Российская банковская система и ВТО

Программу ведет Арслан Саидов. Над темой работал экономический обозреватель Радио Свобода Иван Трефилов.

Арслан Саидов: Россия намерена повысить конкурентоспособность своей экономики и интегрироваться в мировые экономические структуры, включая ВТО. Об этом сообщил в Мадриде глава внешнеполитического ведомства Игорь Иванов. Однако российский банковский сектор пока не готов на равных соперничать с иностранными кредитными организациями. Рассказывает Иван Трефилов:

Иван Трефилов: Согласно нормам Всемирной торговой организации, правила ведения бизнеса на территории стран, входящих в нее, должны быть максимально равными. Россия, ставя перед собой задачу вступления в ВТО, вынуждена сейчас вести сложные переговоры, согласовывая новые условия присутствия иностранных компаний на своем внутреннем рынке. Аналитики признают, что далеко не все отрасли национальной экономики готовы к свободной конкуренции. Российский банковский сектор также относится к группе риска – правительственные чиновники продолжают выторговывать для него особые правила игры. Говорит заместитель министра экономического развития Елена Данилова:

Елена Данилова: Мы сейчас вышли на завершающую стадию переговоров. В принципе, мы уже достигли того момента, когда необходимо согласовать наиболее сложные и проблемные вопросы. Естественно, что это требует поиска компромисса всеми заинтересованными сторонами, и дальнейшее продвижение во многом будет сейчас уже определять готовность партнеров России по переговорам проявить конструктивный и прагматичный подход при решении наиболее чувствительных для нашей страны вопросов. Но здесь я хотела бы обозначить, что слово "компромисс" совершенно не означает тот подход, как иногда это часто звучит, что вот какой-то сектор будет "сдаваться" для того, чтобы отстоять позиции по другому сектору.

Иван Трефилов: Страны-участницы ВТО предъявляют к российской финансовой системе два главных требования. Необходимо, считают они, чтобы власти страны решились на либерализацию правил валютного контроля, и допустили иностранные банки на внутренний рынок. По мнению президента Ассоциации российских банков Гарегина Тосуняна, первое пожелание Россия практически уже выполнила – летом вступают в действие нормы законодательства, разрешающие трансграничные валютные операции:

Гарегин Тосунян: Фактически либерализация уже наступила, и в середине будущего года она будет полномасштабно реализована, и в этом смысле актуальность обсуждения темы вступления в ВТО для банковской системы в значительной степени снизилась, потому что теперь уже большей либерализации нам ожидать не приходится.

Иван Трефилов: Теперь сторонам осталось договориться об условиях допуска на российский финансовый рынок иностранных кредитных организаций. Строго говоря, западный банковский капитал в стране уже работает - прежде всего, через доли в российских банках, а также через свои дочерние компании, зарегистрированные в России. Однако по словам заместителя министра экономического развития Елены Даниловой, сосуществовать на равных с полноценными иностранными филиалами их российские конкуренты пока не могут:

Елена Данилова: Вопрос переходит в плоскость того, каким образом повысить конкурентоспособность нашего банковского сектора в условиях, когда Россия интегрируется в мировую систему, когда она оформляет институционально свое членство в мировой системе, принимает на себя правила игры, которыми руководствуются другие страны, в том числе и в банковском секторе.

Иван Трефилов: Сейчас российские регулирующие органы уже согласились с требованием государств, входящих в ВТО, увеличить лимит присутствия иностранного банковского капитала на внутреннем финансовом рынке. Ожидается, что его квота увеличится с нынешних двенадцати процентов до, как минимум, двадцати пяти. Руководитель департамента Центрального банка Владимир Хребтов объясняет причины уступчивости российских переговорщиков:

Владимир Хребтов: Сейчас на переговорах мы предлагаем значительно увеличить размер этой квоты. Скажем так, примерно в два с небольшим раза. И у меня очень твердое убеждение, что эта квота очень и очень долго не будет выбираться. И дело здесь очевидно не в том, что иностранный капитал сегодня не заинтересован в активном, более активном, чем сегодня, участии в нашей банковской системе. Я думаю, что проблема гораздо фундаментальнее. Мне кажется, что она в том, что, видимо, пока еще в целом нет со стороны иностранного капитала, а это чувствуется и по тому, как недостаточно высокими темпами растут иностранные инвестиции, и не только в банковский сектор, не хватает доверия, веры в то, что в России перемены всерьез и надолго, и что ситуация будет стабильна и предсказуема.

Иван Трефилов: Однако спор о доступе на национальный рынок прямых филиалов западных банков до сих пор не закончен. В Москве говорят, что члены ВТО на уступки не идут и, по всей видимости, национальным кредитным организациям придется с таким вторжением когда-нибудь смириться. Российские банкиры этим обстоятельством сильно недовольны – они предполагают, что условия конкуренции будут неравными. Говорит старший вице-президент "Росбанка" Михаил Ершов:

Михаил Ершов: В боксе тоже правила одинаковые, однако на ринге не ставится супертяжеловес против школьника полулегкого веса. Да еще, как один из коллег развил этот пример, не просто против школьника легкого веса, а против школьника, у которого на руках и ногах висят гири, за счет того, что нормы регулирования гораздо часто более жесткие. Поэтому мы должны действительно говорить о реально равной конкурентной среде.

Иван Трефилов: Впрочем, при более внимательном изучении получается, что угрозу конкурентоспособности банковского сектора России создает исключительно само государство. Так считает и президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян:

Гарегин Тосунян: Мы поставлены в очень жесткие условия работы, мы очень сильно зарегулированы, у нас очень высокая себестоимость наших услуг, у нас очень ограниченная ресурсная база, у нас очень высокие нормативы банковского регулирования, и, в частности, нормативы фонда обязательного регулирования. Все эти обстоятельства ставят нас в очень неконкурентные условия по сравнению с любыми нашими западными партнерами.

Иван Трефилов: Представители российского банковского бизнеса надеялись, что власти по собственной инициативе решатся упростить правила их работы на финансовом рынке страны. Однако оказалось, что реформировать себя чиновникам чрезвычайно трудно. Здесь, как считает председатель комитета Государственной Думы по собственности Виктор Плескачевский, необходимо действовать иначе:

Виктор Плескачевский: Сопротивление ведомств, вот это отступление, скажем так, ведомств от сложившейся практики чересчур затруднительно, отнимает огромное количество сил, энергии и неэффективно. И вот тогда родилась идея, что единственным институтом, который мог бы способствовать детализации финансового права, могут являться общественные организации, профессиональные общественные организации. У России, к сожалению, которая имеет историю подавляющего государственного регулирования, традиций такого гражданского участия в этом процессе, к сожалению, не оказалось.

Иван Трефилов: Виктор Плескачевский ожидает, что новые условия регулирования российского бизнеса предложит правительственная комиссия по административной реформе. Такие проекты уже существуют – в том числе они предполагают заметное ослабление государственного контроля над частными компаниями страны. Но эти идеи были подготовлены еще при старом составе правительства.