Вступление России в ВТО

Михаил Саленков: Россия присоединится к Всемирной торговой организации только тогда, когда зарубежные партнеры согласятся учесть все поставленные страной условия, заявляют специалисты, представляющие на конференции российскую сторону.

Директор департамента торговых переговоров Министерства экономического развития и торговли России Михаил Медведков считает, что вступление в ВТО необходимо. По его словам, членство в организации - отличный инструмент для решения проблем российских бизнесменов.

Михаил Медведков: Мы присоединяемся к ВТО прежде всего ради интереса бизнеса. В бизнесе ситуация очень любопытная. У нас нет секторов экономики, которые выступают против вступления в ВТО, такие сектора были несколько лет назад, сейчас их не осталось. Вместе с тем у нас есть отдельные предприятия, в том числе достаточно крупные предприятия, которые считают, что присоединение к ВТО сейчас России не нужно. В перспективе, безусловно, они согласны с тем, что без ВТО мы вряд ли реализуем те задачи, которые поставлены, но это нужно сделать не сейчас, а, может быть, через 5-7-10 лет, когда ситуация в экономике будет лучше. Вместе с тем эти компании понимают озабоченность правительства. С каждым годом задержки в процессе присоединения мы рискуем получить намного более жесткие условия такого присоединения, чем сейчас.

Михаил Саленков: Из-за того, что Россия не является членом ВТО, говорит Михаил Медведков, российские компании либо совсем не имеют доступа на мировые рынки, где могли бы быть среди лидеров, либо имеют, но весьма ограниченный. Например…

Михаил Медведков: Услуги по осуществлению космических запусков, образовательные услуги, компьютерные услуги, услуги, связанные с обогащением урана, на самом деле это очень технологичный вид услуг, немногие страны оказывают такие услуги, те рынки или полностью закрыты, или существенно ограничены. Для того, чтобы эти рынки для нас открыть, нам нужно присоединиться ко Всемирной торговой организации и вести вместе с другими странами переговоры о либерализации доступа на эти рынки. У нас сейчас есть много примеров, когда российские компании, торгующие наукоемкой продукцией или наукоемкими услугами попросту не могут это сделать, потому что есть барьеры, никто не хочет, или немногие хотят свободной конкуренции, и получается замкнутый круг: с одной стороны, мы осознаем зависимость от сырьевых рынков, мы осознаем, что нам нужно диверсифицировать структуру экспорта, с другой стороны, мы не можем это сделать, потому что нас на эти рынки не пускают.

Михаил Саленков: Для того чтобы вступить во Всемирную торговую организацию России необходимо заключить двусторонние соглашения с ведущими странами мира, в частности с Соединенными Штатами, Японией и Китаем.

Однако подобное соглашение уже подписано с крупнейшим торговым партнером России - Европейским Союзом. На ЕС приходится более половины всего внешнеторгового оборота страны. Переговоры о вступлении в ВТО с Евросоюзом длились шесть лет и завершились успехом.

Бывший министр финансов Александр Лившиц считает, что таким образом было преодолено самое серьезное препятствие на пути во Всемирную торговую организацию.

Александр Лившиц: Я не могу сказать, что Евросоюз подписал нам пропуск в ВТО, по крайней мере, он его завизировал. Снято, пожалуй, самое серьезно препятствие по вступлению. Самое время подумать: а что дальше? Есть соглашение о партнерстве и сотрудничестве с Евросоюзом, которое в общем-то приближается к концу, оно не бессрочное, через два с лишним года оно закончит свое действие. Есть четыре формы взаимодействия, которые отработаны, по которым есть опыт, которые можно изучать и приспосабливать под отношения Евросоюз-Россия. Что это за формы? Самая простая понятна - это вступление.

Михаил Саленков: "Однако Россия никогда не станет членом Евросоюза, - считает Александр Лифшиц, - хотя бы из-за размеров и географического положения". Остаются три других формы экономического сотрудничества:

Александр Лившиц: Есть единое экономическое пространство, это вариант Норвегии, Исландии, Лихтенштейна, которые в Евросоюз не входят, но они имеют соглашение о свободной торговле. Эти страны должны менять по соглашению с Евросоюзом свое законодательство, если Евросоюз меняет регламенты, касающиеся этих стран. Есть вариант - Швейцария, которая ничего не меняет, никаких своих законов, чтобы не происходило в Евросоюзе. Она не входит в Евросоюз, но она заключает соглашение о свободной торговле по отдельным секторам. Есть, наконец, зона свободной торговли, соглашение о которой Евросоюз заключил более чем с 10 странами мира и ведет переговоры еще с многими другими. На мой взгляд, после вступления в ВТО надо определяться, заключать что-то другое после соглашения о партнерстве и сотрудничестве, ориентируясь на один из трех вариантов, которые я назвал, в зависимости от степени готовности и европейцев, и России.

Михаил Саленков: …считает Александр Лившиц. После подписания соглашения российской стороной с Евросоюзом, глава торгового департамента ЕС Паскаль Лами заявил, что Россия присоединится к Всемирной торговой организации не раньше 2006 года. Все будет зависеть от темпа экономических реформ и от успешного подписания соглашений с другими членами ВТО.

Глава департамента Минэкономразвития Михаил Медведков сообщил, что о первых результатах переговоров с Соединенными Штатами можно будет говорить уже через два месяца.