Новинки Каннского кинофестиваля

Андрей Плахов, Канн: Первый уикенд на Каннском фестивале оказался как всегда звездным. Публика еще не успела остыть от общения с Киану Ривсом и Моникой Беллуччи - героями "Матрицы", как на Круазетт высадился целый десант новых знаменитостей. Арнольд Шварценеггер приехал рекламировать "Терминатора-3", на каннскую лестницу с трудом поднялся грузный Жерар Депардье, на уикенд заглянула Катрин Денев, а Изабель Аджани вручает награды фирмы "Шопар" молодым актерам - мексиканцу Гаэлю Гарсия Бернале и немке Диане Крюгер.

На каннских просмотрах и вечеринках можно встретить Элизабет Херли и Майкла Метцена, Джульетт Льюис и Джона Малковича. Но кроме светской беготни в Канне показывают фильмы, чуть не по сотне в день. Только у одних французов в конкурсе почти десяток лент, если считать копродукции. "Бездомные" Андре Тешине - утонченная ретрокартинка из эпохи немецкой оккупации. Женщина с двумя детьми оказывается беженкой и спасается только благодаря странному юнцу, улизнувшему из психушки, который призван сыграть в ее судьбе роль не столько любовника, сколько ангела-хранителя. На психоаналитическом уровне этот фильм - аналог "Теоремы" Пазолини, ибо все члены семьи, включая семилетнюю девочку, влюблены в загадочного пришельца.

Подобный сюжет мог бы скорее заинтересовать Франсуа Озона, но он, как и в "Восьми женщинах", предпочел драматическим краскам комедийные и сделал остроумный псевдодетектив "Бассейн" с Шарлоттой Ремплинг и Людивин Санье в главных ролях. Приехав поработать над очередным романом в провансальский дом своего издателя, писательница-англичанка видит юную дочку хозяина и воображает в себе криминальную драму с сексопатологией, в которой ей самой доведется стать не последней участницей. В фильме есть великолепная сцена, например, когда героиня, стоя на балконе, обнажает грудь перед стариком садовником. Это прямая цитата из "Тристана" Бюнюэля. Шарлотта Ремплинг делает очень сложные актерские вещи в свои почти шестьдесят лет и не выглядит жалкой, а если и смешной, то потому, что полна юмора сама конструкция картины обманки Озона.

Первым американским фильмом в конкурсе стал "Слон" Газа Ван Сэна. Режиссер целый час гоняет камеру по бездушно выхолощенным коридорам и спортивным площадкам провинциального колледжа, чтобы эта стерильная пустота выплеснулась взрывом насилия. Двое парней выписывают по Интернету оружие и, облачившись в камуфляж, расстреливают своих соучеников и учителей. Одного из преступников зовут Натаном, он играет на фортепиано "Лунную сонату" Бетховена, смотрит нацистскую хронику и к тому же замечен в гомосексуализме, так что фильм бросает серьезный вызов столпам политкорректности. Его сила не столько в актуальности проблемы, которая более ярко высвечена в знаменитой картине "Боулинг для Колумбайны", сколько в кинематографичности ее воплощения. Ван Сэн пользуется своим излюбленным стилем гиперреализма, чтобы обнажить то, что на языке советской пропаганды называлось "духовным кризисом общества потребления".