Первые фильмы конкурсной программы Московского международного кинофестиваля

Марина Тимашева, Москва: Сегодня в кинотеатре "Пушкинский" стартовала конкурсная программа фестиваля. Члены жюри посмотрят фильмы вечером, но с прессой они уже встретились. Церемония открытия была традиционно лаконична. Ее зрительный ряд был связан с творчеством Бориса Барнета, которому исполнилось бы в этом году 100 лет. На экране демонстрировали кадры его фильма " Девушка с коробкой", на сцене девушка оживала в танце. Немой фильм озвучивал ансамбль Алексея Айги. От имени правительства ММКФ поздравила Валентина Матвиенко, она же зачитала текст приветствия Владимира Путина. Приз за вклад в мировое кино был посмертно вручен Григорию Чухраю. Во время прошлого фестиваля он был еще жив, но никто о Григории Чухрае не вспомнил. В день открытия нынешнего фестиваля хоронили кинодраматурга Анатолия Гребнева, и опять никому не пришло в голову почтить память автора "Июльского дождя". Не знаю, кто получил места в партере, но классик советского кино 83-летний Георгий Натансон сидел в -надцатом ряду бельэтажа. Наверное, ему трудно туда было подниматься. Зато со сцены Никита Михалков трогательно рассказывал о своей в Америке встрече со звездой фильмов Барнета Анной Стен.

А конкурсная программа открылась двумя лентами. Одна из Чехии, режиссера Дана Сватека. Никаких художественных достоинств ( разве что жалобная попытка внедрить фильм, снятый в технике догмы, в обычное кино). История простая: молодой чех приговорен к 50 годам тюремного заключения в неназванной азиатской стране с монархическим правлением. Тема болезненная и для азиатских стран с их опытом опиумных войн, и для европейского сообщества, но по самому фильму об этом не догадаешься.

Фильм "Все - кувырком" - копродукция Дании-Германии. Сделан режиссером-женщиной Хеллой Йооф, но повествует о любви гомосексуалистов. Слащавая сказочка о том, как один гомосексуалист ушел от другого к женщине, но потом вернулся. Оба фильма не оставляют в памяти никакого следа, в голове - ни одной мысли. Такое можно смотреть по телевизору, если решительно нечем заняться. После первого конкурсного показа на пресс-конференции членов жюри Председатель Чингиз Айтматов говорил о наболевшем: кино теперь проходит по ведомству не искусства, но бизнеса.