Выставка коллекции яиц Фаберже в Патриарших палатах Кремля

Программу ведет Владимир Бабурин. Над темой работала Лиля Пальвелева.

Владимир Бабурин: В Патриарших палатах Кремля 18 мая была впервые представлена коллекция яиц Фаберже, привезенная в Россию Виктором Вексельбергом. Рассказывает Лиля Пальвелева:

Лиля Пальвелева: Название выставки "Фаберже: утерянный - обретенный". Смысловой акцент невольно делается на слове "обретенный". А как иначе? Вокруг февральского приобретения Вексельберга было столько шума и даже интриг. Например, кому, Кремлю или церкви, выпадет честь экспонирования. Кроме того, покупка очень дорогих вещей сделана очень богатым человеком, да еще на респектабельном аукционе "Сотбис". А еще значительная часть коллекции принадлежала прежде российской императорской семье, а потом американскому медиа-магнату Форбсу. Громкие имена, громкие события. А что же сами пасхальные яйца и другие ювелирные вещицы работы Фаберже? Признаться, при непосредственном знакомстве, не по телевизору, не на фотографии, они разочаровывают. Слишком пестрые, чрезмерно роскошные, "буржуазные" одним словом. Эпитет "изысканные" не про них. Впрочем, это дело вкуса. К примеру, они очень нравятся хранителю коллекции Фаберже в Музее Московского Кремля Татьяне Мунтян.

Татьяна Мунтян: Эта коллекция замечательная и несравненная, безусловно, не знающая себе равных в мире. Когда специалисты, изучающие Фаберже, да и просто все, кто любит его творчество, узнали, что коллекция будет продана на "Сотбис", все испытали одну горечь и разочарование, потому что коллекция была известна, хрестоматийна и любима всеми, кто ее видел и знал. И то, что Виктор Вексельберг, фонд "Связь Времен", спас эту коллекцию от распыления, купил ее целиком и привез в Россию, мы считаем, наверное, грандиозным событием в политической и культурной жизни.

Лиля Пальвелева: В коллекцию, приобретенную Вексельбергом, говорит Татьяна Мунтян, входит 15 пасхальных яиц.

Татьяна Мунтян: С удивительными механизмами, с хитроумными сюрпризами, и среди них 9 императорских шедевров. Причем в коллекции фонда находятся яйца поистине этапные, например, первое пасхальное императорское яйцо Фаберже, с которого и началась знаменитая серия яиц 1885-го года. В этой же коллекции находится последний подарок Александра Третьего своей августейшей супруге Марии Федоровне. Наконец, когда Николай Второй продолжил пасхальную тему, он заказал два яйца, одно впервые для своей жены Александры Федоровны, и фонд тоже обладает этим великолепным шедевром. А завершает несравненную коллекцию последнее яйцо Фаберже, императорское, которое было вручено императрице Марии Федоровне в 1916-м году. Только этот пасхальный подарок, который семья получала на протяжении более чем 30 лет, вдовствующая императрица смогла сама увезти с собой из большевистской России.

Лиля Пальвелева: По мнению руководителя агентства по культуре и кинематографии России Михаила Швыдкого, сам факт возвращения коллекции работ Фаберже в страну - знаковое событие.

Михаил Швыдкой: Сегодня, наконец, появилась возможность беспошлинно и свободно ввозить произведения искусства в нашу страну. Это звучит вроде бы обыденно, чего такого особенного. Но, на самом деле, до недавнего времени существовала 33-процентная пошлина на ввоз произведений искусства. Это очень затрудняло такого рода действия. Сегодня, я надеюсь, подавляющее большинство коллекционеров может свободно ввозить в страну такого рода вещи.

Лиля Пальвелева: На этом перечень позитивных перемен Михаил Швыдкой не заканчивает:

Михаил Швыдкой: Люди стали бояться ввозить и декларировать такого рода произведения. Это важный психологический этап в российском коллекционировании, потому что люди покупали вещи в 90-е годы и оставляли их за рубежом. Они не слишком верили в то, что эти произведения целесообразно ввозить в нашу страну, боясь разного рода акций, а сегодня перестали бояться, и это уже хороший знак. Когда меньше боятся, это значит, все развивается более-менее благополучно.

Лиля Пальвелева: Любимый вопрос журналистов Виктору Вексельбергу или его представителям - а не собирается ли предприниматель сделать широкий жест и подарить вновь приобретенное собрание государству? Михаил Швыдкой убежден: для страны очень важно, что коллекция имеет, и будет иметь статус частной:

Михаил Швыдкой: Долгое время частные коллекционеры боялись предъявить свои вещи, очень немногие открывали свои коллекции для государства в советское время, а сейчас по-настоящему происходит процесс легализации частных коллекций.

Лиля Пальвелева: Сам новый владелец антикварных ювелирных изделий, похоже, также дает понять: скрывать от народа свои сокровища он не намерен. После того, как выставка пройдет в Патриаршем дворце Московского Кремля, ее повезут в Петербург, Екатеринбург, Иркутск и Тюмень.