Московский международный кинофестиваль – засилье мелодрам

Марина Тимашева, Москва: В конкурсной программе Московского Международного кинофестиваля осталось четыре картины. Просмотренных фильмов становится все больше, а претендентов на награды не прибавляется.

Сегодня в конкурсной программе побывали еще два фильма. Один из них сделан Болгарией в копродукции с Македонией. Он называется "Разогреть вчерашний обед" и является дебютом режиссера Костадина Бонева. В некоторой степени этот фильм можно сравнивать с венгерской лентой Кароя Макка "Неделя в Пеште и Буде". Классик венгерской кинематографии рассказал историю о том, как на старости лет венгерский эмигрант узнает, что его выдала КГБ бывшая возлюбленная.

В дебютной ленте Костадина Бонева история ХХ века увидена глазами героини. Молодым документалистам она рассказывает о том, через что прошла - от сербской власти перед войной, через немецкую оккупацию и коммунизм, до наших дней. А в наши дни, люди, которые становились по велению времени то сербскими националистами, то фашистами, то коммунистами, продолжают править бал и очень не хотят, чтобы кто-нибудь услышал правдивую историю. Сценарий хороший и умный, странно только, что героям ленты должно быть по самым приблизительным подсчетам лет 80, а им не дашь более шестидесяти. Во всем остальном этот фильм принципиально не отличается от общей конкурсной картины.

Если не знать отборочную комиссию, которая выбирала для ММКФ картины, и попробовать представить себе коллективный ее портрет, то у вас выйдет пожилая домохозяйка с незаконченным высшим образованием. Только она могла предложить на суд высокого жюри сплошь одни мелодрамы. Они могут разворачиваться в Англии времен Оливера Кромвеля, в Триесте времен югославской войны, в современной Македонии или Венгрии, жанр не меняется. Да и качество исполнения в большинстве фильмов - ниже среднего. А в колумбийской ленте " Несчастная любовь" - вовсе запредельное. Ах, как красиво описан в каталоге сюжет: юная прелестная девушка всю жизнь любит одного человека, но обручальное кольцо он наденет ей на палец, когда она умрет. И что мы видим: троих наркоманов, которые безостановочно колются, занимаются друг с другом любовью в полном беспамятстве и в том же состоянии убивают родных и знакомых. Кажется, мы должны им сочувствовать.

Эта тема - одна из магистральных в той картине мирового кино, которая создается конкурсом ММКФ. Возможно, пожилым домохозяйкам больше сочувствовать некому, но реальной картины мирового кино конкурс московский не отражает, и пока, до сих пор, единственным претендентом на главную награду является фильм "Сова", принадлежащий японскому режиссеру Канэто Синдо. Если он получит эту награду, она станет для него уже четвертой наградой Московского международного кинофестиваля.