Обсуждение в Совете Федерации возможного передела природной ренты

Программу ведет Арслан Саидов. Над темой работал Мумин Шакиров.

Арслан Саидов: В Совете Федерации прошли парламентские слушания, на которых обсуждался вопрос о перераспределении сверхдоходов нефтяного сектора в пользу государства. За работой верхней палаты российского парламента следил наш корреспондент Мумин Шакиров.

Мумин Шакиров: Накануне думской кампании многие партии и движения активно обсуждали проблему дополнительного увеличения доходов государственного бюджета за счет сырьевого сектора. На этом политическом фронте активно работали как левые, так и центристы. Речь идет о том, чтобы госказна взимала больше доходов с нефтедобывающих предприятий. В Государственной Думе России уже существует несколько законопроектов, которые как раз и пересматривают налоговые ставки на природные ресурсы. Однако одно из первых слушаний после завершения предвыборных баталий прошло в Совете Федерации. Сенаторы подняли эти вопросы на парламентских слушаниях в Комитете по природным ресурсам и охране окружающей среды. Тон обсуждения задал один из идеологов перераспределения доходов сырьевого сектора в пользу государства, академик РАН Дмитрий Львов:

Дмитрий Львов: Рентные платежи должны быть определяющими, а налоговая система - добавляющей. Нужно произвести мощный перераспределительный маневр. Первое: отменить закон о недрах, это один из основных законов. Государственная собственность, и забудьте ребята, это не обсуждать, кто нарушает - преступник. Второе: отменяется позорный режим лицензирования, который никакого касательства к рентной системе не имеет. Третье: две институциональные формы, поставьте точку в законе. Концессия, как форма договора бизнеса и государства, где государство - собственник, где указано, какая доля отдается государству, и аренда, подряд. Геологоразведка - у государства. Вот тогда это страна, тогда это укрепление.

Мумин Шакиров: Радикальные высказывания известного академика явно не устраивают нефтяников, их позицию озвучил на парламентских слушаниях вице-президент кампании "Роснефть" Юрий Матвеев. По его мнению, сложно установить справедливые налоговые ставки для каждой нефтяной скважины:

Юрий Матвеев: В мире не существует одинаковых месторождений, все они различные, по эффективности, по месту расположения, по другим факторам. Месторождение одно, которое с мелким дебетом скважины, в котором извлекаемые запасы, допустим, до миллиона тонн - его бросать, или оттуда извлекать полезные ископаемые? Оно может разве конкурировать с теми, которые имеют высокоэффективные месторождения? А сейчас его уравняли. Сегодня вот отдельно взять что-то где-то, и в каком-то законе подремонтировать.... Вообще недропользование имеет массу законов, начиная от кодекса о недрах, сегодня готовится его новая редакция и последующий закон. Сегодня все нужно увязать в цепочки. Отдельно выхватывать ничего нельзя. Это большая, очень серьезная, кропотливейшая работа.

Мумин Шакиров: Аналогичной точки зрения придерживается заместитель председателя комитета Совета Федерации по природным ресурсам и охране окружающей среды профессор Виктор Орлов:

Виктор Орлов: Когда мы начинаешь заниматься конкретными расчетами, то трезвеешь и смотришь, сколько же на самом деле изымается у нефтяных компаний от их дохода. Проще говорить, когда цена 28-30 долларов за баррель, а попробуем поговорить, когда будет 12-15. Механизм, который бы учитывал эту дифференциацию, не только конъюнктурную, но и природную дифференциацию, пока механизм такой не создан у нас в стране. Надо дифференцировать налог на добычу, ввести порядок скидок каких-то, на истощение ресурсов, на начало процесса, на завершение, на так называемые трудно извлекаемые запасы, и второе - ввести налог на сверхприбыль, но тоже гибко ввести цену, чтобы не подрезать сук, на котором вся экономика держится. Часть ренты должна обязательно оставаться у недропользователя, иначе он уйдет из этого бизнеса.

Мумин Шакиров: Одним словом, Комитет Совета Федерации по природным ресурсам против перетрясений в сырьевом секторе. В своих рекомендациях сенаторы предлагают мягкий дифференцированный подход. В российском правительстве считают, что тема сверхдоходов в сырьевой отрасли сильно преувеличена. Первый заместитель министра финансов Российской Федерации Михаил Моторин предлагает рационально подойти к этой проблеме, не нанося ущерба нефтяным компаниям:

Михаил Моторин: Инструменты для этого - все-таки налоговая система, налоговые платежи, которые взимаются в соответствии с законом о недрах. Налоговые платежи при природопользовании, это, во-первых, налог на добычу полезных ископаемых, и второе - это экспортные пошлины. Экспортные пошлины изымают тот заработок компаний, которые они получают за счет хорошей внешнеэкономической конъюнктуры. Здесь действительно есть реальные возможности несколько увеличить изъятие. Второй момент - это получение дополнительных доходов внутри страны. Здесь не все компании, которые работают в России, могут дать дополнительные доходы. Есть компании, у которых старые месторождения. С этих месторождений дополнительных доходов не возьмешь. Если мы увеличим налоговую нагрузку на эти месторождения, то это сразу приведет к увеличению цен на нефтепродукты. Естественно, те компании, которые имеют молодые месторождения с лучшими нефтями, имеют по сравнению с этими компаниями дополнительный доход. За счет дифференциации налогообложения мы можем изъять эти дополнительные доходы.

Мумин Шакиров: Цена вопроса, по версии Михаила Моторина, 2-2,5 миллиарда американских долларов. Однако академик Дмитрий Львов убежден, что речь идет о 10-15 миллиардах долларов. Нет сомнений, что новая Государственная Дума поднимет в ближайшее время вопрос перераспределения сверхдоходов нефтяного сектора в пользу государства. В свою очередь нефтяники также будут отчаянно защищаться через депутатов, чьи интересы совпадают с интересами сырьевиков.