Программу ведет Петр Вайль. Участвуют обозреватели Радио Свобода Марина Тимашева и Елена Фанайлова.
Петр Вайль: В Москве открывается Международный кинофестиваль. О его программе рассказывает Марина Тимашева:
Марина Тимашева: Обычно фильмы представляют съемочные группы, но "Восемь женщин" или хотя бы один мужчина ( режиссер Франсуа Озон) в Москву не приедут. По слухам, Катрин Денев запросила за свой визит 50 тысяч долларов, в которых ей и было отказано. Еще отказано от участия в конкурсной программе югославской ленте "Виртуальная реальность". Ее показали на фестивале Бурляева "Золотой Витязь", а по условиям конкурсов класса "А" картина, предъявленная в одном международном смотре, не может быть показана в другом. В конкурсе осталось 15 фильмов. Из них - два российских: "Кукушка" Александра Рогожкина и " Одиночество крови" - дебют Романа Прыгунова. И еще один, снятый на Украине, но русскоязычный, принадлежит Кире Муратовой. Его взяли, не глядя: фильм сделан только что, но авторитет Киры Муратовой слишком велик. Еще один фильм дал Кшиштоф Занусси. Он называется "Дополнение" и действительно является продолжением картины "Жизнь, как смертельная болезнь", удостоенной Гран-при предыдущего московского кинофестиваля. Та же история увидена глазами другого героя. Отборщикам во главе с Кириллом Разлоговым удалось добыть для конкурса еще и ленту братьев Тавиани - не больше, не меньше, как экранизацию "Воскресения" Льва Толстого. Плюс Боб Райфельсон согласился отдать в конкурс новую ленту "Дом на Турецкой улице". Судить конкурс будет международное жюри во главе с Чингизом Айтматовым, в составе жюри - замечательный голландский режиссер Йос Стеллинг. Несколько странно, что в жюри, кроме писателя Айтматова, одни только режиссеры.
Уйма интереснейших фильмов во внеконкурсных программах: чего стоит одна только ретроспектива фильмов Стенли Кубрика. Или то обещанный, то отозванный, то опять обещанный лауреат последнего Каннского фестиваля, фильм "Пианист" Романа Поланского. Пока каталог своей программы "Восемь с половиной" подготовил один только Петр Шепотинник. Тут и фильм "Сын" Дарденнов ( премия за лучшую мужскую роль в Каннах), и красивейший "Госфорд-парк" Роберта Олтмена, и "Мнение сторон" Иштвана Сабо, и "Отель" Майка Фиггиса. Откроется же программа фильмом Жака Перрена "Кочевники-птицы". Он снят в немыслимой технологии: камера летала вместе с птицами. Зритель, стало быть, видит мир в прямом значении слов с высоты птичьего полета. Хорошо бы и киноманам научиться летать: ведь никакого единого фестивального центра создать не удалось и показы будут проходить в девяти кинотеатрах города. Учитывая, сколько значительных событий обещает фестиваль, остается пожалеть себя и всех поклонников кинематографа.
Петр Вайль: Фестиваль открылся внеконкурсным фильмом Франсуа Озона "Восемь женщин". Это черный семейный детектив, в котором снялись 8 французских кинозвезд, каждая из которых олицетворяет свою эпоху в кино и в жизни. Слово Елене Фанайловой:
Елена Фанайлова: Новый фильм Франсуа Озона, который в первую же неделю проката по Франции побил прошлогодний рекорд незабвенной Амели Пулен, был выбран для внеконкурсного показа на Московском кинофестивале, но так понравился дирекции, что именно с него начинается весь фестиваль. "Восемь женщин" - это детективная история, где соблюдается модное в этом сезоне единство действия и времени. Черная рождественская сказочка для взрослых. В сочельник в богатом доме происходит убийство его хозяина, и восемь женщин, отрезанные по законам жанра от цивилизации - дом занесен снегом, телефонные провода перерезаны, а ворота заклинены, подозревают друг друга в злодействе и публично оправдываются.
"Восемь женщин" - это еще и восемь кинозвезд, восемь красавиц. Легенда французского кино Катрин Денев, французская женщина 90-х Эмманюэль Беар, последняя звезда новой волны, Фанни Ардан, Виржини Ледойен, она же Амели Пулен, Даньель Даррье - актриса первых черно-белых фильмов, Фирмин Ришар, французский аналог Вупи Голдберг, молоденькая Людивин Санье, которую Озон снял в "Каплях дождя на раскаленной крыше", и, наконец, меланхоличная и страстная Изабель Юппер. Кроме того, "Восемь женщин" - жесткая, смешная и оперативная пародия на "Танцующую в темноте" Ларса фон Триера и "Мулен Руж" Беза Лурмана. Оба этих фильма в прошлом сезоне вернули забытый жанр мюзикла в арсенал мирового кинематографа. Если фон Триер настаивает на том, что кровь на экране совсем не клюквенная, а Лурман на всепобеждающей силе любви, то Озон превращает убийство и тайные страсти обитателей дома при помощи вставных музыкальных номеров в откровенный и поэтому безопасный для зрителей балаган. Песенки, которые исполняют актрисы - это романтические шлягеры 60-х и 70-х. С музыкально-танцевальной идеи началась работа над фильмом. Актрисам показывали кассеты с номерами, которые они должны исполнить. Ни одна не отказалась. В фильме достаточно прямых киноцитат, которые вызывают нервный смех публики. Сцена соблазнения жены покойного, которую исполняет Катрин Денев, его порочной сестрицей Фанни Ардан безжалостно пародирует одну из последних сцен "Соседки" Трюффо, где Ардан исполняла главную роль. А Изабель Юппер играет пародию на собственную роль в нашумевшей "Пианистке". За рояль садится та же старая дева, одержимая эротическими страстями, но когда она поет о неразделенной любви и плачет, это может растрогать по настоящему.
Озон из культового хулигана превращается в культового режиссера. Если "Капли на раскаленной крыше" и "Криминальные любовники" завоевали ему славу молодого негодяя, то последний его фильм "Под песком" показал, что он претендует на роль нового денди от французского кино. После этой довольно сдержанной и стильной ленты с постаревшей, но прекрасной Шарлоттой Рэмплинг, звездой картин Лукино Висконти и Лилиано Кавани, стало понятно, что Франсуа Озон претендует на роль "взрослого", и что "взрослые" актрисы могут ему довериться. Он с успехом тиражирует найденный прием - звезда, за которой тянется шлейф ее ролей, может играть не роль, но образ роли. Трагедия же "Восьми женщин" заканчивается общим планом восьми кинокрасавиц, которые, выстроившись в ряд, берутся перед камерой за руки. Поклонники Амели Пулен будут очень довольны.
Петр Вайль: В Москве открывается Международный кинофестиваль. О его программе рассказывает Марина Тимашева:
Марина Тимашева: Обычно фильмы представляют съемочные группы, но "Восемь женщин" или хотя бы один мужчина ( режиссер Франсуа Озон) в Москву не приедут. По слухам, Катрин Денев запросила за свой визит 50 тысяч долларов, в которых ей и было отказано. Еще отказано от участия в конкурсной программе югославской ленте "Виртуальная реальность". Ее показали на фестивале Бурляева "Золотой Витязь", а по условиям конкурсов класса "А" картина, предъявленная в одном международном смотре, не может быть показана в другом. В конкурсе осталось 15 фильмов. Из них - два российских: "Кукушка" Александра Рогожкина и " Одиночество крови" - дебют Романа Прыгунова. И еще один, снятый на Украине, но русскоязычный, принадлежит Кире Муратовой. Его взяли, не глядя: фильм сделан только что, но авторитет Киры Муратовой слишком велик. Еще один фильм дал Кшиштоф Занусси. Он называется "Дополнение" и действительно является продолжением картины "Жизнь, как смертельная болезнь", удостоенной Гран-при предыдущего московского кинофестиваля. Та же история увидена глазами другого героя. Отборщикам во главе с Кириллом Разлоговым удалось добыть для конкурса еще и ленту братьев Тавиани - не больше, не меньше, как экранизацию "Воскресения" Льва Толстого. Плюс Боб Райфельсон согласился отдать в конкурс новую ленту "Дом на Турецкой улице". Судить конкурс будет международное жюри во главе с Чингизом Айтматовым, в составе жюри - замечательный голландский режиссер Йос Стеллинг. Несколько странно, что в жюри, кроме писателя Айтматова, одни только режиссеры.
Уйма интереснейших фильмов во внеконкурсных программах: чего стоит одна только ретроспектива фильмов Стенли Кубрика. Или то обещанный, то отозванный, то опять обещанный лауреат последнего Каннского фестиваля, фильм "Пианист" Романа Поланского. Пока каталог своей программы "Восемь с половиной" подготовил один только Петр Шепотинник. Тут и фильм "Сын" Дарденнов ( премия за лучшую мужскую роль в Каннах), и красивейший "Госфорд-парк" Роберта Олтмена, и "Мнение сторон" Иштвана Сабо, и "Отель" Майка Фиггиса. Откроется же программа фильмом Жака Перрена "Кочевники-птицы". Он снят в немыслимой технологии: камера летала вместе с птицами. Зритель, стало быть, видит мир в прямом значении слов с высоты птичьего полета. Хорошо бы и киноманам научиться летать: ведь никакого единого фестивального центра создать не удалось и показы будут проходить в девяти кинотеатрах города. Учитывая, сколько значительных событий обещает фестиваль, остается пожалеть себя и всех поклонников кинематографа.
Петр Вайль: Фестиваль открылся внеконкурсным фильмом Франсуа Озона "Восемь женщин". Это черный семейный детектив, в котором снялись 8 французских кинозвезд, каждая из которых олицетворяет свою эпоху в кино и в жизни. Слово Елене Фанайловой:
Елена Фанайлова: Новый фильм Франсуа Озона, который в первую же неделю проката по Франции побил прошлогодний рекорд незабвенной Амели Пулен, был выбран для внеконкурсного показа на Московском кинофестивале, но так понравился дирекции, что именно с него начинается весь фестиваль. "Восемь женщин" - это детективная история, где соблюдается модное в этом сезоне единство действия и времени. Черная рождественская сказочка для взрослых. В сочельник в богатом доме происходит убийство его хозяина, и восемь женщин, отрезанные по законам жанра от цивилизации - дом занесен снегом, телефонные провода перерезаны, а ворота заклинены, подозревают друг друга в злодействе и публично оправдываются.
"Восемь женщин" - это еще и восемь кинозвезд, восемь красавиц. Легенда французского кино Катрин Денев, французская женщина 90-х Эмманюэль Беар, последняя звезда новой волны, Фанни Ардан, Виржини Ледойен, она же Амели Пулен, Даньель Даррье - актриса первых черно-белых фильмов, Фирмин Ришар, французский аналог Вупи Голдберг, молоденькая Людивин Санье, которую Озон снял в "Каплях дождя на раскаленной крыше", и, наконец, меланхоличная и страстная Изабель Юппер. Кроме того, "Восемь женщин" - жесткая, смешная и оперативная пародия на "Танцующую в темноте" Ларса фон Триера и "Мулен Руж" Беза Лурмана. Оба этих фильма в прошлом сезоне вернули забытый жанр мюзикла в арсенал мирового кинематографа. Если фон Триер настаивает на том, что кровь на экране совсем не клюквенная, а Лурман на всепобеждающей силе любви, то Озон превращает убийство и тайные страсти обитателей дома при помощи вставных музыкальных номеров в откровенный и поэтому безопасный для зрителей балаган. Песенки, которые исполняют актрисы - это романтические шлягеры 60-х и 70-х. С музыкально-танцевальной идеи началась работа над фильмом. Актрисам показывали кассеты с номерами, которые они должны исполнить. Ни одна не отказалась. В фильме достаточно прямых киноцитат, которые вызывают нервный смех публики. Сцена соблазнения жены покойного, которую исполняет Катрин Денев, его порочной сестрицей Фанни Ардан безжалостно пародирует одну из последних сцен "Соседки" Трюффо, где Ардан исполняла главную роль. А Изабель Юппер играет пародию на собственную роль в нашумевшей "Пианистке". За рояль садится та же старая дева, одержимая эротическими страстями, но когда она поет о неразделенной любви и плачет, это может растрогать по настоящему.
Озон из культового хулигана превращается в культового режиссера. Если "Капли на раскаленной крыше" и "Криминальные любовники" завоевали ему славу молодого негодяя, то последний его фильм "Под песком" показал, что он претендует на роль нового денди от французского кино. После этой довольно сдержанной и стильной ленты с постаревшей, но прекрасной Шарлоттой Рэмплинг, звездой картин Лукино Висконти и Лилиано Кавани, стало понятно, что Франсуа Озон претендует на роль "взрослого", и что "взрослые" актрисы могут ему довериться. Он с успехом тиражирует найденный прием - звезда, за которой тянется шлейф ее ролей, может играть не роль, но образ роли. Трагедия же "Восьми женщин" заканчивается общим планом восьми кинокрасавиц, которые, выстроившись в ряд, берутся перед камерой за руки. Поклонники Амели Пулен будут очень довольны.