Цены на нефть в Соединенных Штатах превысили 54 доллара за баррель

Андрей Шарый: Цены на нефть в Соединенных Штатах превысили 54 доллара за баррель. Таким образом, стоимость сырья бьет рекорды уже шестой день подряд. Эксперты связывают увеличение спроса на сырье со сложностями, возникшими в некоторых нефтедобывающих регионах мира. Не исключено, что ситуация вокруг российской фирмы "ЮКОС" вскоре вновь начнет оказывать влияние на мировой рынок нефти.

Иван Трефилов: Спрос на нефть в мире растет быстрее предложения - такие выводы делают эксперты Международного энергетического агентства. Они считают, что к концу 2004 года суммарные запросы потребителей сырья увеличатся до восьмидесяти двух с половиной баррелей в сутки. Это почти на три миллиона баррелей больше, чем год назад. Однако восполнить дефицит сегодня практически некому. Государства, входящие в ОПЕК, работают на пределе своих производственных мощностей. Они открыто признают, что уже не в силах увеличить поставки нефти настолько, чтобы насытить рынок.

К глобальным проблемам мирового рынка нефти в последние недели добавились локальные трудности. Череда сильных ураганов в Мексиканском заливе больно ударила по местной нефтедобывающей промышленности. До сих пор добывающие предприятий региона, сократившие поставки после удара стихии на 28 процентов, не могут восстановить прежние объемы добычи. Кроме того, ситуация в Нигерии, одной из крупнейших в мире нефтедобывающих стран, также не радует сырьевой рынок: всеобщая забастовка, вторая за последние полгода, грозит уменьшением экспорта нефти из этой страны.

Примечательно, что в течение последних недель аналитики - в качестве дестабилизирующего нефтяной рынок фактора - практически не упоминали дело российского "ЮКОСа". Все активы и счета компании арестованы, ее доходы списываются в счет погашения налоговой задолженности, но "ЮКОС" не только продолжает работать, оставаясь лидером среди других российских нефтяных компаний, но еще и наращивает объемы добываемого сырья. Поэтому аналитики решились исключить ситуацию вокруг "ЮКОСа" из перечня причин рекордного роста цен на нефть. Но, похоже, они поторопились.

Во вторник министерство юстиции России сообщило о своем решении продать часть активов нефтяной компании "Юганскнефтегаз", которая сегодня добывает более шестидесяти процентов всей нефти "ЮКОСа". Чиновники министерства объясняют это тем, что оценка "Юганскнефтегаза" наконец-то завершена, а сам "ЮКОС" слишком медленно погашает налоговую задолженность, которая по результатам проверки работы компании в 2000-м и 2001-м годах превышает 8 миллиардов долларов.

Для экспертов рынка эта ситуация непонятна по двум причинам. Прежде всего - по результатам оценки. Министерство юстиции ссылается на заключение признанной в мире германской компании «Дрезднер Кляйн-ворт Вассер-штайн», которая, по просьбе самого министерства, оценила "Юганскнефтегаз" в 10 с половиной миллиардов долларов. В то же самое время другие, не привлеченные к работе с российской властью независимые аналитики, считают, что компания стоит как минимум в полтора раза больше.

Для мирового рынка нефти, разночтения в оценке дочерней компании "ЮКОСа", судя по всему, больших проблем не создадут. Другое дело - продажа не всех, а только части активов «Юганскнефтегаза». Эксперты сейчас опасаются, что приход в компанию новых совладельцев может сильно повлиять на ее производственные показатели, что неминуемо приведет к сокращению поставок нефти в целом из России.

Андрей Шарый: Сейчас в эфире Радио Свобода известный американский экономист, профессор Стенфордского университета в Калифорнии Михаил Бернштам.

Господин профессор, добрый вечер! Скажите, пожалуйста, как долго могут расти цены на нефть и есть какой-то верхний предел цены?

Михаил Бернштам: Верхний предел есть, сразу вам скажу, это 75 долларов за баррель, потому что на этом уровне начинается разработка жидкого угля и жидкий уголь, превращающийся в бензин и прочие продукты, становится экономичным на уровне 75 долларов. Но это гипотетическая ситуация. На самом деле, основная проблема - в недостаточном производстве нефти в мире и, в частности, в Соединенных Штатах. Очень большие возможности имеются на Аляске, в резервах, где находится дикая живность. Из-за этой дикой живности конгресс Соединенных Штатов не разрешает бурить на Аляске, хотя население Аляски просит, потому что им это выгодно. Если следующая администрация преодолеет сопротивление конгресса и начнет бурить на Аляске, то сразу увеличится производство нефти и упадут цены.

Андрей Шарый: Чем чревато для мировой экономики постоянное повышение цен на нефть? Можно ли говорить о предпосылках для возникновения экономического кризиса, какой-нибудь депрессии или повторения того, что было в 70-е годы?

Михаил Бернштам: Дело в том, что, действительно, увеличение цен на нефть очень отрицательно сказывается на мировом экономическом росте, и это особенно тяжело для бедных развивающихся стран. Чтобы вы представили себе объем этой проблемы, можно сказать следующее. Вот возьмите Америку. Американское потребление нефти - 20 миллионов баррелей в день. В годовом исчислении это 7 миллиардов баррелей. Разница в доллар - это 7 миллиардов долларов. Разница в 5 долларов за баррель - это 35 миллиардов долларов. Если вы возьмете все то налоговое послабление, которое было сделано администрацией Буша, - 350 миллиардов за 10 лет. Это 35 миллиардов в год, то есть увеличение цены нефти на 5 долларов за баррель в Америке просто ликвидировало весь положительный эффект этого снижения налогов. Для мирового экономического развития это тяжелая ситуация. Главное - это Китай. Основная проблема, которая сейчас в мировом потреблении нефти, - это как раз быстрое экономическое развитие Китая, Индии, прежде всего Китая: на 2 миллиона баррелей в день поднялось потребление в Китае. Остальные страны уже как бы зажаты. Подъем цен на нефть и ограниченное производство сжимает возможности для дальнейшего экономического развития развивающихся стран. Вот это основная проблема.

Андрей Шарый: Есть ли какие-то внеэкономические, не лежащие в сфере добычи нефти способы уменьшить цену? Это только повышение добычи или есть какой-то инструмент, с помощью которого можно заставить эти цены пойти вниз?

Михаил Бернштам: Цены пойдут вниз благодаря технологическому развитию. Повышение цен в короткой, среднесрочной перспективе ранит, конечно, мировое экономическое развитие и мешает экономическому становлению в Европе, в Японии, во всем мире. Но вместе с тем оно подталкивает технологический прогресс. Как только более дешевые источники энергии станут доступны (холодная ядерная реакция или нечто менее амбициозное, скажем, более дешевые способы добычи бензина из кукурузы, из сельскохозяйственных продуктов), то сразу мировые цены на нефть упадут. То есть мы должны полагаться на технологический прогресс.