Пробные выборы в Америке и в России

Ефим Фиштейн, Прага: В Соединенных Штатах объявлено о начале так называемых "праймериз" - пробных выборов, проводимых обычно за год до настоящих президентских. Пробные выборы были проведены на днях и в нескольких округах России - накануне предстоящих парламентских. Но идет ли речь об аналогичных политических явлениях или же сходство ограничивается только общей терминологией?

Хотя в российском политическом обиходе и прижилось неблагозвучное словечко "праймериз", этим техническим термином сходство двух явлений и исчерпывается. И дело не только и не столько в различном характере выборов (в Америке они президентские, в России – думские) или в разных сроках упреждения (в Америке загодя, в России – почти в канун), и даже не в используемых технологиях. По каким-то параметрам не тождественны и "праймериз", проводимые республиканцами и демократами в США. Президент Буш, к примеру, в собственных рядах соперников не имеет, ему важно продемонстрировать отрыв и убедить колеблющихся. Демократам предстоит в ходе этих отборочных состязаний выявить наиболее перспективного кандидата – причем они только в этом году ввели новые правила. Если раньше на партийных "праймериз" действовал мажоритарный принцип "победителю достается все", то есть все выборщики от штата были обязаны голосовать за кандидата, в данном штате победившего, то сейчас они съедутся на заключительный конвент с пропорциональным мандатом, чтобы уже там завершить борьбу за кандидата. Это несколько снижает их шансы на успех, ибо президентский кандидат всегда нуждается во времени для пропагандистской раскрутки.

Но, повторяю, принципиальная разница не в деталях. "Праймериз" в Америке – это действенный инструмент выявления относительной популярности кандидатов – ну, может быть, с элементом их предвыборной презентации. Тот опрос, который под громким названием "праймериз" был проведен в трех городах России, показавших при последнем голосовании результат близкий к среднему, не был ни грамотным опросом, ни тем более пробными выборами. Это было выполнение кремлевского госзаказа, как считают одни, и черный пиар, как настаивают другие. А между инструментом выявления избирательских предпочтений и инструментом влияния на избирателей, согласитесь, есть немалая разница.