На Берлинском кинофестивале показан немецкий фильм по роману "Двенадцать стульев"

Андрей Плахов, Берлин: Уже стало невмоготу от засилья больших тем и волевых женщин. Все превзошел в своей одиозности киноопус британского ветерана Джона Бурмана, название которого буквально звучит как "Страна моего черепа" - цитата из африканской поэмы. Имеется в виду Южноафриканская Республика. В качестве ее символа почему-то выбрана хрупкая француженка Жюльетт Бинош. Ее слегка изуродовали очками и заставили играть прогрессивную писательницу, по совместительству журналистку. В первый год воцарения Нельсона Манделы она пишет репортажи о гражданских судах, где жертвы апартеида сталкиваются лицом к лицу со своими палачами. Собирает аналогичные материалы и другой журналист, приехавший из Америки. В корреспондента "Вашингтон Пост" с вальяжной внешностью Сэмюэла Джексона, ясное дело, невозможно не влюбиться. Тут уж порадуешься не только чисто развлекательной комедии "Кто-то должен" уступить с Джеком Николсоном и Дайаной Киттон, но даже "Монстру", картине, примечательной главным образом тем, что Шарлиз Терон, набрав 10 кило лишнего веса, сыграла убийцу-лесбиянку, год назад казненную во Флориде. Снятый дебютанткой Патти Дженкинс фильм по режиссуре среднеголливудский, по идеологии столь же поллиткорректный, как и остальные - женщина выступает жертвой мужского общества, но он хотя бы отличается отсутствием слащавости, патриотического пафоса и стопроцентно положительных героев.

Отдохнуть на "Берлинале", впрочем, можно, даже в рамках конкурсной программы, например, на "Интимных признаниях" Патриса Леконта - сентиментальном триллере, разыгранном прекрасными актерами Сандрин Боннер и Фабриччио Луччини. А за пределами конкурса произошло неожиданное открытие. Немка Ульрике Оттингер, известная своим радикальным феминизмом, смелыми визуальными экспериментами и страстью к экзотике, экранизировала "Двенадцать стульев" Ильфа и Петрова. Узнала она об этом практически непереводимом романе случайно, снимая документальное кино в Одессе. Пригласила местных актеров и сделала по-русски фильм, о котором мечтало не одно поколение советских и постсоветских режиссеров. Они всегда подходили к культовым романам о Бендере на цыпочках. Госпожа Оттингер ничего не боялась, а ее актеры ничего не мастерили. Они купались в атмосфере одесского модерна, который не просто воссоздан с отменным пониманием стиля, но фрагментарно вычленен из сегодняшней эклектичной жизни города. Чего можно ожидать от 3,5 часового фильма с онемеченным одесским юмором? Оказалось, ключ от квартиры, где деньги лежат, все тот же, что во времена Бендера - талант, которого так не хватало создателям наиболее прогрессивных фильмов Берлинского фестиваля.