Андрей Плахов, Берлин: В последний день фестивальные "шаттлы", курсировавшие между отелями и дворцом "Берлинале", были практически блокированы пацифистской демонстрацией, колонны которой двигались к Александер-платц. Сам фестиваль тоже стал частью антивоенной кампании, о чем не без гордости заявил его директор Дитер Кослик. Соответствующие заявления сделали Дастин Хофман, Спайк Ли, Эдвард Нортон, Рене Зельвегер и другие "засветившиеся" в Берлине голливудские звезды. Не осталось в стороне от событий фестивальное жюри. Все думали, что возглавлявший его армянский канадец Атом Эгоян поддержит эзотерическое, интимное кино, типа того, которое он сам снимает, но наполненная рефлексиями "Адаптация" Спайка Джонса получила лишь Гран-при жюри, а элегия смерти – "Его брат" Патриса Шеро - приз за режиссуру. Оба приза именуются "Серебряными медведями", но серебро это не золото, и к тому же им осыпали слишком многих, чтобы считать это победой. Общепризнанный лидер - "Часы" Стивена Делдри - вообще остался с одним "Серебряным медведем" на троих, разделенным между Мэрил Стрип, Николь Кидман и Джулианой Мур в качестве поощрения за женский ансамбль. Маловато для каждой из прославленных звезд, но все же лучше, чем когда год назад "Серебряного медведя" вообще раскромсали на кусочки для французских "Восьми женщин".
Приз за мужскую роль неожиданно достался хорошему актеру Сэму Рокуэллу за фильм "Признания опасного ума" Джорджа Клуни, а за артистический вклад еще одним "Серебряным медведем" - всего их оказалось аж шесть, наградили "Слепую шахту", действительно впечатляющий фильм китайца Ли Янга.
Естественно, не остались без наград и немцы. Приз "Голубой ангел" - лучшему европейскому фильму - присужден картине Вольфганга Бекера "Прощай, Ленин". Приз памяти Альфреда Бауэра, который обычно вручается молодым экспериментирующим режиссерам, вдруг оказался в руках берлинского ветерана и претендента на "Оскара" Янга Зенга, постановочный китайский супергигант "Герой".
С решениями жюри, как всегда, можно спорить, но в них есть логика. Эгоян был не один, а судил вместе с коллективом довольно сильных фигур, среди которых двое американцев - режиссер Кэтрин Бигелоу и директор фестиваля в Сандерсе Джеффри Джилмар. Похоже, именно они решили отодвинуть голливудские фильмы, которые целых 10 дней итак были в центре внимания и доминировали количественно. Вместо этого "Золотого медведя" присудили фильму, подходящему во всех отношениях: "В этом мире" - одиссея двух мальчиков-афганцев, которые нелегально пробираются из Афганистана через Иран, Турцию и Средиземное море в Европу. Один из них погибает в трюме корабля. Другой в итоге добирается до Лондона, но ему грозит высылка обратно. Снятый чувствительной цифровой камерой, это фильм почти физически передает беспомощность простых людей перед тоталитарной машиной, которая может иметь любую национальность. В пацифистском Берлине именно эта картина звучит сегодня актуальнее "Адаптаций" и "Часов". Жюри оставалось только зафиксировать это.
Приз за мужскую роль неожиданно достался хорошему актеру Сэму Рокуэллу за фильм "Признания опасного ума" Джорджа Клуни, а за артистический вклад еще одним "Серебряным медведем" - всего их оказалось аж шесть, наградили "Слепую шахту", действительно впечатляющий фильм китайца Ли Янга.
Естественно, не остались без наград и немцы. Приз "Голубой ангел" - лучшему европейскому фильму - присужден картине Вольфганга Бекера "Прощай, Ленин". Приз памяти Альфреда Бауэра, который обычно вручается молодым экспериментирующим режиссерам, вдруг оказался в руках берлинского ветерана и претендента на "Оскара" Янга Зенга, постановочный китайский супергигант "Герой".
С решениями жюри, как всегда, можно спорить, но в них есть логика. Эгоян был не один, а судил вместе с коллективом довольно сильных фигур, среди которых двое американцев - режиссер Кэтрин Бигелоу и директор фестиваля в Сандерсе Джеффри Джилмар. Похоже, именно они решили отодвинуть голливудские фильмы, которые целых 10 дней итак были в центре внимания и доминировали количественно. Вместо этого "Золотого медведя" присудили фильму, подходящему во всех отношениях: "В этом мире" - одиссея двух мальчиков-афганцев, которые нелегально пробираются из Афганистана через Иран, Турцию и Средиземное море в Европу. Один из них погибает в трюме корабля. Другой в итоге добирается до Лондона, но ему грозит высылка обратно. Снятый чувствительной цифровой камерой, это фильм почти физически передает беспомощность простых людей перед тоталитарной машиной, которая может иметь любую национальность. В пацифистском Берлине именно эта картина звучит сегодня актуальнее "Адаптаций" и "Часов". Жюри оставалось только зафиксировать это.