Программу ведет Владимир Бабурин. Принимает участие театральный обозреватель Радио Свобода Марина Тимашева.
Владимир Бабурин: В последний день апреля в Московском Художественном театре имени Чехова было представлено достаточно необычное издание, книга называется "Все герои А.П.Чехова - вся Россия". Это алфавитный каталог всех чеховских литературных персонажей от героев коротких рассказов до пьес. Рядом со мной в студии наш театральный обозреватель Марина Тимашева. Когда я взял в руки эту книгу, первое, что подумал - совершено замечательное пособие для любителей составлять и разгадывать кроссворды. Потом, когда посмотрел, на какой хорошей бумаге, как красиво и с какой любовью все издано, а когда еще посмотрел список участников этой презентации, что ни фамилия, то имя, я понял, что все-таки, наверное, был неправ.
Марина Тимашева: Не прав отчасти, отчасти прав. Я понимаю, что в Петербурге женщина по имени Марина Ткаченко, она просто когда-то заинтересовалась переписью населения. Но только переписью населения не в нашем сегодняшнем смысле слова, а переписью художественного населения, которое жило в России в конце 19 - начале 20-го века, которое представлено в произведениях Антона Павловича Чехова. И очевидно, артисту Гуськову эта идея так понравилась, что он помог эту книгу издать. Помимо всего прочего в ней шикарные фотографии актеров в киноролях. И она очень смешная, с одной стороны, потому что смешные фамилии, а с другой стороны, очень трогательная, потому что даже если вы видите лица живых артистов, например, Никиты Михалкова или Александра Калягина, но в любимых ролях, когда они были молодыми, то эти смешные фамилии, накладываясь на эти очень красивые молодые лица, они рождают те ощущения, которые обычно рождаются из произведений Антона Павловича Чехова - слезы и смех.
По установленному в фойе Московского Художественного театра экрану плыли кадры немого кино, аккомпанировал, как положено, тапер. Потом пошли фрагменты фильмов по произведениям Чехова со звуком, многие из тех, кого вы видели на экране, сами смотрели на себя из зала - Владимир Зельдин и Олег Табаков, Станислав Любшин и Ия Савина. Кстати, ей посвятил отдельную речь автор фильма "О любви", снятого по чеховским мотивам, Сергей Соловьев. Говорил он не о своем фильме, но о старой "Даме с собачкой", о той именно сцене, где скучающий после ночи, проведенной с Анной Сергеевной, Гуров ест арбуз.
Сергей Соловьев: Лучшее, что я видел сыгранное по Чехову, это "Дама с собачкой". Как Баталов косточки с арбуза ножиком стряхивает, и как Ия говорила: "А что же теперь делать?". Это, может быть, самое простое и самое убедительное существование жизни этого восхитительного человека.
Марина Тимашева: Собрались все знаменитости ради книги, которая называется "Все герои А.П.Чехова - вся Россия". Принято считать Чехова родоначальником театра абсурда. Новое издание - своего рода дань этому мнению. Представьте себе двухсотстраничную книгу, в которой кроме фотографий содержатся имена, фамилии, должности чеховских персонажей. Казалось бы, кому это нужно? Отвечает ректор школы-студии МХАТ Анатолий Смелянский.
Анатолий Смелянский: Берковский когда-то написал, что перечисляя, какие сословия у Чехова, сколько представлено, какая Россия, впервые. Он говорил: "Если бы молодой царь Николай Второй прочитал бы всего Чехова, он бы мог себе ясно представить, какой страной он начал управлять. Может быть, не случилось бы того, что случилось".
Марина Тимашева: Мы не цари, цари не мы, с этой точки зрения книгу нам читать бесполезно. Она доставит много радости людям с чувством юмора. Чего стоят одни фамилии чеховских героев.
Анатолий Смелянский: Это такая первая, по-моему, я такого не помню, попытка взять, собрать в алфавитном порядке две тысячи с чем-то имен чеховских героев и представить это как телефонную книгу. Вот такая история. Когда я стал подряд читать эти имена, то сначала выдергиваешь какие-то смешные фамилии. И потом понимаешь, что действительно это не просто чеховская Россия, а чеховская Россия последних трех десятилетий 19-го и начала 20-го века. Представители всех сословий, то есть объем, охват России от религиозного сословия до борделя, от Сахалина до Петербурга, от актеров до суфлеров, от антрепренеров до газетчиков. Как представлен театр, под какими фамилиями люди жили в театре, это почти исчерпывающий список. Альфонсо Зинзабо - писатель, Измученков Михайло Федотыч - бас, Индюков Кузьма Алексеевич - антрепренер. Поджаров - первый любовник, Прилипчин - лирический тенор, Генри Пуркуа - клоун, Светловидов Василий Васильевич - актер-комик, Свирипеева Леконида Ивановна - артистка, Сысунов - актер-любовник, Василск Африканович Тигров - актер-трагик, Тигров Максим - благородный сын, Унылов - актер-трагик, Хрипунов - артист. Наконец любимый мой - Дифтерит Алексеевич Женский - артист театров.
Марина Тимашева: У Олега Табакова личные воспоминания.
Олег Табаков: В детстве моем фамилий я прочитал много в Саратовском театре оперы и балета. Матео - плохой был тенор, Матеосов - еще хуже. А в Театре драмы, где царствовал один из корифеев российской провинциальной сцены, Иван Артемьевич Слонов, который играл с Верой Федоровной Комиссаржевской и там же были Несмелов, Карганов. Все это было взято Антоном Павловичем Чеховым из самой что ни на есть жизни. Может быть от того, что он знал этого так много, и он этим пользовался как-то так.
Марина Тимашева: Говорят, хороший актер может сыграть телефонную книгу. Хороший, как Марина Ткаченко, составитель может превратить алфавитный указатель в увлекательное чтение.
Владимир Бабурин: В последний день апреля в Московском Художественном театре имени Чехова было представлено достаточно необычное издание, книга называется "Все герои А.П.Чехова - вся Россия". Это алфавитный каталог всех чеховских литературных персонажей от героев коротких рассказов до пьес. Рядом со мной в студии наш театральный обозреватель Марина Тимашева. Когда я взял в руки эту книгу, первое, что подумал - совершено замечательное пособие для любителей составлять и разгадывать кроссворды. Потом, когда посмотрел, на какой хорошей бумаге, как красиво и с какой любовью все издано, а когда еще посмотрел список участников этой презентации, что ни фамилия, то имя, я понял, что все-таки, наверное, был неправ.
Марина Тимашева: Не прав отчасти, отчасти прав. Я понимаю, что в Петербурге женщина по имени Марина Ткаченко, она просто когда-то заинтересовалась переписью населения. Но только переписью населения не в нашем сегодняшнем смысле слова, а переписью художественного населения, которое жило в России в конце 19 - начале 20-го века, которое представлено в произведениях Антона Павловича Чехова. И очевидно, артисту Гуськову эта идея так понравилась, что он помог эту книгу издать. Помимо всего прочего в ней шикарные фотографии актеров в киноролях. И она очень смешная, с одной стороны, потому что смешные фамилии, а с другой стороны, очень трогательная, потому что даже если вы видите лица живых артистов, например, Никиты Михалкова или Александра Калягина, но в любимых ролях, когда они были молодыми, то эти смешные фамилии, накладываясь на эти очень красивые молодые лица, они рождают те ощущения, которые обычно рождаются из произведений Антона Павловича Чехова - слезы и смех.
По установленному в фойе Московского Художественного театра экрану плыли кадры немого кино, аккомпанировал, как положено, тапер. Потом пошли фрагменты фильмов по произведениям Чехова со звуком, многие из тех, кого вы видели на экране, сами смотрели на себя из зала - Владимир Зельдин и Олег Табаков, Станислав Любшин и Ия Савина. Кстати, ей посвятил отдельную речь автор фильма "О любви", снятого по чеховским мотивам, Сергей Соловьев. Говорил он не о своем фильме, но о старой "Даме с собачкой", о той именно сцене, где скучающий после ночи, проведенной с Анной Сергеевной, Гуров ест арбуз.
Сергей Соловьев: Лучшее, что я видел сыгранное по Чехову, это "Дама с собачкой". Как Баталов косточки с арбуза ножиком стряхивает, и как Ия говорила: "А что же теперь делать?". Это, может быть, самое простое и самое убедительное существование жизни этого восхитительного человека.
Марина Тимашева: Собрались все знаменитости ради книги, которая называется "Все герои А.П.Чехова - вся Россия". Принято считать Чехова родоначальником театра абсурда. Новое издание - своего рода дань этому мнению. Представьте себе двухсотстраничную книгу, в которой кроме фотографий содержатся имена, фамилии, должности чеховских персонажей. Казалось бы, кому это нужно? Отвечает ректор школы-студии МХАТ Анатолий Смелянский.
Анатолий Смелянский: Берковский когда-то написал, что перечисляя, какие сословия у Чехова, сколько представлено, какая Россия, впервые. Он говорил: "Если бы молодой царь Николай Второй прочитал бы всего Чехова, он бы мог себе ясно представить, какой страной он начал управлять. Может быть, не случилось бы того, что случилось".
Марина Тимашева: Мы не цари, цари не мы, с этой точки зрения книгу нам читать бесполезно. Она доставит много радости людям с чувством юмора. Чего стоят одни фамилии чеховских героев.
Анатолий Смелянский: Это такая первая, по-моему, я такого не помню, попытка взять, собрать в алфавитном порядке две тысячи с чем-то имен чеховских героев и представить это как телефонную книгу. Вот такая история. Когда я стал подряд читать эти имена, то сначала выдергиваешь какие-то смешные фамилии. И потом понимаешь, что действительно это не просто чеховская Россия, а чеховская Россия последних трех десятилетий 19-го и начала 20-го века. Представители всех сословий, то есть объем, охват России от религиозного сословия до борделя, от Сахалина до Петербурга, от актеров до суфлеров, от антрепренеров до газетчиков. Как представлен театр, под какими фамилиями люди жили в театре, это почти исчерпывающий список. Альфонсо Зинзабо - писатель, Измученков Михайло Федотыч - бас, Индюков Кузьма Алексеевич - антрепренер. Поджаров - первый любовник, Прилипчин - лирический тенор, Генри Пуркуа - клоун, Светловидов Василий Васильевич - актер-комик, Свирипеева Леконида Ивановна - артистка, Сысунов - актер-любовник, Василск Африканович Тигров - актер-трагик, Тигров Максим - благородный сын, Унылов - актер-трагик, Хрипунов - артист. Наконец любимый мой - Дифтерит Алексеевич Женский - артист театров.
Марина Тимашева: У Олега Табакова личные воспоминания.
Олег Табаков: В детстве моем фамилий я прочитал много в Саратовском театре оперы и балета. Матео - плохой был тенор, Матеосов - еще хуже. А в Театре драмы, где царствовал один из корифеев российской провинциальной сцены, Иван Артемьевич Слонов, который играл с Верой Федоровной Комиссаржевской и там же были Несмелов, Карганов. Все это было взято Антоном Павловичем Чеховым из самой что ни на есть жизни. Может быть от того, что он знал этого так много, и он этим пользовался как-то так.
Марина Тимашева: Говорят, хороший актер может сыграть телефонную книгу. Хороший, как Марина Ткаченко, составитель может превратить алфавитный указатель в увлекательное чтение.