Российский день и премьеры новых фильмов на кинофестивале "Берлинале"

Андрей Плахов, Берлин: Главным соперником "Чикаго" в оскаровской гонке считаются "Часы" Стивена Делдри - экранизация постмодернистского романа Майкла Кеннингема. Смотреть этот фильм, где смешиваются три эпохи, и судьбы трех героинь как бы перетекают одна в другую, для людей, не читавших книги, непросто. К тому же, это кино без хэппи-энда. Одна из героинь топится, другой, больной СПИДом, выбрасывается из окна. Но если учесть, что утопленница - это Виржиния Вульф, то вряд ли даже в Голливуде к ее жизни, о которой написаны сотни феминистских диссертаций, решились бы приписать другой финал. Избавить публику от депрессии, хотя бы немного подсластить пилюлю решили иным способом, пригласив на роль знаменитой писательницы Николь Кидман. Теперь у каждого зрителя есть занятие: рассматривать лицо актрисы и думать, как удалось изуродовать безупречный нос, и вообще, сделать из живого ангела интеллектуального монстра. Кидман работает на контрастах и идет на любые экстремы, чтобы доказать, что она не просто красавица, хорошая актриса и бывшая жена Тома Круза, а актриса фантастическая. После осечки с "Мулен Руж" она на сей раз, скорее всего, возьмет "Оскара". Хотя, в тех же "Часах" с ней на равных дают свой актерский мастер-класс Джулиана Мур и Мэрил Стрип. Кидман выходит победительницей. Такой она и вышла на берлинскую пресс-конференцию - в алом наряде и с копной взбитых волос, полный контраст с несчастной Виржинией...

И еще два божества спустились на Потсдамер-платц с Голливудского Олимпа - Джордж Клуни и Николас Кейдж. Первый представляет героя новой версии "Соляриса". По словам режиссера Стивена Содерберга, у Клуни столь же благородное лицо, как у Баниониса в фильме Тарковского. Второй играет в еще одном оскаровском шлягере – "Адаптации" Спайка Джонса - братьев-близнецов сценаристов. Лысина, протертый свитер и слегка дебильное выражение идут Кейджу, который, наконец-то, вырвался из своего заштампованного образа, но фильм разочаровывает тех, кто видел предыдущую работу режиссера "Быть Джоном Малковичем". Фантазий и режиссерских идей на порядок меньше, а конструкция стала тяжеловесной. Или таким и должен быть развлекательный интеллигентный мэнстрим, как определил директор Питер Кослик одну из главных координат фестиваля?

Уикэнд, по преимуществу американский, завершился российским днем. В воскресенье в форуме показали "Гололед" Михаила Брашинского, в тот же день фильмом Бахтияра Худойназарова "Шик" стартовала российская программа "От Кавказа до Москвы". Она посвящена молодому кино и является частью семинара "Лагерь талантов Берлинале", в котором участвуют 500 начинающих кинематографистов. На Россию сделан особый акцент в связи с немецко-российскими культурными встречами, открыть которые специально приехал российский президент. В этот же день Александру Сокурову был вручен приз свободы Андже Вайды, точнее, принял его министр культуры Михаил Швыдкой, ибо Сокуров в Берлин не приехал. А Путин приехал, и весь город был наводнен секьюрити - разве часто встретишь в одном месте такое скопление звезд.