Андрей Трухан: Гость нашей субботней программы - вологодский писатель и краевед Анатолий Ехалов. Он изучает древние фольклорные традиции, в том числе связанные с образом Деда Мороза, родиной которого считается город Великий Устюг, расположенный в Вологодской области. Последняя книга Анатолия Ехалова "Путешествие на волшебном плоту" рассказывает о путешествии в пространстве и времени, которое герои повести совершают с помощью хранителя времени Деда Мороза. О новогодних праздниках и роли в них Деда Мороза с Анатолием Ехаловым беседовал корреспондент Радио Свобода Алексей Завьялов.
Алексей Завьялов: Анатолий Константинович, перед самым началом записи вы мне абсолютно серьезно сказали, что верите в Деда Мороза. А кто он - Дед Мороз, откуда взялся?
Анатолий Ехалов: Древние верования наших предков, славян, есть даже у Афанасьева такая замечательная книга, называется "Поэтическое воззрение славян на природу", настолько удивительные, настолько поэтические, настолько сказочные, что невольно сам заражаешься желанием побывать в том времени. Если вспоминать эту историю, то Дед Мороз в сонме языческих божеств занимал очень непростое место. Дед Мороз - это покровитель ушедших предков, это, можно сказать, хранитель древности. У него такой сундук огромный, который он открывает, и там чудесные картины прошлого можно увидеть. И на самом деле эти верования настолько прочны, что до сих пор, например, в Кичгородецком районе крестьяне носят зимой на мороз кисель и кличут Деда Мороза попробовать этого киселя, и через Деда Мороза передать привет своим предкам. У разных племен разные трактовки, но все сводятся к одному. Боги были многофункциональны, многолики, имели несколько названий. Был такой бог Карачун. Что такое Карачун? Приходил в декабре жестокий, суровый бог, который всех заставлял крестьян дисциплинироваться. И только после этого, когда 23-го числа зима поворачивала на лето, приходил Дед Мороз, уже более мягкое божество. Хотя они могут быть одними и теми же. Карачун, Мороз и еще, некоторые исследователи говорят, что Дед Мороз - это тот же Велес - покровитель хозяйственной деятельности у крестьян. Он покровитель скота, он покровитель ремесел, покровитель сельскохозяйственного труда. Вот эти черты Деда Мороза переносятся на Велеса, или Велес дает черты Деда Мороза, взаимопроникновение. А после того, как пришло христианство на Русь, Велес становится еще одним святым - Николаем Угодником. И много было споров о том, как уживется с православной Геей вот языческий Дед Мороз? Я думаю, что тут ничего особенно выдумывать и придумывать не надо. Во-первых, мы говорим о сказочном персонаже, который, впрочем, имеет исторические корни наших верований. И что плохого в том, что Дед Мороз - это север, это лед, суровый климат, где все замерзает и может храниться долгие годы, тысячелетия? Дед Мороз как символ прошлого, как хранитель древностей.
Кстати, баня имеет отношение к Деду Морозу немалое. Дело в том, что, по древним верованиям, баня - это то самое место, где человек общается со своими предками. Было такое верование, что под порогом бани закопан мертвец. Но это не так - это аллегория. На самом деле баня, где человек приходит, общается с предками, и они дают ему силы для будущей жизни. Ну, а поскольку предками заведует опять же Дед Мороз, он же Велес, он же Карачун, то баня как раз из хозяйства Деда Мороза, хотя там жара страшная, каменья горячие, но это все из арсенала деда Мороза.
Алексей Завьялов: С происхождением Деда Мороза все более или менее понятно, хотя есть одна нестыковка: Мороз - он ведь дед, Снегурочка - его внучка, а где мама?
Анатолий Ехалов: У древних была богиня зимы Зимерзла, такая красавица холодная. Вполне вероятно, что она могла быть мамой Снегурочки.
Алексей Завьялов: С родственными отношениями разобрались. Анатолий Константинович, а почему родиной Деда Мороза считают город Великий Устюг, вроде бы и не самая северная точка России, и знаменит этот небольшой городок знаменит первопроходцами Семеном Дежневым и Федотом Поповым. В чем тут сказочная логика, по вашему мнению?
Анатолий Ехалов: Конечно, в этом логика самая прямая. Великий Устюг - такое место, такая точка энергетическая, где при слиянии двух рек, реки Суханы и реки Юг образуется великая Северная Двина. В 95-м году по реке Сухане плыл теплоход, была весна, на этом теплоходе плыли наши гости - индусы. Их сопровождала наш специалист Жарникова Светлана Васильевна, специалист по ведической культуре. Все было тихо-спокойно. Однажды они вышли утром, и теплоход проплывал опоки, и они увидели эти берега, эти слоистые огромные берега, они упали на колени и стали молиться. И когда их спрашивали, они стали рассказывать, что в древних ведических преданиях, которые остались и вернулись к нам уже как эхо из Индии, говорится о том, что они произошли от этих берегов, где высокие слоистые берега, где река Сухана, где Ардвисура-Анахита, река чистая, непорочная, которая образуется при слиянии рек Юга и реки Сухана, получается река, которая течет и впадает в Белое море. Так вот в этих древних ведических книгах говорится, как опрокинулось небо, пролилось небесное молоко, и побежала река Сухана и дальше превратилась в реку Ардвисуру-Анахиту, и потом она попала в огромное белое озеро, над которые ходят огненные столбы, то есть северное сияние. Откуда это взялось? Это как отраженное эхо предания ушли в Индию, из Индии уже стали возвращаться к нам. Поэтому Великий Устюг опять же с древними верованиями, он как раз то самое место, где есть наша прародина и прародина многих европейских народов, в том числе и Деда Мороза. А Дед Мороз, как хранитель древностей, где же он еще может быть? Только в Великом Устюге. Такая точка энергетическая, оттуда многие для нашей страны происходили события. Это перекресток многих дорог и воднх, и пеших, и сухопутных. Это дорога на Сибирь, из Сибири на Камчатку, оттуда в Америку. По этой дороге сколько прошло россиян туда.
Алексей Завьялов: Анатолий Константинович, те, кто еще ни разу не бывал на родине Деда Мороза в Великом Устюге, мало представляют себе, что там можно увидеть. Расскажите радиослушателям.
Анатолий Ехалов: Во-первых, дворец, где проживает Дед Мороз, который обязательно вас встретит. Там целый коллектив помощниц у него, и хозяюшка есть, и девушки, которые отвечают, кто за спальню, кто за комнату, где собраны подарки, где собраны елки, украшения всяческие. В самом дворце живет много всяких интересных зверей, кролики там прыгают разных цветов и мастей, сова живет. Есть еще небольшой зоопарк Деда Мороза, где живут животные, и волки, и лоси. К Новому году там делаются сказочные аллеи героев из льда, из снега, скульптуры замечательные. Там можно покататься на лошадях, покататься с горки, пообедать с Дедом Морозом.
Алексей Завьялов: Кстати, проект "Великий Устюг - родина Деда Мороза" больше известен жителям России своей почтой. В год приходят десятки тысяч писем от детворы со всей страны. Дети просят подарки, однако получают их далеко не всегда - возможности волшебника, увы, не безграничны. Как вы относитесь к этому делу?
Анатолий Ехалов: Конечно, говорит так - дед Мороз, который приходит и от которого только стоит ждать на Новый год подарки, наверное, ради этого идея не стоит. Придет и придет, подарит подарки - такое потребительское отношение. Я думаю, его надо более широко рассматривать. Мне не очень нравится идея с почтой Деда Мороза, и вот почему. Чем больше поступит писем, вроде бы и лучше. Поступит, 90 тысяч, 200 тысяч, дети напишут: "Дедушка Мороз...", выразят свои чаяния, свои надежды. Дело в том, что эта почта может оказаться несбывшихся надежд или обманутых надежд. Сколько ты ни старайся выполнить пожелания детей, сколько ни отправляй запросы куда-нибудь в другую область, другому администратору с просьбой решить какие-то социальные проблемы, а время трудное, действительно социальные вопросы возникают, все равно многие или большинство писем останутся без ответа. И это больно для ребенка, когда он написал и ждет каждый день ответа или просто формальный получится ответ.
Есть такой анекдот о том, что под Новый год один бедный мальчик написал письмо Деду Морозу. Написал: "В лес. Деду Морозу". Работники почты получили это письмо, чуть не заплакали. Куда же отправить? Нет адреса Деда Мороза. Они открыли это письмо, прочитали: "Дедушка Мороз, наступила зима, а у меня нет валенок, нет рукавичек, нет теплой шапочки, нет шарфика. Как же мне гулять? Помоги мне, дедушка Мороз". Добрые работники почты так прониклись и расчувствовались, что они взяли и собрали посылку, положили туда теплые варежки, положили туда шапочку и валенки и отправили этому мальчику. Через неделю снова приходит письмо, и мальчик пишет: "Спасибо, Дедушка Мороз, и за валенки, и за шапочку, и за рукавички, а вот шарфик, наверное, украли эти злые работники почты". Так вот, я боюсь, что почта деда Мороза как бы она не стала такой почтой обманутых надежд.
Алексей Завьялов: В какую сторону тогда, по вашему мнению, стоит развернуть этот проект?
Анатолий Ехалов: Мы могли бы и область, и проект заработать деньги, которые направить опять же на детские проблемы, на социальные проблемы. Заработать деньги можно очень просто, быстро и много. Каким образом? Представьте себе, что у нас ному Новый год, у нас опять дети получат святое - шоколадные конфеты, вафли, апельсины, орешки в пакетике. Съел и все. Сейчас мы живем в такое время, когда даже самые бедные наелись этих конфеток и напробовались, не является каким-то чудом. Но если бы в Великом Устюге или при Великом Устюге или при Деде Морозе была бы хорошо оборудованная издательская фирма, которая бы наполнила наш рынок дешевой, сказочной, хорошо подобранной литературой, разве это не прекрасно? Если бы ребенок получил в качестве подарка какой-нибудь чудесный ларец или сундучок, где набор детских сказок, которые бы учили его добру, уму-разуму - это был бы подарок замечательный, который помнился бы целый год, а не то, что шоколадка, которую съел, и от нее ничего не осталось. Я думаю, что эти книги были бы востребованы, начиная от Калининграда до Камчатки.
Хорошо было бы издавать провинциальный журнал для детей. Помните, был такой замечательный журнал "Уральский следопыт", который много хорошего сделал для многих поколений наших сограждан, научил любить природу, дал многие знания в области народных обрядов, традиций. Такой журнал, если бы он имел Великого Устюга, адрес Деда Мороза и выходил бы под его редакторским пером, то, я думаю, он принес бы много пользы. Если бы у него хотя бы 50 тысяч тираж был, то он был бы уже окупаемый и хорошо рентабельный журнал. Делать его можно недорогим, не надо глянцевую бумагу, не надо делать его блестящим, он должен быть рабочим журналом, по которому учится ребенок, может быть, и читать, и писать, и счету какому-то.
Алексей Завьялов: Анатолий Константинович, перед самым началом записи вы мне абсолютно серьезно сказали, что верите в Деда Мороза. А кто он - Дед Мороз, откуда взялся?
Анатолий Ехалов: Древние верования наших предков, славян, есть даже у Афанасьева такая замечательная книга, называется "Поэтическое воззрение славян на природу", настолько удивительные, настолько поэтические, настолько сказочные, что невольно сам заражаешься желанием побывать в том времени. Если вспоминать эту историю, то Дед Мороз в сонме языческих божеств занимал очень непростое место. Дед Мороз - это покровитель ушедших предков, это, можно сказать, хранитель древности. У него такой сундук огромный, который он открывает, и там чудесные картины прошлого можно увидеть. И на самом деле эти верования настолько прочны, что до сих пор, например, в Кичгородецком районе крестьяне носят зимой на мороз кисель и кличут Деда Мороза попробовать этого киселя, и через Деда Мороза передать привет своим предкам. У разных племен разные трактовки, но все сводятся к одному. Боги были многофункциональны, многолики, имели несколько названий. Был такой бог Карачун. Что такое Карачун? Приходил в декабре жестокий, суровый бог, который всех заставлял крестьян дисциплинироваться. И только после этого, когда 23-го числа зима поворачивала на лето, приходил Дед Мороз, уже более мягкое божество. Хотя они могут быть одними и теми же. Карачун, Мороз и еще, некоторые исследователи говорят, что Дед Мороз - это тот же Велес - покровитель хозяйственной деятельности у крестьян. Он покровитель скота, он покровитель ремесел, покровитель сельскохозяйственного труда. Вот эти черты Деда Мороза переносятся на Велеса, или Велес дает черты Деда Мороза, взаимопроникновение. А после того, как пришло христианство на Русь, Велес становится еще одним святым - Николаем Угодником. И много было споров о том, как уживется с православной Геей вот языческий Дед Мороз? Я думаю, что тут ничего особенно выдумывать и придумывать не надо. Во-первых, мы говорим о сказочном персонаже, который, впрочем, имеет исторические корни наших верований. И что плохого в том, что Дед Мороз - это север, это лед, суровый климат, где все замерзает и может храниться долгие годы, тысячелетия? Дед Мороз как символ прошлого, как хранитель древностей.
Кстати, баня имеет отношение к Деду Морозу немалое. Дело в том, что, по древним верованиям, баня - это то самое место, где человек общается со своими предками. Было такое верование, что под порогом бани закопан мертвец. Но это не так - это аллегория. На самом деле баня, где человек приходит, общается с предками, и они дают ему силы для будущей жизни. Ну, а поскольку предками заведует опять же Дед Мороз, он же Велес, он же Карачун, то баня как раз из хозяйства Деда Мороза, хотя там жара страшная, каменья горячие, но это все из арсенала деда Мороза.
Алексей Завьялов: С происхождением Деда Мороза все более или менее понятно, хотя есть одна нестыковка: Мороз - он ведь дед, Снегурочка - его внучка, а где мама?
Анатолий Ехалов: У древних была богиня зимы Зимерзла, такая красавица холодная. Вполне вероятно, что она могла быть мамой Снегурочки.
Алексей Завьялов: С родственными отношениями разобрались. Анатолий Константинович, а почему родиной Деда Мороза считают город Великий Устюг, вроде бы и не самая северная точка России, и знаменит этот небольшой городок знаменит первопроходцами Семеном Дежневым и Федотом Поповым. В чем тут сказочная логика, по вашему мнению?
Анатолий Ехалов: Конечно, в этом логика самая прямая. Великий Устюг - такое место, такая точка энергетическая, где при слиянии двух рек, реки Суханы и реки Юг образуется великая Северная Двина. В 95-м году по реке Сухане плыл теплоход, была весна, на этом теплоходе плыли наши гости - индусы. Их сопровождала наш специалист Жарникова Светлана Васильевна, специалист по ведической культуре. Все было тихо-спокойно. Однажды они вышли утром, и теплоход проплывал опоки, и они увидели эти берега, эти слоистые огромные берега, они упали на колени и стали молиться. И когда их спрашивали, они стали рассказывать, что в древних ведических преданиях, которые остались и вернулись к нам уже как эхо из Индии, говорится о том, что они произошли от этих берегов, где высокие слоистые берега, где река Сухана, где Ардвисура-Анахита, река чистая, непорочная, которая образуется при слиянии рек Юга и реки Сухана, получается река, которая течет и впадает в Белое море. Так вот в этих древних ведических книгах говорится, как опрокинулось небо, пролилось небесное молоко, и побежала река Сухана и дальше превратилась в реку Ардвисуру-Анахиту, и потом она попала в огромное белое озеро, над которые ходят огненные столбы, то есть северное сияние. Откуда это взялось? Это как отраженное эхо предания ушли в Индию, из Индии уже стали возвращаться к нам. Поэтому Великий Устюг опять же с древними верованиями, он как раз то самое место, где есть наша прародина и прародина многих европейских народов, в том числе и Деда Мороза. А Дед Мороз, как хранитель древностей, где же он еще может быть? Только в Великом Устюге. Такая точка энергетическая, оттуда многие для нашей страны происходили события. Это перекресток многих дорог и воднх, и пеших, и сухопутных. Это дорога на Сибирь, из Сибири на Камчатку, оттуда в Америку. По этой дороге сколько прошло россиян туда.
Алексей Завьялов: Анатолий Константинович, те, кто еще ни разу не бывал на родине Деда Мороза в Великом Устюге, мало представляют себе, что там можно увидеть. Расскажите радиослушателям.
Анатолий Ехалов: Во-первых, дворец, где проживает Дед Мороз, который обязательно вас встретит. Там целый коллектив помощниц у него, и хозяюшка есть, и девушки, которые отвечают, кто за спальню, кто за комнату, где собраны подарки, где собраны елки, украшения всяческие. В самом дворце живет много всяких интересных зверей, кролики там прыгают разных цветов и мастей, сова живет. Есть еще небольшой зоопарк Деда Мороза, где живут животные, и волки, и лоси. К Новому году там делаются сказочные аллеи героев из льда, из снега, скульптуры замечательные. Там можно покататься на лошадях, покататься с горки, пообедать с Дедом Морозом.
Алексей Завьялов: Кстати, проект "Великий Устюг - родина Деда Мороза" больше известен жителям России своей почтой. В год приходят десятки тысяч писем от детворы со всей страны. Дети просят подарки, однако получают их далеко не всегда - возможности волшебника, увы, не безграничны. Как вы относитесь к этому делу?
Анатолий Ехалов: Конечно, говорит так - дед Мороз, который приходит и от которого только стоит ждать на Новый год подарки, наверное, ради этого идея не стоит. Придет и придет, подарит подарки - такое потребительское отношение. Я думаю, его надо более широко рассматривать. Мне не очень нравится идея с почтой Деда Мороза, и вот почему. Чем больше поступит писем, вроде бы и лучше. Поступит, 90 тысяч, 200 тысяч, дети напишут: "Дедушка Мороз...", выразят свои чаяния, свои надежды. Дело в том, что эта почта может оказаться несбывшихся надежд или обманутых надежд. Сколько ты ни старайся выполнить пожелания детей, сколько ни отправляй запросы куда-нибудь в другую область, другому администратору с просьбой решить какие-то социальные проблемы, а время трудное, действительно социальные вопросы возникают, все равно многие или большинство писем останутся без ответа. И это больно для ребенка, когда он написал и ждет каждый день ответа или просто формальный получится ответ.
Есть такой анекдот о том, что под Новый год один бедный мальчик написал письмо Деду Морозу. Написал: "В лес. Деду Морозу". Работники почты получили это письмо, чуть не заплакали. Куда же отправить? Нет адреса Деда Мороза. Они открыли это письмо, прочитали: "Дедушка Мороз, наступила зима, а у меня нет валенок, нет рукавичек, нет теплой шапочки, нет шарфика. Как же мне гулять? Помоги мне, дедушка Мороз". Добрые работники почты так прониклись и расчувствовались, что они взяли и собрали посылку, положили туда теплые варежки, положили туда шапочку и валенки и отправили этому мальчику. Через неделю снова приходит письмо, и мальчик пишет: "Спасибо, Дедушка Мороз, и за валенки, и за шапочку, и за рукавички, а вот шарфик, наверное, украли эти злые работники почты". Так вот, я боюсь, что почта деда Мороза как бы она не стала такой почтой обманутых надежд.
Алексей Завьялов: В какую сторону тогда, по вашему мнению, стоит развернуть этот проект?
Анатолий Ехалов: Мы могли бы и область, и проект заработать деньги, которые направить опять же на детские проблемы, на социальные проблемы. Заработать деньги можно очень просто, быстро и много. Каким образом? Представьте себе, что у нас ному Новый год, у нас опять дети получат святое - шоколадные конфеты, вафли, апельсины, орешки в пакетике. Съел и все. Сейчас мы живем в такое время, когда даже самые бедные наелись этих конфеток и напробовались, не является каким-то чудом. Но если бы в Великом Устюге или при Великом Устюге или при Деде Морозе была бы хорошо оборудованная издательская фирма, которая бы наполнила наш рынок дешевой, сказочной, хорошо подобранной литературой, разве это не прекрасно? Если бы ребенок получил в качестве подарка какой-нибудь чудесный ларец или сундучок, где набор детских сказок, которые бы учили его добру, уму-разуму - это был бы подарок замечательный, который помнился бы целый год, а не то, что шоколадка, которую съел, и от нее ничего не осталось. Я думаю, что эти книги были бы востребованы, начиная от Калининграда до Камчатки.
Хорошо было бы издавать провинциальный журнал для детей. Помните, был такой замечательный журнал "Уральский следопыт", который много хорошего сделал для многих поколений наших сограждан, научил любить природу, дал многие знания в области народных обрядов, традиций. Такой журнал, если бы он имел Великого Устюга, адрес Деда Мороза и выходил бы под его редакторским пером, то, я думаю, он принес бы много пользы. Если бы у него хотя бы 50 тысяч тираж был, то он был бы уже окупаемый и хорошо рентабельный журнал. Делать его можно недорогим, не надо глянцевую бумагу, не надо делать его блестящим, он должен быть рабочим журналом, по которому учится ребенок, может быть, и читать, и писать, и счету какому-то.