерами из Италии. Стало ясно, что при значительных усилиях, можно все же уговорить Некрошюса сделать что-то в Москве, в которой он когда-то учился. Значительные усилия предпринял Театральный Фонд имени Станиславского и его директор Зейнаб Саид-Заде:
Зейнаб Саид-Заде: Этот спектакль репетировался в городе Вильнюсе в театре "Мено Фортас". Российские актеры впервые выехали к величайшему режиссеру современности Эймунтасу Некрошюсу. Все оставшееся время мы работали на этой сцене.
Марина Тимашева: Зрителей перед Культурным Центром СТД просят не стоять на улице с билетами в руках, их вырывают из рук, чтобы не сказать рвут с руками. Билеты стоят две с половиной тысячи рублей, спектакль идет шесть часов - это никого не останавливает, на все четыре спектакля билеты распроданы. И этого следовало бы дождаться, потому что Эймунтас Некрошюс - один из последних могикан, умеющий освоить большое сценическое пространство. Маленький зал вреден для его постановок. Артисты, набранные из разных трупп, и играют по-разному. Людмила Максакова (Раневская) - очень эксцентричная актриса, внешне- резкой пластической формы, Евгений Миронов (Лопахин) - блестящий артист театра представления, подробнейшим образом имитирующий психологическое проживание, Владимир Ильин ( Гаев) и Алексей Петренко ( Фирс) - подлинно глубокие представители психологической школы, невообразимо естественные и органичные. Единственной, кому удается совпасть с той актерской школой, лидером которой и является Некрошюс, стала Инга Оболдина в роли Вари. Об ансамблевости исполнения и речи нет, спектакль распадается на отдельные актерские номера . К тому же, "Вишневый сад" в представлении Некрошюса оказался очень тяжелым психологически. Получается, что Раневская приезжает в имение не для того, чтобы приветствовать новую жизнь, но для того, чтобы прощаться с жизнью вообще. Действующие лица и не предполагают возможности благополучного исхода дела. Как смертники в камере, они ждут только окончательного приговора. И даже не повеселишься на собственных похоронах, как говорила кэрроловская Алиса.
Эймунтас Некрошюс, по крайней мере, у российских специалистов, числится режиссером номер один. Его спектакли "Дядя Ваня" и "Квадрат", "Три сестры" и "Маленькие трагедии", "Макбет" и "Гамлет" входят в хрестоматии по истории мирового театра. Однако, все они были сыграны артистами из Литвы. Пару лет назад Некрошюс начал работать за рубежом. Одним из спектаклей, показанных в России, стала "Чайка" с актерами из Италии. Стало ясно, что при значительных усилиях, можно все же уговорить Некрошюса сделать что-то в Москве, в которой он когда-то учился. Значительные усилия предпринял Театральный Фонд имени Станиславского и его директор Зейнаб Саид-Заде:
Зейнаб Саид-Заде: Этот спектакль репетировался в городе Вильнюсе в театре "Мено Фортас". Российские актеры впервые выехали к величайшему режиссеру современности Эймунтасу Некрошюсу. Все оставшееся время мы работали на этой сцене.
Марина Тимашева: Зрителей перед Культурным Центром СТД просят не стоять на улице с билетами в руках, их вырывают из рук, чтобы не сказать рвут с руками. Билеты стоят две с половиной тысячи рублей, спектакль идет шесть часов - это никого не останавливает, на все четыре спектакля билеты распроданы. И этого следовало бы дождаться, потому что Эймунтас Некрошюс - один из последних могикан, умеющий освоить большое сценическое пространство. Маленький зал вреден для его постановок. Артисты, набранные из разных трупп, и играют по-разному. Людмила Максакова (Раневская) - очень эксцентричная актриса, внешне- резкой пластической формы, Евгений Миронов (Лопахин) - блестящий артист театра представления, подробнейшим образом имитирующий психологическое проживание, Владимир Ильин ( Гаев) и Алексей Петренко ( Фирс) - подлинно глубокие представители психологической школы, невообразимо естественные и органичные. Единственной, кому удается совпасть с той актерской школой, лидером которой и является Некрошюс, стала Инга Оболдина в роли Вари. Об ансамблевости исполнения и речи нет, спектакль распадается на отдельные актерские номера . К тому же, "Вишневый сад" в представлении Некрошюса оказался очень тяжелым психологически. Получается, что Раневская приезжает в имение не для того, чтобы приветствовать новую жизнь, но для того, чтобы прощаться с жизнью вообще. Действующие лица и не предполагают возможности благополучного исхода дела. Как смертники в камере, они ждут только окончательного приговора. И даже не повеселишься на собственных похоронах, как говорила кэрроловская Алиса.