Борис Вишневский

Ведущий петербургского часа программы "Liberty Live" Виктор Резунков: С 8 ноября в Петербурге стартовала предвыборная кампания. Выборы в Законодательное собрание города назначены на 8 декабря. Об особенностях этой кампании мы побеседуем сегодня с известным петербургским политологом, членом городской избирательной комиссии Борисом Вишневским. Борис, у меня к вам первый вопрос - относительно ситуации в Петербурге накануне выборов. Вы могли бы обрисовать политическую картину в целом, рассказать, какие существуют группы политические, между которыми проходит опасная борьба?

Борис Вишневский: Основные политические группы, которые ведут сейчас борьбу за мандаты депутатов Законодательного собрания Санкт-Петербурга, таковы: во-первых, достаточное большое количество и действующих депутатов, и кандидатов в депутаты. которые ориентированы на городскую администрацию, действующих депутатов, это около полутора десятков человек, они хорошо известны своей позиций за минувшие 4 года, и тем, что почти все, что предлагалось от имени городской администрации, они поддерживали, а практически все, что администрации не нравилось, старались заблокировать. Надо сказать, что, к сожалению, довольно часто это у них получалось, и сегодня от численности той части этой группы, которая пройдет в следующее Законодательное собрание, на самом деле, зависит один ключевой вопрос для сегодняшней исполнительной власти - вопрос о третьем сроке Владимира Яковлева, поскольку только наличие двух третей депутатов, которые будут или твердыми или хотя бы мягкими сторонниками администрации, позволит изменить городской устав так, чтобы этот третий срок стало возможным.

Вторая группа – это, обобщенно называя, наши демократические силы. Большая часть их входит в избирательный блок СПС плюс "Яблоко", который я представляю в городской избирательной комиссии. От блока выдвинуто более 40 человек, 8 - действующие депутаты Законодательного собрания, входящие в соответствующие фракции, и их позиция помимо того, что она является оппозиционной администрации города, еще и достаточно четко выражена по поводу возможности избрания губернатора еще на один срок - они категорически против того, чтобы устав был изменен, и такая возможность была предоставлена. Собственно, эта позиция, независимо от личности, сколь замечательный человек ни был бы губернатором Петербурга, демократы считают, что более двух раз избираться ему на этот пост недопустимо, ибо сменяемость власти – один из важнейших демократических принципов. Этот вопрос, безусловно, является одним из ключевых, потому что между выборами в Законодательное собрание и губернаторскими выборами пройдет менее полутора лет, и думаю, что немалая часть этого времени будет посвящена, конечно, в следующем составе городского парламента вот этой битве за третий срок. В этом составе очевидно уже, что не удается провести такие изменения устава, следовательно, упор будет сделан на следующий созыв, а сегодня сделан на избирательную кампанию, от которой зависит, каким этот состав будет.

Следующая группа, которая активно очень участвует в выборах, это я бы так сказал - политические партии и кандидаты пропрезидентской ориентации, это "Единая Россия", это "Воля Петербурга" и еще несколько отдельных депутатов Законодательного собрания, которые по своим позициям очень близки "Единой России", даже являются членами этой партии, но не являются членами этой фракции по каким-то внутренним организационным причинам. Я уж не знаю, каковы сложности их взаимоотношений с собственной партией, но понятно, что с политической точки зрения это примерно одна и та же группировка. В нее входят более 10 действующих депутатов Законодательного собрания, и их как бы центром притяжения, безусловно, является представительство президента в Санкт-Петербурге, которое, конечно же, старается оказывать им политическую и моральную поддержку.

И, наконец, последняя из группировок - это или КПРФ, или есть еще такая РКРП, есть еще РКП, в их рядах, во-первых, два ныне действующих депутата Законодательного собрания... К этой же группировке, на мой взгляд, безусловно, относится избирательный блок "Наука, промышленность, образование" Юрий Савельев, ректор Балтийского государственно-технического университета, бывший Механический институт, человек, который известен своими, как мне представляется, откровенно националистическими воззрениями, при котором в его институте были попытки изгнания преподавателя из США во время событий на Балканах, при котором тех студентов, которые в свое время, скажем, участвовали в избирательной кампании партии "Яблоко" на президентских выборах, склоняли к сотрудничеству со спецслужбами, а после отказа пытались исключить из этого учебного заведения, причем ректор публично говорил, что ничего плохого в том, что у него спецслужбы работают в институте и вербуют свою агентуру среди студентов, он не видит. И вот этот блок пользуется еще и покровительством администрации Петербурга, можно судить об этом уже потому, что лидер этого блока баллотируется против депутата Леонида Романкова, который представляет СПС-"Яблоко" и является одной из фигур, резко оппозиционных администрации города. Вот эти 4 группы и поведут между собой основную борьбу за мандаты.

Виктор Резунков: Видна уже какая-то особенность тактики Смольного в этой кампании?

Борис Вишневский: Мне представляется, что эта тактика стара как мир. Это максимальное использование так называемого административного ресурса. Администрация пользуется тем, что у нее в руках скажем не только телерадиокомпания Петербург, но у нее в руках правоохранительные органы, в частности, наша славная милиция, и более того, под очень сильным влиянием администрации находится и немалая часть окружных избирательных комиссий, и, к сожалению, городская избирательная комиссия. Я никого ни в чем не обвиняю, всего лишь констатирую факт, в данном случае, что практически во всех спорных ситуациях, которые возникают, если сталкиваются интересы администрации и оппозиционных к ней сил - городская избирательная комиссия занимает сторону администрации города.

Виктор Резунков: Борис, а возможно в Петербурге проведение честных выборов?

Борис Вишневский:... Этот вопрос я себе задаю на протяжении как минимум 8 последних лет, начиная с первых выборов в Законодательное собрание в 1994-м году, и, к сожалению, оптимизма большого на этот счет не испытываю, потому что я вижу, что те органы, которые отвечают за то, чтобы выборы были честными, чтобы все было по закону, чтобы пресекались нарушения, ведут себя очень, если так можно выразиться, избирательно. Они во многих случаях делают вид, что никаких нарушений нет. И эта избирательность проявляется по отношению как раз к тем кандидатам, которые пользуются поддержкой исполнительной власти, чьи нарушения, по сути, оставляются без внимания, но зато необычайная строгость, доходящая до абсурда, проявляется по отношению к кандидатам, которые представляют оппозиционные политические силы. Есть достаточно много примеров, когда, с одной стороны, те, кто просто пытается закупить на корню голоса избирателей, например, раздавая им продуктовые наборы, что закон квалифицирует как очень грубое нарушение, ведущее за собой отмену регистрации, остаются безнаказанными. И правоохранительные органы, и городская избирательная комиссия, по сути, делают вид, что тут все в порядке и нет никаких нарушений. А, с другой стороны, например, когда у пикетчиков нашего избирательного блока люди, которые представляются или сотрудниками милиции, или сотрудниками местных администраций, начинают спрашивать какие-то отдельные разрешения. Кроме разрешения на установку пикета в этом месте еще разрешение на распространение листовок, что никакой закон в принципе не может предусматривать, это абсолютное право каждого кандидата - совершенно свободно распространять законно изданные агитационные материалы. Как это можно квалифицировать? Доходит действительно до анекдотических ситуаций. Сейчас по закону предоставляется бесплатное эфирное время на каналах государственных телерадиокомпаний. Вот одному из наших кандидатов вчера председатель окружной избирательной комиссии перед выступлением, инструктируя строгим голосом сказал: "Только чтобы не было никаких агитационных призывов во время выступления". Время предоставлено для агитации, и пытаются запретить этой агитацией в это время заниматься. Это уже смех сквозь слезы начинается. Поэтому мне кажется, что то, будут ли у нас честные выборы, зависит от того, сможет ли общество все-таки заставить ту власть, которая имеется в городе, соблюдать закон. Надо чтобы общество тоже было нетерпимо к этим нарушениям. Потому что если общество будет спать - закон будут нарушать безнаказанно.

Виктор Резунков: Борис, вы говорили об использовании Смольным административного ресурса, это вполне понятно, а полпредство использует какой-то административный ресурс, чувствуется это?

Борис Вишневский: Мне кажется, что непосредственного административного ресурса у полпредства нет. Ему напрямую в городе никто не подчинятся. И мне бы очень хотелось, чтобы они использовали хотя бы те полномочия, которые у них есть. Они могут отслеживать всевозможные нарушения закона, могут уже потом предлагать и прокуратуре, и правоохранительным органам эти нарушения пресекать, они могут устраивать шум, по крайней мере, привлекать как-то общественное внимание к этим нарушениям. Ведь, насколько я помню нормативные документы, которые касаются организации представительств президента в регионах, одна из их функций - контроль за соблюдением законов и какое-то вмешательство с целью их пресечения. Вот мне хотелось, чтобы они проявили большую активность в этом вопросе. Мне представляется, что пока они наблюдают, может и накапливают какую-то критическую массу, а потом все-таки уже вмешаются, Но хотелось бы, чтобы они проснулись до того, как пройдут выборы, потому что после 8 декабря будет уже поздно обращать внимание на нарушения законов.

Виктор Резунков: Борис, когда председатель ЦИК Александр Вешняков побывал в Петербурге, он особенно серьезно выразил мнение по поводу газет и средств массовой информации, которые работают в городе, пообещал принимать меры вплоть до закрытия, и сказал, что будут следить за этим. По последним данным, по-моему, 7 СМИ уже получили предупреждения в Петербурге. Как, по вашему мнению, можно ожидать того, что будет сдержано обещание закрывать средства массовой информации?

Борис Вишневский: С одной стороны у нас, слава Богу, Центризбирком еще не наделен полномочиями по закрытию средств информации, если бы такие полномочия у него были, боюсь, что наше информационное пространство могло бы резко сузиться. С другой стороны, совершенно очевидно, что есть СМИ, которые открыто нарушают закон. Совершенно понятно, что все эти газеты, которые выпускаются исключительно к выборам и появляются в однодневном режиме, являются очень часто незаконными и должны нести какую-то ответственность. По закону сегодня ответственность просто смехотворна. Штраф, который можно наложить на редактора такой газеты за то, что он поместил оплаченную из рук в руки предвыборную агитацию, значительно меньше размера той суммы, которую он получит за эту агитацию. И тут действительно надо как то очень серьезно думать об этом, чтобы найти какую-то золотую середину, и не ограничить, безусловно, свободу средств массовой информации, но и не дать использовать их как незаконное оружие в предвыборной борьбе.

Виктор Резунков: Борис, как, по вашему мнению, вы чувствуете, Москва следит внимательно за выборами в Петербурге, и что важным для Москвы кажется?

Борис Вишневский: Без сомнения, Москва следит за петербургскими выборами, и опыт прошлых выборов 1998-го года показывает, что это первый акт парламентских выборов в России, по сути дела, что очень многое из того, что сперва опробуется на питерских выборах, потом появляется на выборах депутатов Государственной Думы, и от результата выборов в нашем городе зависит достаточно много. То, что за этим внимательно следят, показывает и недавний визит председателя Центризбиркома Александра Вешнякова, но с другой стороны мне трудно не отметить, что уже на следующий день после его отъезда, например, в городской избирательной комиссии принимаются решения, абсолютно противоположные тем, в принятии которых они, по сути, уверяли в присутствии председателя Центральной избирательной комиссии, когда на встрече в ЦИК говорится, что любая раздача подарков избирателей за счет так называемых депутатских фондов, это незаконно, это покупка голосов и должно быть наказуемо, и председатель Горизбиркома Александр Гарусов с этим соглашается, заверяя, что будет это, конечно же, рассматривать как подкуп, а на следующий же день именно такая ситуация рассматривается городской комиссией и как подкуп категорически не признается. Из этого я просто делаю вывод о том, что Москва все-таки далеко, а своя городская власть поближе, и если визиты из ЦИКа будут столь эпизодическими - трудно будет говорить о каком-то серьезном внимании, а главное - контроле за этим нарушениями.

Естественно, что Москве небезразличны результаты, ей, конечно же, небезразлично то, кто после этих выборов будет, например, представителем городского парламента в Совете Федерации, там было много разговоров о том, что Сергею Миронову угрожает какая-то опасность, что в случае чего ему обещали место члена верхней палаты парламента от каких-то других регионов, чтобы сохранить за ним возможность быть председателем Совета Федерации. Я, честно говоря, думаю, что ему не очень много что угрожает, потому что выборы проходят не по партийным спискам, а по мажоритарным округам. Скорее всего, достаточно большая часть нынешних депутатов, я это оцениваю процентов в 60-65, сохранит свои места в городском парламенте, используя свои объективные преимущества, а с ними, я думаю, Сергей Михайлович уж как-то сумеет договориться о том, чтобы за ним сохранилось это место. Поэтому не стоит, наверное, ожидать того, что именно этот вопрос будет ключевым во взгляде из Москвы на петербургские выборы, но я думаю, что внимание, безусловно, есть, и иногда мне кажется, что лучше, если бы оно было посильнее, с точки зрения пресечения нарушений закона.