Первые предварительные цифры голосования

Владимир Бабурин: Глава Центризбиркома России Александр Вешняков называет первые предварительные цифры голосования :

Александр Вешняков: Очень незначительная часть из числа избирателей, а если точнее говорить - 2,39% - это на 20 часов, что мы смогли взять и сейчас представляем для вас для того, чтобы огласить следующее. Эти первые предварительные из малой части избирательных участков итоги говорят о следующем. Я скажу в последовательности, кто лидирует, а затем полностью покажем по всем политическим партиям и блокам. На первом месте политическая партия "Единая Россия" - 36,46%. На втором месте партия ЛДПР - 15, 61%. На третьем месте Коммунистическая партия Российской Федерации 13,26%. Четвертое место блок "Родина" - 7,27%. Пятое место демократическая партия "Яблоко" - 3,91%. И на шестом месте Союз правых сил - 3,6%. Это лидеры. Я называю еще остальные партии по порядку номеров, как они располагались в избирательной бюллетени: "Единение" - 1,59%, Союз правых сил - 3,6%, Российская Партия пенсионеров, Партия Социальной справедливости 2,68%, "Яблоко" - 3,91%, "За Русь святую" - 0,43%, Объединенная партия "Русь" - 0,28%, "Новый курс", "Автомобильная Россия" - 0,7%, Народно-республиканская партия России - 0,13%, Российская экологическая партия "Зеленые" - 0,35%, Аграрная партия России - 3,1%, "Истинные патриоты России" - 0,13%, Народная партия Российской Федерации - 0,8%, Демократическая партия России - 0,28%, Великая Россия - Евразийский Союз - 0,36%, Партия СЛОН - 0,16%, "Родина" - 7,27%, Партия "Мир и единство" - 0,28%, ЛДПР - 15,61%, блок Партия Возрождения России - Российская партия жизни - 1,87%, "Единая Россия" - 36,46%, Российская конституционно-демократическая партия - 0,21%, Развитие предпринимательства 0,27%, Коммунистическая партия Российской Федерации - 13,26%. Против всех - 4,72%.

Вот данные только самой первой части избирательных участков Дальнего Востока. Это очень маленькая часть от общего числа избирателей, напоминаю еще раз - это 2,39. Как показывает практика прошлых избирательных кампаний, эти цифры будут меняться по мере накопления, по мере поступления информации из избирательных участков и обработки их в системе и представления вам.

Владимир Бабурин: Сейчас на линии прямого эфира по телефону из Центризбиркома наш корреспондент Мумин Шакиров. Мумин, какова была первая реакция на те цифры, которые произнес Александр Вешняков, на беспрецедентные 36,46% у "Единой России", второе место - ЛДПР и третье место коммунистов?

Мумин Шакиров: Конечно, все сейчас продолжают слушать, что говорит Вешняков. Сейчас он рассказывает о Сахалине, где одновременно прошли одновременно и губернаторские выборы. Но реакция еще, я думаю, что не выявлена, потому что люди продолжают слушать. Сюда прибывают политики, я уже видел Любовь Слизку, видел Сергея Глазьева, видел руководителя Партии пенсионеров. Они были в хорошем настроении. Кстати, Любовь Слизка предполагала, что они возьмут больше 30%, она оказалась права. Что касается цифр по явкам: Башкортостан установил рекорд - 67% избирателей пришло и проголосовало. Вешняков сообщил о том, что в одном из одномандатных округов установлена система "Выборы", которая будет контролировать, как будет голосовать машина и как будут голосовать люди. То есть соревнование между человеком и машиной, чтобы определить, насколько будут подтасованы, возможно, результаты. Именно Башкортостан является горячей точкой. В данном случае усилен контроль со стороны журналистов и Центризбиркома.

Владимир Бабурин: Мумин, а как реагировали коллеги-журналисты, когда по результатам стало известно, что партия Жириновского опередила коммунистов?

Мумин Шакиров: Безусловно, люди поражены, это полный шок, потому что никто этого не ожидал. Но, я говорю, что впечатления еще впереди, естественно, мы будем обмениваться информацией и обсуждать эту тему. Политики подходят все новые и новые, естественно, будем беседовать с политиками. И при следующем включении я обязательно расскажу о том, как реагируют на эти цифры мои коллеги-журналисты и политики.

Владимир Бабурин: Еще одна сенсация сегодня чуть было не произошла. Случилось, вернее, не случилось это в Санкт-Петербурге, где уже часам к четырем, а, может, и к пяти явка не дотягивала до необходимых 25%, чтобы выборы на территории Санкт-Петербурга состоялись. Санкт-Петербург стал последней, насколько я понимаю, территорией, где выборы состоялись. Даже в Калининградской области, где выборы завершились на час позже, 25% пришли проголосовать раньше, чем это случилось в Санкт-Петербурге. Сейчас на линии прямого эфира в нашей студии из Санкт-Петербурга наш корреспондент Виктор Резунков, и по телефону социолог Валерий Островский. Виктор, как вы полагаете, как так получилось, что за вторую половину дня резко возросла явка на избирательные участки, хотя сообщали, что в Санкт-Петербурге резко испортилась погода? Было ли по средствам массовой информации зазывание жителей Санкт-Петербурга на избирательные участки?

Виктор Резунков: Вообще кампания по всяческому привлечению жителей велась активно и со стороны администрации, но не сегодня, а, разумеется, в предыдущие дни. Активно выступали представители Центральной избирательной комиссии, и вице-губернаторы, и губернатор, и приезжавшие крупные политики из Москвы. Все призывали жителей Петербурга принимать участие в голосовании. Но здесь, действительно, вызвало, и у меня лично, очень серьезное удивление - это то, что на 4 часа дня явка составляла 16,2%, а уже к 18-ти явка оказалась 36,"%, Это, учитывая, что погода мерзкая на улице, идет снег, метель. На самом деле совершено непонятно, каким образом такой резкий всплеск активности петербуржцев произошел.

Владимир Бабурин: Господин Островский, как вы можете объяснить сначала столь низкую явку в Санкт-Петербурге, а потом столь же резкий рост, да так, что буквально за несколько часов Санкт-Петербург догнал средний уровень по России по явке?

Валерий Островский: В Санкт-Петербурге сформировался своеобразный слой, у нас он называется "профессиональный избиратель" - это примерно 30% от общего числа электората. Эти люди приходят при любых обстоятельствах, и практически не было сомнений, что они придут. Вопрос стоял лишь в том, придет ли дополнительно 5-6%, потому что свыше 36 было маловероятно, хотя я думал, где-то в этом районе и будет. Погода, действительно оказала, влияние. Но вот этот профессиональный избиратель делится на два потока: это очень ранний поток, и поток как раз второй половины дня, после 16 часов. К слову сказать, примерно такая же ситуация была и на губернаторских выборах и в первом, и во втором туре. Так что здесь большого удивления нет. Тем более, по моим чисто визуальным метеорологическим наблюдениям, сильная метель к 15-16 часам начала стихать, и началась такая достаточно ласковая поземка, люди наконец оторвали свои чресла от диванов и пошли голосовать. Я сам прошел, посмотрел у себя на Петроградской стороне в центре города около шести часов, и народ шел довольно активно. Причем это были в основном представители среднего поколения и молодежь.

Владимир Бабурин: Подобная ситуация была на предпоследних московских выборах, когда явка не дотягивала, потом в Москве резко похолодало и одновременно возросла явка избирателей, что оставило некоторые вопросы. Как и сейчас резко возникшая активность питерских избирателей тоже оставляет некоторые вопросы. Как вы считаете, пока нет никаких причин говорить о вбросах и каких-то фальсификациях?

Виктор Резунков: Вы не думаете, что можно говорить о возможности каких-то вбросов и фальсификации голосов?

Валерий Островский: Судя по тому количеству наблюдателей, которое было, только из Соединенных Штатов приехало несколько десятков, из Европейского сообщества. На каждом участке было порой по пять - по шесть наблюдателей, а то и больше, я не вижу такой возможности чисто технически. Более того, мои контакты с представителями либеральных и демократических сил, работающих в комиссиях, не дают мне основания выдвигать такую версию голословно.

Владимир Бабурин: Не могу не задать вопрос, уже не имеющий отношения к Санкт-Петербургу, вы просто первый эксперт, который выступает у нас в прямом эфире после объявления предварительных итогов голосования. Как вы оценивает второе место партии Жириновского?

Валерий Островский: Оно было ожидаемо. Более того, я хотел бы сказать, что технологически на партию Жириновского работали все средства массовой информации. Давайте не будем сбрасывать, что это действительно классик и один из немногих реальных публичных парламентских политиков, нравится он или не нравится. Хотя, я думаю, в конечном итоге он сползет на третье место и уступит коммунистам. Это предварительные итоги, еще не голосовали Москва и Питер.

Владимир Бабурин: Но ожидаемо это стало не так давно, потому что сам Владимир Жириновский как-то давно проговорился, что, вероятно, что это его последняя Государственная Дума, возможно, именно поэтому он занял пост заместителя председателя. И результаты, которые были показаны им на президентских выборах, когда он проиграл не только Владимиру Путину, Геннадию Зюганову, но и Григорию Явлинскому, показывали, что ЛДПР с трудом балансирует на грани 5%. И вдруг буквально за несколько месяцев произошло практически в три раза увеличение его электората. Чем вы это можете объяснить?

Валерий Островский: Тем же, что и в 93-м году - величайшими актерскими и политическими способностями господина Жириновского. Нет, в этом как раз нет ничего удивительного. Тем более, что одним из лейтмотивов этой избирательной кампании был лейтмотив такого, скажем так, желательно-умеренного для власти национализма, на чем Жириновский играл гораздо лучше, чем Рогозин или кто-нибудь другой. И естественно, все карты шли ему в руки.

Владимир Бабурин: Насколько с вами согласятся представители партии "Родина", удачно или неудачно играл Жириновский, мы имеем возможность узнать из первых рук. Из штаба "Родины" по телефону на линии прямого эфира Сергей Бабурин.Можно полагать, что вы четыре года спустя вновь возвращаетесь в Думу. Предварительные данные показывают, что ваш блок "Родина" переходит 5% барьер.

Сергей Бабурин: Судя по предварительным данным, начало неплохое. Надеюсь, и финиш будет даже лучше.

Владимир Бабурин: Вы, видимо, слышали конец нашего разговора с социологом из Санкт-Петербурга, и он сравнивал ваш блок и блок Жириновского. Как вам такое сравнение?

Сергей Бабурин: Я думаю, оно основано на достаточно случайных диалогах и выступлениях. А в целом, действительно, господин Жириновский паразитировал на национальной идее давно. Надеюсь, что во время этой избирательной кампании он настолько переступил планку, что его звезда начнет закатываться. А что касается национальной идеи и социальной справедливости - это для нас две ключевых принципиальных позиции. Блок "Родина" сможет показать, что здесь только и находится шанс для возрождения страны.

Владимир Бабурин: То есть вы согласны с оценкой, что как бы то ни было, но вы вынуждены играть на одном электоральном поле?

Сергей Бабурин: Не согласен, потому что у нас поле более широкое. И КПРФ упрекает, что мы забираем ее избирателей, "Единая Россия" трепетала о том, что если мы не будем работать на левом фланге, то заберем ее избирателей. А мы, действительно, рассчитываем, что все здоровые люди, которые понимают необходимость идти вперед, но с сохранением традиций и уважения к нашей истории, они пусть по недоразумению или из страха проголосовали за "Единую Россию" или КПРФ, но в будущем они забудут, что такое ЛДПР и будут голосовать за "Родину".

Владимир Бабурин: Четыре года назад, когда ЛДПР с трудом прошла в Думу, а уж после президентских выборов, когда Жириновский проиграл и Путину, и Зюганову, и Григорию Явлинскому, казалось, что эта партия закатилась, и звезда ее больше не взойдет. И вот тебе - пожалуйста.

Сергей Бабурин: Это на самом деле ничего необычного нет. Не так много сегодня некоммунистических альтернатив, не левых альтернатив партии власти. К сожалению, ситуация сдвинула и "Родину" достаточно влево в эту избирательную кампанию, хотя это блок, а не партия. Так что, поживем - увидим.

Владимир Бабурин: Сергей Николаевич, господин Глазьев был у нас в пятницу, довольно длинный у нас разговор в прямом эфире, я не успел ему задать один вопрос, который попробую задать вам. Глазьев написал открытое письмо Путину, в котором, в частности, упоминал инициативу Российского Союза промышленников и предпринимателей о возможности своеобразного соглашения между крупным бизнесом и государством, в котором крупный бизнес выражает готовность взять на себя долю ответственности за развитие социальной сферы в обмен на некие гарантии со стороны государства. Суть гарантий в письме не раскрывалась. Глазьев написал Путину, что "можно было бы только приветствовать обострение чувства социальной ответственности у российских деловых кругов, если бы не одно обстоятельство: во всех идеях контакта между бизнесом и государством начисто отсутствует общество, российский народ". Как вы полагаете, что имел в виду Глазьев под российским народом? Это опять та самая кухарка, которая должна выучиться управлять государством?

Сергей Бабурин: Ни в коей мере. Это очень принципиальная для нас позиция, заключающаяся в том, что в сегодняшних распрях и спорах между теми, кто сочувствует ЮКОСу, и теми, кто говорит, что Путин и прокуратура правы, эта дилемма должна выйти из противостояния государства, ЮКОСа или олигархии. Потому что кроме государства есть общество, которое заинтересовано, чтобы ни государство не было монополистом, тем более, чтобы эта монополия не переходила от государства к олигархии. И здесь общество и народ являются той силой, которая требует, чтобы и их интересы были положены в основу любых оценок и любых реформ.

Владимир Бабурин: Как вы оцениваете предварительные цифры голосования, в частности, такой сильный отрыв "Единой России"? эти цифры достаточно честно выглядят, по-вашему?

Сергей Бабурин: Я считаю, что цифры "Единой России" - это оценка административного ресурса. Недоверие к идеологии. Какая идеология у этой организации? Это административный ресурс, который на сегодняшний день такой. И на самом деле для государства это печальный факт, что административный ресурс обеспечивает только 30%. Для общества это благо. Слава богу, мы еще не стали жить в казарменной системе. Во всем остальном, я сожалею, что разъяснения позиции "Родины" не дошли до многих регионов в том объеме, который бы позволил "Родине" выйти на более крепкие позиции. Но, надеюсь, что в европейской части ситуация будет лучше.