Смогут ли Россия и ЕС создать общее экономическое пространство?

Программу ведет Арслан Саидов. Принимают участие корреспонденты Радио Свобода Ирина Стоилова и Алексей Дзиковицкий, и главный редактор журнала "Россия в глобальной политике" Федор Лукьянов.

Арслан Саидов: В Риме завершился саммит Европейский Союз - Россия, на котором обсуждались перспективы вступления России во Всемирную торговую организацию, проблемы безопасности, возможность упрощенного двустороннего визового режима и другие вопросы.

Ирина Стоилова: На сегодняшнем саммите Россия и Европейский Союз наметили дальнейшие шаги для укрепления стратегического партнерства. Был подписан ряд соглашений о создании общеевропейского экономического пространства, о создании общего пространства свободы, безопасности и правосудия и о партнерстве в урегулировании международных кризисов. Они включают расширение сотрудничества в сфере энергетики и, как подчеркнул на совместной пресс-конференции председатель Европейского Союза Романо Проди, амбициозную цель - принятие России во Всемирную торговую организацию до конца следующего года. По поводу требований руководства Евросоюза перейти на расчеты с Россией в евро в сфере энергетики, Владимир Путин сказал, что не имеет ничего против, если европейцы выработают подходящую схему для этого. По поводу ареста Ходорковского Путин сказал журналистам, что в России есть люди, которые за пять-шесть лет заработали миллиарды долларов и теперь готовы истратить сотни миллионов долларов, чтобы защитить себя. "Мы знаем, на что тратятся эти деньги, - сказал Путин. - На каких адвокатов, на спонсирование каких партий и, в том числе, чтобы задавать мне подобные вопросы". По его словам, действия государства продиктованы только желанием наведения порядка и борьбой с коррупцией. Романо Проди подчеркнул, что тема о деле "ЮКОСа" обсуждалась во время саммита. Президент России заверил его, что закон будет применяться без дискриминации. Р.Проди сказал, что пока нет конкретных договоренностей об облегчении визового режима для российских граждан, но это может быть делом не самого далекого будущего. Во время переговоров Россия и Европейский Союз договорились и о сотрудничестве с Европолом. Кроме того, договоренности предусматривают расширение программ в области научных исследований, образования и культуры.

Арслан Саидов: В нашей программе принимает участие главный редактор журнала "Россия в глобальной политике" Федор Лукьянов. Господин Лукьянов, как бы вы оценили итоги саммита Россия - ЕС?

Федор Лукьянов: Я думаю, что итоги очень предсказуемые. Все слова, которые обычно говорятся, были сказаны - о сотрудничестве, партнерстве, необходимости решать накопившиеся проблемы. Об этом президент говорит уже не в первый раз. На саммите в Санкт-Петербурге полгода назад он уделил этому много времени и даже предложил создать перечень, инвентаризировать эти проблемы. Конечно, саммит несколько скомкался из-за последних событий с "ЮКОСом". На такую реакцию с европейской стороны не рассчитывали. Хотя, я не думаю, что эти события, во всяком случае, если не будет продолжения, углубления конфликта, - в долгосрочной перспективе как-то сильно повлияют на отношения России и ЕС.

Арслан Саидов: За событиями вокруг "ЮКОСа" как-то отошли на второй план другие, не менее важные проблемы. Например, сегодня была принята концепция формирования общеевропейского пространства. Что из себя представляет этот документ?

Федор Лукьянов: Этот документ носит пока еще самый общий характер. Совершенно революционная вещь с далеко идущими последствиями, если это реализовать. Цели постепенной интеграции российской экономики в общеевропейскую, ставившиеся почти десять лет назад во время подписания соглашения о партнерстве и сотрудничестве с Европейском Союзом, сейчас достигли определенного этапа. Это очень важный шаг. Но к сожалению, на уровне теоретических заявлений все достаточно хорошо продвигается, а на уровне практической работы отношения России и ЕС сейчас можно назвать плохими. Буквально три недели назад президент Путин в Екатеринбурге после встречи с канцлером Шредером крайне резко высказался в адрес именно Евросоюза, европейской бюрократии, которая, как он сказал, ведет себя некорректно, нечестно и пытается выкручивать России руки. Причем речь шла именно об экономических вопросах. Это уже не Чечня, не права человека, которые традиционно омрачали наши отношения, а чисто экономические вопросы - цена на энергоресурсы. И здесь, честно говоря, пока компромисса не просматривается.

Арслан Саидов: Я приведу некоторые выдержки из принятой сегодня в Риме концепции создания общего экономического пространства. В ней, в частности, говорится: "Существует очевидная необходимость сближения России и ЕС и придания экономическому взаимодействию большей динамичности путем установления стабильного и предсказуемого торгового режима, основанного на общих гармонизированных или совместных правилах. Это отвечало бы как нашей географической близости, так и существующему уровню сотрудничества во многих областях". В этой связи обсуждались также вопросы вступления России во Всемирную торговую организацию и введение упрощенного визового режима между Россией и странами ЕС. Удалось ли достигнуть какого-то компромисса в этой сфере?

Федор Лукьянов: Мне кажется, сейчас компромисса никто не ждет, сейчас весь процесс на уровне постановки вопросов. Что касается безвизового режима, то мне кажется важным, как Россия и ЕС подходят к этому - проблема одна, а подхода два. Для России этот вопрос в значительной степени политический. Совершенно понятно почему президент Путин последние полгода так активно поднимает эту тему – она, в общем-то, очень выигрышная с избирательной точки зрения. Для ЕС этот вопрос безусловно технический. Им безвизовый режим не так уж и нужен. Россиянам возможность ехать без виз в Европу наверное важнее, чем европейцам в Россию. И они выступают, как часто это бывает с Евросоюзом, с формальных позиций: хорошая идея, но чтобы ее реализовать, Россия должна сделать следующее - и дальше идет длинный перечень, начиная от совершенствования паспортной системы, укрепления границ, укрепления контроля, договор о возврате нелегальных мигрантов и так далее. Когда выстраивается весь этот список, выясняется, что все это возможно, но только неизвестно когда. Это вопрос, прямо скажем, не завтрашнего дня.

Арслан Саидов: В продолжение темы репортаж из Польши, которая, согласно докладу Европейской комиссии, хуже остальных десяти стран-кандидатов на вступление в Европейский Союз в мае будущего года подготовилась к этому вступлению. Рассказывает Алексей Дзиковицкий:

Алексей Дзиковицкий: По мнению экспертов Европейской комиссии Польша не готова к вступлению в Европейский Союз по девяти позициям, тогда как Мальта по шести, а Словения всего по одной позиции. В случае Польши речь идет прежде всего о сельском хозяйстве. В стране до сих пор не завершено создание системы всеобщего компьютерного контроля за крупным рогатым скотом и сельскохозяйственными угодьями. Это грозит польским фермерам потерей дотаций из европейского бюджета, что в большинстве случаев означает неминуемое разорение. Производственный процесс на значительной части мясоперерабатывающих и молочных предприятиях Польши не соответствует санитарным нормам, принятым в странах Европейского Союза. Поэтому их придется или закрыть, или смириться с запретом на экспорт польского молока и мяса в ЕС. Европейская комиссия отмечает резкое снижение темпов экономических реформ в Польше, а также отсутствие реальных результатов реструктуризации угледобывающей, металлургической и обороной промышленности. Недостаточны, по мнению экспертов из Брюсселя, и усилия нынешнего польского кабинета министров по ликвидации бюджетного дефицита, который вот уже несколько лет подряд является одним из самых высоких среди стран-кандидатов. Кроме того, государственная администрация Польши страдает от непрофессионализма, а чиновники часто назначаются исключительно по признаку политической принадлежности. В докладе Европейской комиссии говорится и об усилении коррупции во всех сферах жизни польского общества, недостаточно эффективной судебной системе, а также необходимости разделения должностей министра юстиции и генерального прокурора. "Если не принимать срочных мер, то существует большая вероятность того, что страны-кандидаты не смогут выполнять свои обязательства в Европейском Союзе, а значит их граждане и фирмы не смогут воспользоваться всеми благами членства в ЕС", - говорится в докладе Европейской комиссии. В самой Польше реакция на доклад была неоднозначна. Оппозиция обвинила во всех грехах нынешнее правительство. Говорит один из лидеров парламентской оппозиции Ян Ракита.

Ян Ракита: Я верю брюссельским бюрократам, потому что их оценки беспристрастны. Тем более, что мои собственные наблюдения свидетельствуют о том, что Польша действительно плохо подготовлена к вступлению в ЕС. Мой доклад на эту тему также содержал много критики.

Алексей Дзиковицкий: В свою очередь правительство заявило, что ситуацию не стоит драматизировать. Руководитель парламентской комиссии по делам Европейского союза, представитель правящей коалиции Юзеф Алекса, комментируя доклад Европейской комиссии, сказал.

Юзеф Алекса: Все замечания Европейской комиссии сделаны для того, чтобы напомнить нам о наших обязательствах как будущих членов ЕС. Я считаю, что у нас еще есть время до 1 мая 2004 года полностью справиться со всеми нашими недостатками.

Алексей Дзиковицкий: Стоит отметить, что по данным последних социологических опросов, в минувшем месяце число поляков, которые считают, что после вступления Польши в Европейский Союз их жизнь улучшится, впервые составило менее половины жителей страны - 48%.