"Юкос" приступил к процессу выплаты долгов

Программу ведет Владимир Бабурин. В программе участвует корреспондент Радио Свобода Марьяна Торочешникова и социолог Юрий Левада.

Владимир Бабурин: Нефтяная компания "Юкос" приступила к процессу выплаты долгов в рамках исполнительного производства о взыскании налоговой задолженности в размере 99 миллиардов рублей. Об этом сообщило агентство "Интерфакс" со ссылкой на Центр общественных связей Министерства юстиции России. В сообщении говорится, что в настоящий момент идет процесс выплаты задолженности, однако сколько реально будет перечислено, станет известно только в пятницу, отметил представитель Минюста.

А в четверг Федеральная служба по финансовым рынкам запретила отчуждение и перерегистрацию именных ценных бумаг "Самаранефтегаза", "Томскнефти" и "Юганскнефтегаза", владельцем которых является нефтяная компания "Юкос". В сообщении службы отмечается, что такое решение принято во исполнение постановления судебного пристава-исполнителя Первого межрайонного отдела Службы судебных приставов по Центральному административному округу Москвы Соловьевой для обеспечения сохранности имущества открытого акционерного общества Нефтяная компания "Юкос".

На фоне этих сообщений в Мещанском межмуниципальном суде Москвы продолжалось судебное следствие по объединенному уголовному "делу "Юкоса". Прокурор продолжал оглашать обвинительное заключение в отношении Платона Лебедева и Михаила Ходорковского. В суде работала корреспондент Радио Свобода Марьяна Торочешникова.

Марьяна Торочешникова: Судьи наконец приступили к рассмотрению по существу объединенного уголовного дела Михаила Ходорковского, Платона Лебедева и Андрей Крайнова. До вчерашнего дня на заседаниях рассматривались только многочисленные ходатайства адвокатов, большая их часть сводилась к просьбе об освобождении Платона Лебедева из-под стражи. Однако подобные прошения суд последовательно отклонял, соглашаясь с позицией государственного обвинителя Дмитрия Шохина, который продолжает утверждать, что, находясь на свободе, Лебедев может скрыться, надавить на свидетелей или иным образом помешать ходу судебного следствия.

Адвокаты Михаила Ходорковского ходатайств об освобождении их подзащитного не выдвигали с первого дня судебных слушаний, когда и сам Ходорковский, апеллируя к здравому смыслу, просил выпустить его из "Матросской тишины", ну хоть под домашний арест. Накануне суд отказал в последнем прошении об освобождении из-под стражи Платона Лебедева из-за неудовлетворительного состояния здоровья, и государственный обвинитель начал зачитывать обвинительное заключение Андрею Крайнову. Однако адвокаты Лебедева не исключают, что еще раз обратятся к суду с просьбой об изменении меры пресечения их подзащитному.

Говорит адвокат Евгений Бару.

Евгений Бару: Вообще, защита имеет право в любой момент, в соответствии с законом, статьей 120-ой, заявлять ходатайство. И я предупредил и своих коллег о том, что мы будем в этом плане работать и дальше.

Марьана Торочешникова: Итак, судебное следствие началось. Дмитрий Шохин продолжает излагать суть предъявленных обвинений Лебедеву и Ходорковскому. По версии обвинения, в 1994 году президент банка "Менатеп" Платон Лебедев вошел в состав организованной группы, созданной Михаилом Ходорковским. Перед преступной группировкой стояла задача обманным путем завладеть акциями российских предприятий (в России шла приватизация). По мнению Генпрокуратуры, Лебедев и Ходорковский смошенничали, когда приобрели принадлежащий государству 20-процентный пакет акций акционерного общества "Апатит" на сумму более 283 миллионов долларов. Заполучить пакет акций бизнесменам помог еще один фигурант дела - бывший гендиректор акционерного общества закрытого типа "Волна" Андрей Крайнов. Именно через компанию Андрея Крайнова обманным путем приобретались акции общества "Апатит". Впоследствии 20-процентный пакет акций был раздроблен на части и передан в собственность подконтрольным Ходорковскому и Лебедеву подставным коммерческим структурам.

В 1998 году арбитражный суд отменил договор купли-продажи и обязал "Волну", которой руководил Крайнов, вернуть акции Фонду федерального имущества Мурманской области, но этого сделано не было. А потому Генпрокуратура обвиняет Лебедева и Ходорковского еще и в злостном неисполнении решения суда, вступившего в законную силу. Кроме того, и Лебедев и Ходорковский злостно уклонялись от уплаты налогов и неоднократно подделывали документы. Так считает обвинение.

Последнее слово останется за судом, которому еще только предстоит исследовать доказательства и допросить свидетелей, которых только у обвинения 150.

Владимир Бабурин: На сайте Михаила Ходорковского можно познакомиться с социологическим исследованием Центра Юрия Левады. Там говорится, что настоящее исследование открывает серию опросов общественного мнения о массовом восприятии "дела "Юкоса" и отношении к его бывшему руководителю Ходорковскому, которые проводятся сотрудниками Аналитического центра "Левада-Центра".

Далее цитирую: "Несмотря на массированную и тенденциозную информацию, поступающую по главным государственным каналам, в меньшей степени - со страниц печати, и больше похожую на пропаганду, две три опрошенных россин не имеют определенного отношения к Ходорковскому. Это интересный результат, он свидетельствует о привычном сопротивлении общественного мнения централизованному агрессивному и безальтернативному давлению. 51 процент опрошенных заявили, что у них нет определенного отношения к бывшему главе "Юкоса", 14 процентов затруднились ответить на подобный вопрос".

О своей работе рассказал сам профессор Юрий Левада в телефонном интервью Радио Свобода.

Юрий Левада: У нас пока нет июльских данных относительно последнего развития событий. Те данные, которые я могу вам рассказать, это данные конца июня. Но общие тенденции здесь ясны, поэтому интересно рассказать о том впечатлении, которое в общественном мнении сложилось раньше. Вот если суммировать, получается вот что. С одной стороны, очень многие люди у нас сверхбогатых людей, олигархов не любят и очень охотно соглашаются с тем, что их богатство неправедное. Поэтому насильственные меры по отношению к самому богатому человеку многие встретили с уважением, что вот какой у нас решительный прокурор, президент.

Однако с самого начала, когда мы спрашивали, что из этого выйдет, чем может кончиться дело, еще с лета и с осени прошлого года складывалось такое мнение, что скорее всего будет какая-то сделка. Скорее всего, будет достаточно напугать хозяина или каким-то образом достичь компромисса. А вот то, что будет банкротство, развал, разгром компании, - это допускали еще недавно не больше 15 процентов людей. Но, конечно, ситуация может меняться.

Далее мы спрашивали о том, в чем здесь дело - в финансовых нарушениях, экономических проблемах или здесь на первом месте политическая проблема, оценка руководством страны, президентом прежде всего политических намерений Ходорковского. По данным, которые у нас были, так делились мнения: около 40 процентов соглашались, что дело здесь в налоговых и прочих финансовых нарушениях, а примерно 35 полагали, что за этим стоят все-таки политические отношения, - это довольно много.

Что еще любопытно, в преддверии суда, который довольно давно обсуждался, но еще когда он не начинался, мы спрашивали: будет ли этот суд справедливым? И вот здесь мы получали довольно любопытное распределение позиций - больше половине, больше 50 процентов полагали, что суд не будет справедливым. Против - чуть больше четверти, 28 процентов в большей или меньшей степени надеялись, что это будет все-таки суд справедливый. Ну, у нас, во-первых, к судам относятся достаточно плохо, полагая, что они редко бывают справедливыми. А потом, вероятно, люди оценивают атмосферу вокруг "Юкоса" и Ходорковского, которая существует довольно давно, - атмосферу резко обвинительную, но, скажем так, не очень доказательную. Поэтому подозрения в том, что суд будет действовать в таком духе, вполне обоснованные. Тем более что мы спрашивали не один раз, по чьей инициативе действует прокуратура и кому подчиняется суд, - и большинство людей считает, что прокуратура действует не по своей инициативе, а по заданию президентского окружения, администрации. То же самое и суд. Отсюда и такие ожидания.