Программу ведет Арслан Саидов. Участвуют корреспондент Радио Свобода Любовь Чижова, она побывала на пресс-конференции президента "Фонда эффективной политики" Глеба Павловского, и обозреватель Радио Свобода Михаил Соколов.
Арслан Саидов: Об итогах выборов в Государственную думу России – Михаил Соколов:
Михаил Соколов: Президентская сука ощенилась 7 декабря, как по Андрею Синявскому. Почти что сбылась аллегория Абрама Терца – России-матери, пожравшей своих детей. Ельцинский либеральный послед умяли, уели всегда во всем виновных приватизаторов, уплативших свое за пересоздание России, и чистых, всегда в белом, властью не испачканных явлинских. Обе партии платят за порочную теперь связь с капиталом, за так и не созданный союз, взаимную грызню, гордыню, попытки вместо настоящей оппозиции подольститься к Кремлю. Анатолий Чубайс, блюдя величие свершений президента, громил неонацизм, добился так и не спасшего СПС приема в Кремле. Григорий Явлинский сразу после приема у Путина записался в экологи, но и позеленевший плод искушения властью оказался для него горек. Президентская монархия точно указала либералам их место: не в политике, а в советчиках престола, чьи идеи и кадровый потенциал могут быть Путиным востребованы. А новый думский помет вышел на свет, скажу мягко, если и не коричневый, то уж точно палевый, с розовым оттенком.
Авторитарный режим при помощи механизма манипуляции и фальсификации становится авторитетным режимом личной власти. Последним непонятливым феодалам преподан башкирский и тверской урок: честные выборы, под шахом прокуратуры, запустившему дела губернатору, легитимная, под контролем госбезопасности, смена подозреваемого в сепаратизме президента. Но во имя чего маятник истории качнулся и унес СПС и "Яблоко" из пределов Думы, где жалкая горстка новых кадетов напоминает и 1912-й, и 1995-й год? Теперь коммунистическая угроза обезврежена, обходом, через поле социал-национализма. России дана лепеновская Родина, которая, вкупе с ЛДПР, составит, очевидно, черносотенный фланг четвертой Думы. Этот "союз русского народа" войдет в коалицию с новыми "октябристами" из "Единой России", пожавшими плоды осеннего переворота, который уничтожил "ЮКОС" Михаила Ходорковского.
В сентябре "Единая Россия" могла стать чем угодно. Теперь же ей предстоит стать всем. И если околоправительственным либералам предстоит дать единороссам план одобрения реформ, то в коалиционное тело думского большинства идеологию блеска имперских орлов внесет Рогозин, а Глазьев добавит практику изъятия сырьевой прибыли. Компартии останется только следовать в фарватере событий. Как будет применен абсолютизм, легитимизированный голосованием 7 декабря - это вольное право президента, уже без диалога с элитами казнить их и миловать, принимая судьбоносные решения. Как явит себя сбывшаяся мечта Достоевского – прорыв монаршей воли чрез бюрократическое и партийное средостение? Чего ожидать? Отставки Михаила Касьянова, замены его Сергеем Ивановым или Алексеем Кудриным, продления президентских полномочий, перекройки границ, петровской дубинки, или впадения в новый застой?.. Впереди миг судьбоносный. Свободный дух и воля личности одного человека способны развернуть Россию в мгновение ока. А вот куда – ответа нет.
Арслан Саидов: По мнению президента "Фонда эффективной политики" Глеба Павловского по итогам парламентских выборов Россия получила умеренно-консервативную Государственную думу, а в том, что партии СПС и "Яблоко" не смогли преодолеть пятипроцентный барьер и не прошли в Думу, виноваты их лидеры, которые должны уйти в отставку, считает Павловский. На пресс-конференции кремлевского политтехнолога побывала наш корреспондент Любовь Чижова:
Любовь Чижова: Комментируя итоги выборов, Глеб Павловский отметил, что неудача КПРФ, "Яблока" и СПС может иметь серьезные политические последствия.
Глеб Павловский: Три партии лишились всякой силы и авторитета. Две из них просто не попали в Думу - СПС и "Яблоко", а коммунисты обвалились сокрушительно. Это привело к росту поддержки совершено маргинальных партий, как Партия пенсионеров и Аграрная партия, которые, конечно же, получили поддержку исключительно на том, что избиратель, уходивший от коммунистов и не желавший идти к радикальным националистам - "Родине" - искал какое-то место. Исчезли три кандидата в президенты. Накануне старта президентской кампании выбыли Геннадий Андреевич Зюганов, Григорий Алексеевич Явлинский и лидер СПС Борис Немцов. У этих партий сегодня нет президентского предложения избирателей.
Любовь Чижова: Глеб Павловский считает, что лидеры партий "Яблоко" и СПС должны уйти в отставку.
Глеб Павловский: В стране существует либеральное сообщество из около 10 миллионов человек, это очень серьезная величина. Она сегодня ощущает себя не представленной. Это очень опасная ситуация. Вину за эту ситуацию, на мой взгляд, целиком и полностью несут лидеры либеральных партий. Они привели это сообщество к поражению, свои партии к поражению, и сегодня мы ждем отставок СПС, прежде всего, и "Яблока". Почему я выделяю "Яблоко" по отдельности - потому что, на мой взгляд, оно было во время избирательной кампании в неравноправной ситуации. Во-первых, подвергалась прокурорским атакам структура, которая проводила кампанию "Яблока", Агентство технических коммуникаций, мы помним, обыскивалось, изымались серверы, и тому подобные вещи. Это серьезный урон. Насколько я знаю, многие руководители кампании "Яблока" были вынуждены скрываться. Мне кажется, в этой ситуации результаты "Яблока" нельзя рассматривать как целиком находящиеся на ответственности политического руководства. Тем не менее, здесь были тоже допущены ошибки. Кроме того - возмутительная кампания, которую СПС вел на уничтожение фактически "Яблока" средствами политических технологий. Ни для кого не секрет, теперь об этом можно сказать открыто, что так называемое предложение "Яблоку" объединяться было политтехнологической кампанией, холодно рассчитанной в штабе СПС именно на деморализацию и разрушение стратегии "Яблока".
Любовь Чижова: Блок "Родина", который добился неожиданного успеха, политтехнолог охарактеризовал как ультранационалистический и лево-популистский. Вот что Павловский думает о парламентском будущем "Родины":
Глеб Павловский: Фракция "Родина", думаю, не получит никакой программной свободы рук в новой Думе, практически ни по одному из своих программных положений. Я не думаю, что Путин в ситуации, когда партия Путина завоевала большинство в Думе, будет нуждаться в том, чтобы пересмотреть свой курс. Его курс - это не курс блока "Родина". Но блок "Родина" будет оказывать, безусловно, сильное давление лево-националистическое на повестку дня, в том числе на уровне комитетов. Здесь я бы еще раз обратил внимание на то, что накануне президентской кампании выпускать из виду фигуру Глазьева нельзя. Глазьев уже вчера, уже в эту ночь, начал фактически борьбу за коммунистический электорат, и он претендует на неостывшее кресло Зюганова.
Любовь Чижова: Позиции "Единой России" в новой Думе Павловский оценивает как очень крепкие:
Глеб Павловский: У нас, как говорили в XIX веке, бесподобная палата. В новой Думе существует бесспорное большинство у "Единой России", которая для этого не нуждается, собственно говоря, в коалиции ни с одной из думских фракций - это очень важное обстоятельство. Оно накладывает на "Единую Россию" программную ответственность - какая программа будет у этого большинства. Накануне президентской кампании мы имеем очень сложную для Путина ситуацию с правыми и правоцентристскими силами вне "Единой России". Он должен, во-первых, определиться, от кого он идет на выборы, от "Единой России", которая, безусловно, является победителем выборов, или Путин идет как надпартийный кандидат и самовыдвиженец, что, с моей точки зрения, является более слабой стратегией, в частности потому, что Путин ограничивает ту поддержку, которую он оказал "Единой России", политическую поддержку, которая была признана избирателем. Путин должен над этим задуматься.
Партии власти, я думаю, необходимо заново разрабатывать свою политическую стратегию. Она не может в этом отношении зависеть от бывших правых сил. Сегодня она - правая сила, и она же центристская сила. Важный момент, который я хотел бы подчеркнуть: вопреки всему, что говорилось крайними во время выборов, избиратель в целом сформировал умеренную Думу, умеренно-консервативную, умеренно-реформистскую Думу. Крайние представлены в Думе меньшинством. У нас вакуум справа и слева. Я еще раз хочу подчеркнуть, ситуация вакуума в политике очень опасна. Надо понимать, что сегодня кто угодно, как конструктивные, так и деструктивные лидеры, могут выйти на правое поле и начать формировать новые правые силы. Причем эти правые силы необязательно будут либеральными, вот в чем дело. Они могут быть и праворадикальным силами. Сегодня этот вакуум долго терпеть нельзя. Чем быстрее будет консолидироваться правое сообщество, тем лучше, и левое тоже, потому что может возникнуть на разрушенном по вине Геннадия Андреевича Зюганова левом фланге сила, которая возьмет за основу идеи уважаемого Глазьева и радикализует их дополнительно - это тоже опасная ситуация. Поэтому среди лидеров сколь-либо автономный некоторый политический потенциал и право сохраняет Анатолий Чубайс, который должен выбрать между тем, что ему дороже, партия, или РАО ЕЭС - неясность в этом вопросе была одним из факторов деморализации правого фланга. И на левом фланге, конечно, сегодня реально Глазьев.
Любовь Чижова: Глава ФЭП считает, что результат "Единой России" на выборах мог быть еще выше, однако, предвыборная кампания партии, по мнению Павловского, была частично ограничена борьбой с олигархами - только поэтому единороссы не достигли более высокого результата.
Арслан Саидов: Об итогах выборов в Государственную думу России – Михаил Соколов:
Михаил Соколов: Президентская сука ощенилась 7 декабря, как по Андрею Синявскому. Почти что сбылась аллегория Абрама Терца – России-матери, пожравшей своих детей. Ельцинский либеральный послед умяли, уели всегда во всем виновных приватизаторов, уплативших свое за пересоздание России, и чистых, всегда в белом, властью не испачканных явлинских. Обе партии платят за порочную теперь связь с капиталом, за так и не созданный союз, взаимную грызню, гордыню, попытки вместо настоящей оппозиции подольститься к Кремлю. Анатолий Чубайс, блюдя величие свершений президента, громил неонацизм, добился так и не спасшего СПС приема в Кремле. Григорий Явлинский сразу после приема у Путина записался в экологи, но и позеленевший плод искушения властью оказался для него горек. Президентская монархия точно указала либералам их место: не в политике, а в советчиках престола, чьи идеи и кадровый потенциал могут быть Путиным востребованы. А новый думский помет вышел на свет, скажу мягко, если и не коричневый, то уж точно палевый, с розовым оттенком.
Авторитарный режим при помощи механизма манипуляции и фальсификации становится авторитетным режимом личной власти. Последним непонятливым феодалам преподан башкирский и тверской урок: честные выборы, под шахом прокуратуры, запустившему дела губернатору, легитимная, под контролем госбезопасности, смена подозреваемого в сепаратизме президента. Но во имя чего маятник истории качнулся и унес СПС и "Яблоко" из пределов Думы, где жалкая горстка новых кадетов напоминает и 1912-й, и 1995-й год? Теперь коммунистическая угроза обезврежена, обходом, через поле социал-национализма. России дана лепеновская Родина, которая, вкупе с ЛДПР, составит, очевидно, черносотенный фланг четвертой Думы. Этот "союз русского народа" войдет в коалицию с новыми "октябристами" из "Единой России", пожавшими плоды осеннего переворота, который уничтожил "ЮКОС" Михаила Ходорковского.
В сентябре "Единая Россия" могла стать чем угодно. Теперь же ей предстоит стать всем. И если околоправительственным либералам предстоит дать единороссам план одобрения реформ, то в коалиционное тело думского большинства идеологию блеска имперских орлов внесет Рогозин, а Глазьев добавит практику изъятия сырьевой прибыли. Компартии останется только следовать в фарватере событий. Как будет применен абсолютизм, легитимизированный голосованием 7 декабря - это вольное право президента, уже без диалога с элитами казнить их и миловать, принимая судьбоносные решения. Как явит себя сбывшаяся мечта Достоевского – прорыв монаршей воли чрез бюрократическое и партийное средостение? Чего ожидать? Отставки Михаила Касьянова, замены его Сергеем Ивановым или Алексеем Кудриным, продления президентских полномочий, перекройки границ, петровской дубинки, или впадения в новый застой?.. Впереди миг судьбоносный. Свободный дух и воля личности одного человека способны развернуть Россию в мгновение ока. А вот куда – ответа нет.
Арслан Саидов: По мнению президента "Фонда эффективной политики" Глеба Павловского по итогам парламентских выборов Россия получила умеренно-консервативную Государственную думу, а в том, что партии СПС и "Яблоко" не смогли преодолеть пятипроцентный барьер и не прошли в Думу, виноваты их лидеры, которые должны уйти в отставку, считает Павловский. На пресс-конференции кремлевского политтехнолога побывала наш корреспондент Любовь Чижова:
Любовь Чижова: Комментируя итоги выборов, Глеб Павловский отметил, что неудача КПРФ, "Яблока" и СПС может иметь серьезные политические последствия.
Глеб Павловский: Три партии лишились всякой силы и авторитета. Две из них просто не попали в Думу - СПС и "Яблоко", а коммунисты обвалились сокрушительно. Это привело к росту поддержки совершено маргинальных партий, как Партия пенсионеров и Аграрная партия, которые, конечно же, получили поддержку исключительно на том, что избиратель, уходивший от коммунистов и не желавший идти к радикальным националистам - "Родине" - искал какое-то место. Исчезли три кандидата в президенты. Накануне старта президентской кампании выбыли Геннадий Андреевич Зюганов, Григорий Алексеевич Явлинский и лидер СПС Борис Немцов. У этих партий сегодня нет президентского предложения избирателей.
Любовь Чижова: Глеб Павловский считает, что лидеры партий "Яблоко" и СПС должны уйти в отставку.
Глеб Павловский: В стране существует либеральное сообщество из около 10 миллионов человек, это очень серьезная величина. Она сегодня ощущает себя не представленной. Это очень опасная ситуация. Вину за эту ситуацию, на мой взгляд, целиком и полностью несут лидеры либеральных партий. Они привели это сообщество к поражению, свои партии к поражению, и сегодня мы ждем отставок СПС, прежде всего, и "Яблока". Почему я выделяю "Яблоко" по отдельности - потому что, на мой взгляд, оно было во время избирательной кампании в неравноправной ситуации. Во-первых, подвергалась прокурорским атакам структура, которая проводила кампанию "Яблока", Агентство технических коммуникаций, мы помним, обыскивалось, изымались серверы, и тому подобные вещи. Это серьезный урон. Насколько я знаю, многие руководители кампании "Яблока" были вынуждены скрываться. Мне кажется, в этой ситуации результаты "Яблока" нельзя рассматривать как целиком находящиеся на ответственности политического руководства. Тем не менее, здесь были тоже допущены ошибки. Кроме того - возмутительная кампания, которую СПС вел на уничтожение фактически "Яблока" средствами политических технологий. Ни для кого не секрет, теперь об этом можно сказать открыто, что так называемое предложение "Яблоку" объединяться было политтехнологической кампанией, холодно рассчитанной в штабе СПС именно на деморализацию и разрушение стратегии "Яблока".
Любовь Чижова: Блок "Родина", который добился неожиданного успеха, политтехнолог охарактеризовал как ультранационалистический и лево-популистский. Вот что Павловский думает о парламентском будущем "Родины":
Глеб Павловский: Фракция "Родина", думаю, не получит никакой программной свободы рук в новой Думе, практически ни по одному из своих программных положений. Я не думаю, что Путин в ситуации, когда партия Путина завоевала большинство в Думе, будет нуждаться в том, чтобы пересмотреть свой курс. Его курс - это не курс блока "Родина". Но блок "Родина" будет оказывать, безусловно, сильное давление лево-националистическое на повестку дня, в том числе на уровне комитетов. Здесь я бы еще раз обратил внимание на то, что накануне президентской кампании выпускать из виду фигуру Глазьева нельзя. Глазьев уже вчера, уже в эту ночь, начал фактически борьбу за коммунистический электорат, и он претендует на неостывшее кресло Зюганова.
Любовь Чижова: Позиции "Единой России" в новой Думе Павловский оценивает как очень крепкие:
Глеб Павловский: У нас, как говорили в XIX веке, бесподобная палата. В новой Думе существует бесспорное большинство у "Единой России", которая для этого не нуждается, собственно говоря, в коалиции ни с одной из думских фракций - это очень важное обстоятельство. Оно накладывает на "Единую Россию" программную ответственность - какая программа будет у этого большинства. Накануне президентской кампании мы имеем очень сложную для Путина ситуацию с правыми и правоцентристскими силами вне "Единой России". Он должен, во-первых, определиться, от кого он идет на выборы, от "Единой России", которая, безусловно, является победителем выборов, или Путин идет как надпартийный кандидат и самовыдвиженец, что, с моей точки зрения, является более слабой стратегией, в частности потому, что Путин ограничивает ту поддержку, которую он оказал "Единой России", политическую поддержку, которая была признана избирателем. Путин должен над этим задуматься.
Партии власти, я думаю, необходимо заново разрабатывать свою политическую стратегию. Она не может в этом отношении зависеть от бывших правых сил. Сегодня она - правая сила, и она же центристская сила. Важный момент, который я хотел бы подчеркнуть: вопреки всему, что говорилось крайними во время выборов, избиратель в целом сформировал умеренную Думу, умеренно-консервативную, умеренно-реформистскую Думу. Крайние представлены в Думе меньшинством. У нас вакуум справа и слева. Я еще раз хочу подчеркнуть, ситуация вакуума в политике очень опасна. Надо понимать, что сегодня кто угодно, как конструктивные, так и деструктивные лидеры, могут выйти на правое поле и начать формировать новые правые силы. Причем эти правые силы необязательно будут либеральными, вот в чем дело. Они могут быть и праворадикальным силами. Сегодня этот вакуум долго терпеть нельзя. Чем быстрее будет консолидироваться правое сообщество, тем лучше, и левое тоже, потому что может возникнуть на разрушенном по вине Геннадия Андреевича Зюганова левом фланге сила, которая возьмет за основу идеи уважаемого Глазьева и радикализует их дополнительно - это тоже опасная ситуация. Поэтому среди лидеров сколь-либо автономный некоторый политический потенциал и право сохраняет Анатолий Чубайс, который должен выбрать между тем, что ему дороже, партия, или РАО ЕЭС - неясность в этом вопросе была одним из факторов деморализации правого фланга. И на левом фланге, конечно, сегодня реально Глазьев.
Любовь Чижова: Глава ФЭП считает, что результат "Единой России" на выборах мог быть еще выше, однако, предвыборная кампания партии, по мнению Павловского, была частично ограничена борьбой с олигархами - только поэтому единороссы не достигли более высокого результата.