Программу ведет Петр Вайль. Участвуют корреспонденты Радио свобода Татьяна Вольтская и Алексей Собачкин.
Петр Вайль: В Нью-Йорке объявлен список номинантов на премию «Грэмми» Национальной академии звукозаписи США. В списке есть и российские музыканты. Хор и оркестр Мариинкского театра выдвинут сразу в двух номинациях: хоровое исполнение и современная классическая композиция. В номинации инструментальное соло с оркестром - российский скрипач Юрий Башмет. Среди номинантов на "Грэмми" за дирижерскую работу – дирижер и композитор Мстислав Ростропович.
Из Санкт-Петербурга передает наш корреспондент Татьяна Вольтская.
Татьяна Вольтская: Премия "Грэмми" была учреждена в год 80-летия изобретения граммофона, она считается одной из самых престижных в музыкальном мире. В первый раз она вручалась в 58-м году, церемонию открывал Фрэнк Синатра. В советские времена для российских исполнителей путь к премии был закрыт по политическим причинам, после падения режима – по техническим, из-за низкого качества звукозаписывающих студий. В этом году хор и оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева выдвинут на премию за исполнение сочинения Софьи Губайдуллиной "Страсти по Иоанну". Говорит народный артист России, лауреат Государственной премии Росси композитор Сергей Слонимский.
Сергей Слонимский: Софья Губайдуллина - великий музыкант, самый любимый мой композитор из ныне живущих. Ее музыка чудесна своей красотой, одухотворенностью, своеобразием естественным. Я думаю, что именно в творчестве Губайдуллиной женская природа, женское творчество достигло в музыке кульминации, адекватной творчеству Ахматовой, Цветаевой. Я очень рад, что ее произведение оказалось поводом для того, чтобы оркестр и хор Мариинского театра был выдвинут на престижную премию. Мне кажется, что в этом заслуга прежде всего самой музыки Губайдуллиной.
Татьяна Вольтская: Вместе с хором и оркестром в исполнении этого произведения принимали участие солисты хора Мариинского театра, среди них Виктор Луцук.
Виктор Луцук: Губайдуллина действительно очень талантливый композитор, писала почти под каждого певца. И хор, и солисты получили возможность петь своими голосами. Это очень здорово, когда в живую композитор может просчитывать и возможности певцов, и свои возможности, тогда и получается произведение прекрасное.
Татьяна Вольтская: В числе претендентов на премию Юрий Башмет, а также Мстислав Ростропович в качестве дирижера Лондонского симфонического оркестра. Говорит музыковед, доктор искусствоведения, профессор Петербургской консерватории Екатерина Ручьевская.
Екатерина Ручьевская: Ростропович - человек планеты. Не только музыкант, не только дирижер, он человечески гораздо выше, чем просто музыкант. И поэтому, мне кажется, его музыкантская сущность и человеческая сущность друг друга поддерживают.
Татьяна Вольтская: Выдвижение на такую престижную премию как "Грэмми" – это большая радость.
Юрий Башмет: Учитывая, какой контингент людей номинирован на эту премию, впечатляет. Очень приятно, что на нас русских еще обращают внимание.
Татьяна Вольтская: И все же исполнители классики в списках соискателей "Грэмми" уже появлялись. Но вот на премию выдвинута группа "Берингов пролив" из Обнинска в номинации "лучшее исполнение в стиле кантри", а ведь это чисто американская музыка, куда со стороны проникнуть невероятно трудно. Так что это событие можно числить по разряду чудес.
Петр Вайль: Главной неожиданностью стало присутствие в списке претендентов на «Грэмми» группы «Берингов пролив» из подмосковского города Обнинска в номинации «лучшее инструментальное исполнение в стиле кантри». Правда, сейчас «Берингов пролив» живет и работает в США. Корреспондент Радио Свобода в Обнинске Алексей Собачкин расскажет некоторые подробности из жизни первой российской группы, претендующей на Грэмми в номинации кантри.
Алексей Собачкин: Группа "Берингов пролив" с 1998-го года работает в Соединенных Штатах Америки, а до этого она называлась "Веселый дилижанс". В ее составе Наталья Борзилова, Лидия Сальникова, Сергей Плесов, Александр Островский, Александр Арзамасцев и Илья Ташинский. Группа образовалась в 1988-м году в Обнинске, тогда ребятам было 10-11 лет. Они попали в руки талантливого педагога Алексея Гвоздева, который, чутко уловив тенденции в современной поп-музыке, стал учить ребят американским народным мелодиям на таких необычных для Росси инструментах как банджо, стил-гитаре, гавайской гитаре. Успех пришел быстро. Уже в следующем 89-м году "Веселый дилижанс" несколько раз выступил в Москве на телевидении, а в 93-м году группа отправилась в Америку в город Окридж, являющийся побратимом Обнинска. Недалеко от Окриджа город Нешвил – неофициальная столица кантри-музыки. Российскую детскую группу заметили. Она стала часто выступать на музыкальных фестивалях в Америке и Европе, а в 97-м году фирма "Сони" предложила ей контракт на запись четырех песен. В это время произошел разрыв между уже выросшими музыкантами и их руководителем Алексеем Гвоздевым, дело дошло до разбирательства в американском суде. В результате разбирательства музыканты получили творческую самостоятельность, а их бывший учитель - проценты от заработков группы. Именно тогда она получила название "Берингов пролив" – символ единства России и Америки. Первый альбом группы. Записанный фирмой "Юниверсл саус", начнет продаваться в Америке 14-го января, но несколько его треков хорошо известны любителям кантри-музыки и один из них выдвинут на соискание премии "Грэмми".
Петр Вайль: В Нью-Йорке объявлен список номинантов на премию «Грэмми» Национальной академии звукозаписи США. В списке есть и российские музыканты. Хор и оркестр Мариинкского театра выдвинут сразу в двух номинациях: хоровое исполнение и современная классическая композиция. В номинации инструментальное соло с оркестром - российский скрипач Юрий Башмет. Среди номинантов на "Грэмми" за дирижерскую работу – дирижер и композитор Мстислав Ростропович.
Из Санкт-Петербурга передает наш корреспондент Татьяна Вольтская.
Татьяна Вольтская: Премия "Грэмми" была учреждена в год 80-летия изобретения граммофона, она считается одной из самых престижных в музыкальном мире. В первый раз она вручалась в 58-м году, церемонию открывал Фрэнк Синатра. В советские времена для российских исполнителей путь к премии был закрыт по политическим причинам, после падения режима – по техническим, из-за низкого качества звукозаписывающих студий. В этом году хор и оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева выдвинут на премию за исполнение сочинения Софьи Губайдуллиной "Страсти по Иоанну". Говорит народный артист России, лауреат Государственной премии Росси композитор Сергей Слонимский.
Сергей Слонимский: Софья Губайдуллина - великий музыкант, самый любимый мой композитор из ныне живущих. Ее музыка чудесна своей красотой, одухотворенностью, своеобразием естественным. Я думаю, что именно в творчестве Губайдуллиной женская природа, женское творчество достигло в музыке кульминации, адекватной творчеству Ахматовой, Цветаевой. Я очень рад, что ее произведение оказалось поводом для того, чтобы оркестр и хор Мариинского театра был выдвинут на престижную премию. Мне кажется, что в этом заслуга прежде всего самой музыки Губайдуллиной.
Татьяна Вольтская: Вместе с хором и оркестром в исполнении этого произведения принимали участие солисты хора Мариинского театра, среди них Виктор Луцук.
Виктор Луцук: Губайдуллина действительно очень талантливый композитор, писала почти под каждого певца. И хор, и солисты получили возможность петь своими голосами. Это очень здорово, когда в живую композитор может просчитывать и возможности певцов, и свои возможности, тогда и получается произведение прекрасное.
Татьяна Вольтская: В числе претендентов на премию Юрий Башмет, а также Мстислав Ростропович в качестве дирижера Лондонского симфонического оркестра. Говорит музыковед, доктор искусствоведения, профессор Петербургской консерватории Екатерина Ручьевская.
Екатерина Ручьевская: Ростропович - человек планеты. Не только музыкант, не только дирижер, он человечески гораздо выше, чем просто музыкант. И поэтому, мне кажется, его музыкантская сущность и человеческая сущность друг друга поддерживают.
Татьяна Вольтская: Выдвижение на такую престижную премию как "Грэмми" – это большая радость.
Юрий Башмет: Учитывая, какой контингент людей номинирован на эту премию, впечатляет. Очень приятно, что на нас русских еще обращают внимание.
Татьяна Вольтская: И все же исполнители классики в списках соискателей "Грэмми" уже появлялись. Но вот на премию выдвинута группа "Берингов пролив" из Обнинска в номинации "лучшее исполнение в стиле кантри", а ведь это чисто американская музыка, куда со стороны проникнуть невероятно трудно. Так что это событие можно числить по разряду чудес.
Петр Вайль: Главной неожиданностью стало присутствие в списке претендентов на «Грэмми» группы «Берингов пролив» из подмосковского города Обнинска в номинации «лучшее инструментальное исполнение в стиле кантри». Правда, сейчас «Берингов пролив» живет и работает в США. Корреспондент Радио Свобода в Обнинске Алексей Собачкин расскажет некоторые подробности из жизни первой российской группы, претендующей на Грэмми в номинации кантри.
Алексей Собачкин: Группа "Берингов пролив" с 1998-го года работает в Соединенных Штатах Америки, а до этого она называлась "Веселый дилижанс". В ее составе Наталья Борзилова, Лидия Сальникова, Сергей Плесов, Александр Островский, Александр Арзамасцев и Илья Ташинский. Группа образовалась в 1988-м году в Обнинске, тогда ребятам было 10-11 лет. Они попали в руки талантливого педагога Алексея Гвоздева, который, чутко уловив тенденции в современной поп-музыке, стал учить ребят американским народным мелодиям на таких необычных для Росси инструментах как банджо, стил-гитаре, гавайской гитаре. Успех пришел быстро. Уже в следующем 89-м году "Веселый дилижанс" несколько раз выступил в Москве на телевидении, а в 93-м году группа отправилась в Америку в город Окридж, являющийся побратимом Обнинска. Недалеко от Окриджа город Нешвил – неофициальная столица кантри-музыки. Российскую детскую группу заметили. Она стала часто выступать на музыкальных фестивалях в Америке и Европе, а в 97-м году фирма "Сони" предложила ей контракт на запись четырех песен. В это время произошел разрыв между уже выросшими музыкантами и их руководителем Алексеем Гвоздевым, дело дошло до разбирательства в американском суде. В результате разбирательства музыканты получили творческую самостоятельность, а их бывший учитель - проценты от заработков группы. Именно тогда она получила название "Берингов пролив" – символ единства России и Америки. Первый альбом группы. Записанный фирмой "Юниверсл саус", начнет продаваться в Америке 14-го января, но несколько его треков хорошо известны любителям кантри-музыки и один из них выдвинут на соискание премии "Грэмми".