Могут ли нарушения, зафиксированные 7 декабря, стать основанием для отмены итогов парламентских выборов?

Программу ведет Арслан Саидов. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Владимир Долин.

Арслан Саидов: Сегодня наш корреспондент Владимир Долин был на конференции наблюдателей от общественных организаций. Какие сведения им удалось собрать в ходе выборов?

Владимир Долин: Московский международный дискуссионный клуб направил на выборы сто российских и тридцать иностранных наблюдателей. Криста Мюллер, наблюдатель-волонтер из Германии, в восторге от работы избирательных комиссий Мурманской области.

Криста Мюллер: Хотелось бы поздравить мурманскую избирательную комиссию за ту хорошую работу, которую я увидела. Я это сравнила со стандартами, с чем я сталкивалась в Центральной Европе. Я посетила восемь избирательных участков. И то, как были организованы участки, как они были оформлены, как были оформлены листы, все списки, и вся процедура голосования, она абсолютно совпадает с тем, что мы видим в Западной Европе. Люди были очень хорошо обучены, они знали, что им надо делать, и они были полны энтузиазма, делали это с удовольствием. Во всех восьми избирательных участках ситуация была абсолютно идентичной. Я не видела никаких проблем, замечаний у меня не было.

Владимир Долин: Зато коллегу Кристы Мюллер студентку из Франкфурта Карину Ленч порядки на избирательных участках в Татарии весьма удивили, и удивили, надо сказать, неприятно.

Карина Ленч: Избирательная комиссия состояла до половины из партии "Единая Россия". Значит, представитель от "Отечества -Всей России", представитель от "Единой России", от "Единства", и даже от Татарстана - "Новый век" - это региональный отдел "Единой России". Иногда были представители КПРФ, а больше мы не видели. Студенты военного училища, танкисты, им было сказано вместе ходить голосовать, и даже сказали, за кого надо голосовать. Начальник общежития педагогического института переписывал имена тех студентов, которые до 12 часов еще не голосовали. Местные наблюдатели получают деньги за то, что они там сидят, и они не члены той партии. В России подсчет не открытый, только наблюдатели могут присутствовать во время подсчета. Как это возможно, когда наблюдатель делает наблюдение только за деньги? Такие наблюдатели не имели отношения к партиям, и им было все равно. Нам тоже не хотели выдать протокол, я кричала, чтобы получить протокол. И еще нарушение: один человек приходил с двумя паспортами и голосовал за себя и за другого. В деревнях это очень часто бывает, и это тоже сильное нарушение. Часто слышали, что на месте работы людям было сказано, что им надо проголосовать до 12 часов, потом можно проверить, голосовали или нет и можно проверить, за кого они голосовали. Они сказали, что можно увидеть по отпечаткам пальцев. Страшно, что люди верят и идут голосовать, за кого им сказано.

Владимир Долин: В Татарии, конечно, особая электоральная культура. Но президент московского международного дискуссионного клуба Андрей Ажаровский утверждает, что избирательное законодательство нарушалось повсеместно.

Андрей Ажаровский: Процедура подсчета нарушалась на многих участках в разных местах. Почему это происходит - мне непонятно. Если господин Вешняков не смог объяснить сотрудникам избирательных комиссий важность соблюдения процедуры, то у меня возникает вопрос, на своем ли он месте?

Владимир Долин: Вот несколько примеров таких нарушений.

Андрей Ажаровский: На одном из участков наблюдатель пришел в восемь, урны уже были опечатаны. Он сделал положенное по закону обращение к председателю комиссии и заявление о нарушении, на что председатель сказал: "А что это у тебя за направление? Какие такие общественные организации? Ничего не знаем", - и выгнал человека с участка. Вот в такой обстановке открытости и с таким требованием закона проходили выборы. Я не ставлю под сомнение результаты голосования, лишь хочу сказать, комиссии не справились со своей функцией и не смогли провести подсчет, на ограниченных количествах участков, на которых были наши наблюдатели, они не смогли подвести подсчет в соответствии с установленной законом нормой.

Владимир Долин: Ассоциация некоммерческих организаций в защиту прав избирателей "Голос" провела куда более масштабное наблюдение. "Голос" направил на избирательные участки в 30 регионах России 4500 наблюдателей. По результатам их работы исполнительный директор ассоциации Лилия Шабанова пришла к неутешительным выводам.

Лилия Шабанова: Очень сильно использовался административный ресурс по продавливанию партии "Единство" и по проведению во власть представителей от партии власти. Мы вели наблюдения на 15 региональных выборах в течение последних двух лет, и мы видели усиливающийся административный ресурс на мэрских, на губернаторских выборах, на выборах в законодательные собрания в регионах. И мы предполагали, что точно такое же влияние будет на федеральных выборах в сторону партии власти. Но даже мы не ожидали, что это будет так интенсивно. Даже мы не предполагали, что использовать рычаги административных ресурсов будут с такой агрессией.

Владимир Долин: Общественные организации направили жалобы по выявленным нарушениям избирательного законодательства в территориальные избирательные комиссии.

Арслан Саидов: Владимир, что говорят наблюдатели - могут ли эти нарушения стать основанием для пересмотра итогов выборов или для их отмены?

Владимир Долин: Наблюдатели, во-первых, не подвели полный объем всех нарушений. Во-вторых, наблюдатели могут только дать заключение о своей точке зрения на эти выборы. Общественные наблюдатели не могут влиять на подведение итогов выборов, на отмену этих выборов, на принятие каких-либо решений, они просто дают заключение о том, что они видели. Более того, наблюдатели говорят о том, что на самом деле выборы отражают все-таки действительно реальные итоги голосования, но итоги таковы, каковы они есть. Почему так получилось - они стараются объяснить. Они рассказывают о тотальном информационном наступлении "Единой России" еще до выборов. А отсутствие уважения к процедуре голосования, прописанной в законе - это, по всей видимости, отражение всеобщего неуважения к закону в России.