Ирина Мурашова, Екатеринбург: На железнодорожных вокзалах ряда российских городов возобновляется традиция встречать пассажиров живой музыкой. Эта традиция не случайна. Само название "вокзал" произошло от увеселительных заведений английского городка Лэмбетт, известного в XIX веке парками и концертами для широкой публики. В дореволюционные времена музыкальными представлениями славился вокзал города Павловска под Санкт-Петербургом.
Первое впечатление о городе приезжие получают на вокзале, решили сотрудники Министерства культуры Свердловской области и управление Свердловской железной дороги. Уже два года вокзал встречает гостей Екатеринбурга живыми концертами. Историки пытались найти упоминание о них в материалах, касающихся жизни вокзала до 1917-го года, но безуспешно. Более того, по словам студентов Железнодорожного университета, тогда считалось, что музыка и вокзал - вещи несовместимые.
Студент: Не знаю, как в других городах, в той же Москве, но у нас на Урале в дореволюционное время, скорее всего, этого не было. Одна из причин – та, что в то время громкоговорителей не было на вокзалах, и музыка могла перекрыть объявления о прибытии и отбытии поездов. Еще одна из причин, возможно, та, что вообще старались на вокзалах, чтобы не было ничего лишнего, а те же самые коллективы, как правило, выступали в костюмах, и старались, чтобы не было цветастых пятен, чтобы человека ничего не отвлекало от информации, которую он может видеть на табло, чтобы все было сухо, точно.
Ирина Мурашова: Но сейчас условия на железнодорожном вокзале Екатеринбурга более приспособлены к выступлениям. Договор с Екатеринбургским музыкальным училищем был подписан после реконструкции старого здания. Рассказывает начальник вокзала станции "Свердловск-пассажирский" Владимир Мазеин:
Владимир Мазеин: Студенты музыкального училища имени Чайковского выступают в центральном фойе на втором этаже вокзала, который открыт после реконструкции, место очень удачное, потому, как, видимо, при проектировании это и предусматривалось. Там прекрасная акустика, слышимость без всяких усилителей в каждой точке, каждом уголке этого фойе просто прекрасная.
Ирина Мурашова: По словам специалистов, иногда и в специализированных, но небрежно построенных помещениях, акустика может быть хуже. Сначала музыканты подходили к формированию репертуара не очень серьезно, ведь вокзал - это не филармония, но, по словам директора Свердловского областного музыкального училища имени Чайковского Виктора Пастухова, это мнение изменилось практически сразу:
Виктор Пастухов: Были, конечно, сомнения, насколько это будет уместно, насколько это привлечет внимание, но мы ошиблись. Среди проезжающих встречаются, допустим, нас слушал симфонический оркестр из Тюмени, коллеги. Поэтому вроде бы, казалось, играть на вокзале, но оказалось это очень ответственное дело, поскольку разносим славу о себе на всю Россию-матушку.
Ирина Мурашова: Сотрудники вокзала настолько уважают труд музыкантов, что на время выступления даже отменяют в этом зале объявления по громкой связи. Коллеги начальника вокзала станции "Свердловск-пассажирский" Владимира Мазеина с удовольствием перенимают екатеринбургский опыт и даже пытаются проводить концерты у себя.
Владимир Мазеин: Ребята играют бесплатно. Частично мы им помогаем на ремонт музыкальных инструментов, незначительная сумма самому училищу.
Ирина Мурашова: Во время выступления студенты старших курсов училища проходят концертную практику. Кстати, на вокзале могут показывать свое мастерство только лучшие учащиеся. Они выступают во время обеденного перерыва, поэтому в зал подтягиваются работники вокзала и даже жители окрестных домов, которые знают расписание концертов. У всех свои предпочтения, но слушают все равно с удовольствием.
Женщина: Ну как же, молодежи же надо развиваться. Посмотрите, какой мальчик хороший, как он играл на гитаре.
Женщина: Музыка очень понравилась, живая, хорошая, добрая. Все хорошо выступали. Все молодцы. Баян, аккордеон.
Ирина Мурашова: Надо сказать, что вначале пассажиры относились к выступлениям настороженно. Думали, раз играет музыка, значит, кого-то встречают и простого человека в зал не пустят. Сейчас концерты стали уже привычным делом, но заказать песню или попросить исполнить какое-то произведение слушатели не могут. Все происходит в четком соответствии с программой.
Виктор Пастухов: Просто мы делаем благое дело, которое идет от сердца, души, мы понимаем, что какую-то можем совершено случайно заронить человеку искру добра, большого искусства. Может, он в первый и последний раз услышал камерный оркестр. Может, он из какой глухой сибирской деревеньки, только по радио что-то может слышать, а тут услышал живую музыку, и это останется на память в жизни. А если молодой человек, это вообще может перевернуть его судьбу, потому что музыка - великое искусство.
Ирина Мурашова: Начальство вокзала и музыкального училища надеется через некоторое время поставить в зале качественное пианино, тогда бы расширились возможности для выступлений. Пока из 10 специальностей училища в вокзальных концертах участвуют только три, но со временем к выступлениям смогут присоединиться молодые люди, которые осваивают в Екатеринбургском музыкальном училище имени Чайковского академическое пение и скрипку.
Первое впечатление о городе приезжие получают на вокзале, решили сотрудники Министерства культуры Свердловской области и управление Свердловской железной дороги. Уже два года вокзал встречает гостей Екатеринбурга живыми концертами. Историки пытались найти упоминание о них в материалах, касающихся жизни вокзала до 1917-го года, но безуспешно. Более того, по словам студентов Железнодорожного университета, тогда считалось, что музыка и вокзал - вещи несовместимые.
Студент: Не знаю, как в других городах, в той же Москве, но у нас на Урале в дореволюционное время, скорее всего, этого не было. Одна из причин – та, что в то время громкоговорителей не было на вокзалах, и музыка могла перекрыть объявления о прибытии и отбытии поездов. Еще одна из причин, возможно, та, что вообще старались на вокзалах, чтобы не было ничего лишнего, а те же самые коллективы, как правило, выступали в костюмах, и старались, чтобы не было цветастых пятен, чтобы человека ничего не отвлекало от информации, которую он может видеть на табло, чтобы все было сухо, точно.
Ирина Мурашова: Но сейчас условия на железнодорожном вокзале Екатеринбурга более приспособлены к выступлениям. Договор с Екатеринбургским музыкальным училищем был подписан после реконструкции старого здания. Рассказывает начальник вокзала станции "Свердловск-пассажирский" Владимир Мазеин:
Владимир Мазеин: Студенты музыкального училища имени Чайковского выступают в центральном фойе на втором этаже вокзала, который открыт после реконструкции, место очень удачное, потому, как, видимо, при проектировании это и предусматривалось. Там прекрасная акустика, слышимость без всяких усилителей в каждой точке, каждом уголке этого фойе просто прекрасная.
Ирина Мурашова: По словам специалистов, иногда и в специализированных, но небрежно построенных помещениях, акустика может быть хуже. Сначала музыканты подходили к формированию репертуара не очень серьезно, ведь вокзал - это не филармония, но, по словам директора Свердловского областного музыкального училища имени Чайковского Виктора Пастухова, это мнение изменилось практически сразу:
Виктор Пастухов: Были, конечно, сомнения, насколько это будет уместно, насколько это привлечет внимание, но мы ошиблись. Среди проезжающих встречаются, допустим, нас слушал симфонический оркестр из Тюмени, коллеги. Поэтому вроде бы, казалось, играть на вокзале, но оказалось это очень ответственное дело, поскольку разносим славу о себе на всю Россию-матушку.
Ирина Мурашова: Сотрудники вокзала настолько уважают труд музыкантов, что на время выступления даже отменяют в этом зале объявления по громкой связи. Коллеги начальника вокзала станции "Свердловск-пассажирский" Владимира Мазеина с удовольствием перенимают екатеринбургский опыт и даже пытаются проводить концерты у себя.
Владимир Мазеин: Ребята играют бесплатно. Частично мы им помогаем на ремонт музыкальных инструментов, незначительная сумма самому училищу.
Ирина Мурашова: Во время выступления студенты старших курсов училища проходят концертную практику. Кстати, на вокзале могут показывать свое мастерство только лучшие учащиеся. Они выступают во время обеденного перерыва, поэтому в зал подтягиваются работники вокзала и даже жители окрестных домов, которые знают расписание концертов. У всех свои предпочтения, но слушают все равно с удовольствием.
Женщина: Ну как же, молодежи же надо развиваться. Посмотрите, какой мальчик хороший, как он играл на гитаре.
Женщина: Музыка очень понравилась, живая, хорошая, добрая. Все хорошо выступали. Все молодцы. Баян, аккордеон.
Ирина Мурашова: Надо сказать, что вначале пассажиры относились к выступлениям настороженно. Думали, раз играет музыка, значит, кого-то встречают и простого человека в зал не пустят. Сейчас концерты стали уже привычным делом, но заказать песню или попросить исполнить какое-то произведение слушатели не могут. Все происходит в четком соответствии с программой.
Виктор Пастухов: Просто мы делаем благое дело, которое идет от сердца, души, мы понимаем, что какую-то можем совершено случайно заронить человеку искру добра, большого искусства. Может, он в первый и последний раз услышал камерный оркестр. Может, он из какой глухой сибирской деревеньки, только по радио что-то может слышать, а тут услышал живую музыку, и это останется на память в жизни. А если молодой человек, это вообще может перевернуть его судьбу, потому что музыка - великое искусство.
Ирина Мурашова: Начальство вокзала и музыкального училища надеется через некоторое время поставить в зале качественное пианино, тогда бы расширились возможности для выступлений. Пока из 10 специальностей училища в вокзальных концертах участвуют только три, но со временем к выступлениям смогут присоединиться молодые люди, которые осваивают в Екатеринбургском музыкальном училище имени Чайковского академическое пение и скрипку.