Выставка современной иконописи "Соборная Россия"

Ведет программу Петр Вайль. Участвует корреспондент Радио Свобода Лиля Пальвелева.

Петр Вайль: "Соборная Россия ныне и присно" – так называется выставка современной иконописи, которая открылась 24-го января в помещения московского Театра школы драматического искусства.

Лиля Пальвелева: Затертое сравнение театра с храмом приобрело в эти дни дополнительное значение. В просторном фойе нового здания театра Анатолия Васильева витает запах ладана, на стенах развешены современные иконы. С этой выставки в Москве начался фестиваль христианской культуры "Вифлеемская звезда". О содержании фестивальной программы рассказывает протоирей отец Александр.

Отец Александр: То, что сейчас на этом фестивале представлены разные пласты культуры, искусства – это знамение времени. Если раньше могли быть только чисто церковные искусства, то есть иконопись или декоративно-прикладное или архитектура, то сейчас все более и более значимое место занимают все виды искусств. Это и театр, это и кино, это и сценическое действие, это и изобразительное искусство, и балет, и музыка, и даже фольклор. Оказывается, даже народная традиция тоже очень глубоко пропитана духом православия.

Лиля Пальвелева: Но более всего этим духом, считают устроители фестиваля, пропитана русская иконопись. Сейчас она возрождается, утверждает декан факультета церковных искусств Иоанна Богословского православного университета Александр Чашкин. Нынешние мастера используют технологию минувших веков.

Александр Чашкин: Современный иконописец, если он серьезный иконописец, конечно же, старается по мере возможности и чаще всего повторять те самые материалы, которые использовали иконописцы древности. Допустим, икона пишется, стираются краски на желтке и так далее.

Лиля Пальвелева: Но главное, по мнению Чашкина, не в этом, а в попытке возрождения подлинного иконописного стиля.

Александр Чашкин: Который был утерян после Петра Первого. Московские художники одни из ведущих художников. Здесь представлены художники, которые очень много работают и в Москве, и в провинции, и за рубежом.

Лиля Пальвелева: Однако, какую иконопись можно считать подлинной? Византийские леки совсем не похожи ан более поздние, написанные русскими мастерами. Звонкая, питающая пристрастие к ярким краскам ярославская школа мало похожа на сдержанную северную школу. На какие образцы опираются современные богомазы?

Александр Чашкин: Ведущие иконописцы и лучшие иконописцы, мне кажется, они придерживаются даже не школ каких-то определенных, а каких-то эпох возрождения иконы. Например, в России, я не скажу, что это был 14-15-й век только, потому что домонгольский период был совершенно необычный и невероятный. Даже можно удивляться, как через сто лет принятия Россией христианства совершенно невероятная высота иконописи была. Но это была именно эпоха возрождения иконы именно русской. Иконописцы русские они, конечно же, учились у византийских иконописцев, и самые лучшие достижения те, которые осмыслили достижения византийской иконы. И в этой преемственности и есть подлинная высокая традиция иконы. Зенон, мой учитель и человек, который один из ведущих, лучший иконописец, он говорит, что иконописец должен пройти все те этапы и эпохи, которые прошел русский иконописец после принятия Россией христианства. Икона – это взгляд к корням и взгляд в небо, в потусторонний мир. Поэтому корни - это те самые знания прошлых эпох, это и есть корни.

Лиля Пальвелева: Проще говоря, чем древнее образец для подражания, тем лучше. Забавно, но представленные на выставке иконы подтверждают эту простодушную мысль. Самая лучшая работа, стилизованная под древнюю коптскую, икона Святого великомученика Димитрия, самые сомнительные – изображения недавно причисленных к лику святых царя Николая и его сына царевича Алексея.