80-летие Леонида Гайдая

Петр Вайль, Прага: Гайдай был человек нечетный. Буквально - тоже. Его лучшие фильмы сняты: "Пес Барбос и необычный кросс" - в 1961-м, "Деловые люди" - в 1963-м, "Операция Ы" - в 1965-м, "Кавказская пленница" - в 1967-м, "Бриллиантовая рука" - в 1969-м, "12 стульев" - в 1971-м, "Иван Васильевич меняет профессию" - в 1973-м. Но главное, Гайдай был человек нечетный по сути: с трудом вписываясь, скорее проталкиваясь в тесный окружающий обиход жизни и искусства, он зато чисто, красиво и уверенно вписался в свое будущее, наше настоящее. Сколько интеллектуальных и якобы интеллектуальных кинокомедий с иронией, намеком и пресловутой фигой в кармане, которыми принято было восхищаться, ушли неизвестно куда. Комедии Гайдая живы безусловно. И понятно - почему.

Ответ - свобода.

Гайдаевские фильмы появились на экране, когда в стране впервые приоткрылось многое из того, что потом открылось настежь через четверть века. Рефлекторная свобода той оттепели запечатлелась во многом: молодежной прозе, театре на Таганке, интимной лирике, и отчетливее всего - в комедиях Гайдая, где возникло то, чего прежде не видали: пластика свободного человека. Ею обладали Шурик, грандиозная тройка Бывалый-Трус-Балбес, экранные герои О.Генри, бестолковые охламоны всех эпох, пес Барбос.

Гайдай опередил других в свободе. Это качество и обеспечило его фильмам такую длинную славную жизнь.