Владимир Гронский

Ведущая петербургского часа программы "Liberty Live" Татьяна Валович: Сегодня у нас в гостях директор по связям с общественностью пивоваренного комбината имени Степана Разина Владимир Гронский. Владимир Геннадьевич, как мы слышали в Мюнхене, открылся традиционный "Октоберфест". Ваш комбинат не принимает участие, не был приглашен, мы слышали, что там представители сотен делегация из разных стран мира приняли участие в открытии?



Владимир Гронский: Мы не принимаем, как комбинат там участие, но наши люди там есть на фестивале. Думаю, что если бы ваш корреспондент в Мюнхене поосмотрелся повнимательнее, то заметил бы не только боксеров наших, но и многих людей из Петербурга.

Ольга Писпанен: А вы сами не собираетесь туда?

Владимир Гронский: В этом году нет, но, в принципе, я там бываю. Это очень интересный фестиваль, просто потрясающее зрелище, море пива, море радости и веселья. и деловых контактов.

Татьяна Валович: А вот по организации для людей этого фестиваля, как вы считаете, насколько он хорошо организован?

Владимир Гронский: Он организован просто идеально, я считаю, потому что при таком вот колоссальном стечении людей, а мы слышали, что 6 миллионов человек посетит фестиваль в этом году, там удивительно четко все организовано, немцы умеют это делать, и я должен сказать, что мы, к сожалению, уже два года не проводим фестиваль в Петербурге пивной, а, наверное, имело бы смысл его развивать, и Петербург мог бы, многое переняв от Мюнхена, многое заработать и привлечь сюда дополнительное число туристов.

Татьяна Валович: Владимир Геннадьевич, а скажите пожалуйста, вот появились такие публикации, где говорится что Петербург - пивная столица России, насколько это соответствует действительности, или это просто опять же какие-то питерские амбиции?

Владимир Гронский: Нет, действительно Петербург - пивная столица России, потому что порядка четверти всего пива, производимого в России, производится в Петербурге. А если взять родную нашу пивоваренную компанию "Балтика", допустим, то все заводы, которых в России уже несколько, производят порядка, я уже не помню точную цифру, но очень большое количество пива российского.

Татьяна Валович: Хорошо, такой вопрос, раз пивная столица, я знаю, что в Петербурге есть музей водки, а музей пива?

Владимир Гронский: Музей пива есть в Петербурге, именно на нашем комбинате.

Татьяна Валович: Но это, наверное, внутризаводской какой-то музей, или он доступен для любого посетителя?

Владимир Гронский: Он находится на территории завода, но доступен, в принципе, для любого посетителя. Единственное, что у нас нет свободного доступа в него, вот, пришел, купил билет, грубо говоря, и посетил его. Но при желании мы всегда принимаем людей. Допустим, ваша радиостанция, сотрудники захотят посетить, позвоните по телефону, он официально объявлен, и мы организуем для вас экскурсию с дегустацией.

Татьяна Валович: Вот, кстати, о дегустации, существует ли в России, все время к этой теме обращаются, культура пития? Не только пива, но и вина, водки, почему все время пивоваров обвиняют в том, что растет процент тех, кто болен алкоголем, зависимостью, кстати, и от пива?

Владимир Гронский: По этому поводу я приведу несколько цифр. В той же Германии потребление пива на душу населения составляет в год 125 литров. В Чехии - порядка 150. В России, на сегодняшний день, 45 литров.

Татьяна Валович: Еще не догнали Европу.

Владимир Гронский: Не догнали, не то слово. Но, к большому сожалению, мы вот, ополчившись на пиво, забываем, что другой процент составляют как раз крепкие напитки. У нас, в России, так называемая структура северная потребления алкоголя. Порядка 75 процентов это крепкие алкогольные напитки, и только 25 легкие, к которым относятся легкие вина и пиво. И я думаю, что надо сосредоточиться не на обличении пива, как своего рода губителя российских граждан, а наоборот, на изменении структуры потребления алкоголя, потому что я думаю, что в ближайшие столетия от алкоголя люди не откажутся. Надо просто менять структуру его потребления и культуру его потребления.

Татьяна Валович: Но вот, скажите пожалуйста, сейчас включая телевизор, все мы видим, какое количество рекламы именно пива идет на российском телевидении. Вот в этом смысле, что российские компании-производители пива не могут обойтись без такой рекламы при продвижении своего товара?

Владимир Гронский: Вы знаете, без рекламы, наверное, вообще никто не может обойтись, в противном случае рекламы бы просто не было, потому что это очень затратная история, реклама. Конечно же, любой производитель, особенно если он выводит на рынок новый бренд, будет пользоваться рекламой, безусловно. Здесь нет ничего страшного. Другой вопрос, насколько этична эта реклама, и насколько вредны или полезны ее социальные последствия в обществе. Здесь пивовары очень, кстати, к этому внимательно и серьезно к этому относятся, вы знаете, что наши коллеги с Клинского комбината в свое время сориентировали рекламу на подростков, что получило негативную оценку и даже осуждение Союза пивоваров России, и эта реклама была снята из эфира. И уже год этой рекламы, помните, "пойдем за "Клинским", ее нет. Мы считаем, что это такое наше корпоративное достижение, и мы стараемся, чтобы наша реклама не навредила обществу.

Татьяна Валович: Владимир Геннадьевич, наверное, некорректно спрашивать у вас, какое пиво вы предпочитаете, потому что, наверное, скажете, что вашего завода.

Владимир Гронский: Конечно, лучше не спрашивать.

Татьяна Валович: Поэтому я попрошу вас прокомментировать те ответы, которые вы услышали у петербуржцев. когда они отвечали на вопрос, какое пиво вы предпочитаете?

Владимир Гронский: Прежде всего, я хочу поблагодарить всех, кто сказал, что любит наше пиво, обещал, что мы будем стараться изо всех сил, чтобы наше пиво не разонравилось, потому что мы очень строго следим за качеством нашего пива, выдумывают наши пивовары новые сорта, и мы хотим и дальше нравиться петербуржцам. Достаточно сказать, что порядка 35-37 процентов всего пива на рынке Петербурга - это пиво "Степан Разин". Мы безусловные лидеры здесь, и мы гордимся этим. Спасибо, уважаемые петербуржцы!

Татьяна Валович: Вот, прозвучало, что нет каких-то аналогов в пиве, которое представлено на российском рынке, темных сортов, или еще чего-то?

Владимир Гронский: Просто не знают. Пива сегодня столько много, что трудно в нем разобраться, я помогу. Дело в том, что на нашем комбинате, в нашей компании, выпускается великолепное темное пиво "Портер", причем по английским рецептам, скажу, что не так давно у нас были пивовары из Англии, люди, которые варят пиво, профессионалы, и была дегустация, и когда они попробовали наше пиво "Портер", они просто завершали все. Я подумал - что случилось. Оказывается, как потом они сказали, уже 30 лет такое пиво, с их слов, не варят в Англии. Потому что мы пиво "Портер" варим в течение 90 дней. Оно проходит этот процесс варки, брожения, дображивания, и так далее. В Англии ускоренная технология, и пиво уже не то.

Татьяна Валович: А вот такой вопрос, я знаю, что очень многие пивовары жалуются на то, что чтобы создать хорошее пиво, нужны, конечно, составляющие, где вы приобретаете те составляющие, хмель, солод, ячмень, есть ли на российском рынке российские производители этих составляющих, или приходится все закупать за рубежом?

Владимир Гронский: Я отвечу, прежде всего, для вас, конечно, но и для тех снобов, которые говорят, что вот, мы отечественное пиво пить не будем, дело в том, что, к большому сожалению, мы не можем использовать на сегодняшний день отечественное сырье. Оно не отвечает тем требованиям высоким, которые созданы сейчас в российском пивоварении. И мы все сырье, за исключением воды, покупаем за границей, лучшие продукты на этом рынке сырьевом, ячмень и солод, и дрожжи, и так далее, то есть, все мы вынуждены закупать за границей.

Татьяна Валович: А вода еще чистая в Петербурге?

Владимир Гронский: Вода в Петербурге, во-первых, чистая, во-вторых, она проходит специальную водоподготовку, и эта вода просто идеальная.

Татьяна Валович: Тогда вот такой вопрос. Очень многие отмечают, что российское пиво по крепости, даже прозвучало, что его разводят спиртом, почему так?

Владимир Гронский: Вы знаете, разводить пиво спиртом было бы очень дорого. Пиво и так в процессе брожения, как один из продуктов сопутствующих - это спирт и спиртосодержание в пиве незначительное, добавлять туда спирт - надо быть нерачительным человеком, поэтому спирт в пиво никогда не добавляют, он и так там присутствует. Это просто заблуждение от незнания. Что из того, что я слышал, меня еще немножечко удивило, что вот, пиво вредно. Что касается вреда пива, я всегда в этом случае говорю, попробуйте выпейте 5 или 6 литров воды, полезно это будет для вашего организма, или нет – можно просто испытать.

Татьяна Валович: Ну почему, есть методики очищения организма с помощью...

Владимир Гронский: Да, с помощью врачей, больницы, и так далее. Но в обычной жизни, наверное, никто не пьет. А когда пьют 5-6-7-8-9 литров пива, конечно же, это огромная нагрузка на организм, на почки, и так далее, и, безусловно, это вредно. В небольших количествах, скажем, до полулитра пива в день, оно только полезно. Потому что в пиве содержится порядка 30 микроэлементов, необходимых организму, в пиве содержатся антиоксиданты, это профилактика рака, на самом деле, и даже женщинам после 40 лет рекомендуется выпивать 200-250 граммов пива для профилактики раковых заболеваний.

Татьяна Валович: Но вы все же ушли от ответа на вопрос по поводу крепости. Почему же все-таки в России достаточно крепкое пиво, по сравнению с европейским?

Владимир Гронский: Я не сказал бы. В России крепость абсолютно соответствует тем "крепостным" нормам, которые есть во всем мире. У нас есть пиво, в котором 3,5-4 процента спиртсодержание. Максимум - 8,5 процентов, то есть, это крепость сухого вина и ниже.

Татьяна Валович: Есть, по-моему, и 12.

Владимир Гронский: 12 нет. Во всяком случае, на нашем комбинате больше 8,5 нет крепости.

Татьяна Валович: Хорошо, вы сказали о том, что пытаетесь создать новые сорта пива, а каким образом происходит разработка, все время стремление к совершенству может иногда даже и повредить?

Владимир Гронский: Вы знаете, вот наше пиво – есть такое понятие, просто пиво, универсальное пиво. Мы стараемся исторически от этого уходить, у нас каждый сорт пива имеет свой особый вкус и, как мы говорим, характер. У нас ярко выраженный характер каждого сорта пива. На сегодняшний день мы выпускам 12 сортов пива, и вы сразу отличите, что за пиво вы пьете. И вообще, процесс создания пива - непростой, долгий и достаточно дорогой. Для того, чтобы создать новый сорт, нужно очень много вложить труда, денег и изобретательности пивоварам.

Татьяна Валович: А стоит ли? Может, просто продвигать то, что уже есть и хорошо знакомо?

Владимир Гронский: Это действительно такой вопрос очень серьезный, маркетинговый, что лучше. Наверное, что касается нашего комбината, для нас было бы дешевле гораздо успокоиться на том сегменте рынка колоссальном, который у нас в Петербурге, к счастью, есть, и пиво идет, все замечательно. Но мы ищем новое, чтобы порадовать петербуржцев новым вкусом Степана Разина.

Татьяна Валович: Российский пивной рынок поделен иностранными холдингами, в том числе крупнейших, из которых скандинавская группа "Baltic Beverage Holding", и, по-моему, индийско-бельгийская еще. Вот, вашему комбинату не грозит участие в том, что кто-то приобретет контрольный пакет акций?

Владимир Гронский: Желающих очень много приобрести наш контрольный пакет, но мы продолжаем оставаться, и, надеюсь, и в будущем сохраним эту позицию, предприятием с чисто российским капиталом. Это позиция наших акционеров, учредителей, и мы пока держимся, и доказали не только Петербургу, но и всей России, что и российский капитал может работать эффективно.

Татьяна Валович: А что плохого в том, если еще к российскому капиталу на вашем предприятии прибавится и иностранный?

Владимир Гронский: Ничего плохого, но, вы знаете, можно жить на свои средства, а можно занять что-то для чего-то. Есть разные подходы. Мы выбрали первый. Мы живем исключительно за счет собственных средств, и нам это нравится. Мы проявляем свой характер, свою волю, умение, и в том, чтобы пустить кого-то из иностранных партнеров тоже нет ничего плохого, это нормальный процесс. Но жизнь многообразна, и мы это утверждаем.

Татьяна Валович: Владимир Геннадьевич, вот, кроме того, что для российских пивоваров такая сложная проблема в отсутствии российского сырья, какие еще проблемы вы бы могли отметить для российского пивоварения как бизнеса?

Владимир Гронский: Самая главная проблема и то, что идет, по сути дела, такое, подчас не очень корректное, состязание крепких и легких спиртных напитков в нашей стране. Вы знаете, что главный санитарный врач России очень рьяно в течение последнего года нападал на пиво, ни слова не говоря о водке, что странным нам представляется. То, что повышены акцизы на крепкие напитки на 15 процентов, а на пиво на 25, это тоже заставляет задуматься. То есть, с одной стороны, мы декларируем то, что русские люди, и все остальные, населяющие нашу страну замечательную, страдают в большом количестве алкоголизмом, а с другой, мы крепкий алкоголь не критикуем, а легкий просто вот гнобим.

Татьяна Валович: Врачи говорят, что вот пивной алкоголизм вообще неизлечим и вообще гораздо опаснее, чем водочный.

Владимир Гронский: Знаете, говорите вы тоже, называется. Врачи, к сожалению, у нас не все добросовестные, ну, собственно, это не только у нас, это мировая практика. И есть люди, которые действительно серьезно занимаются этим, я могу сказать, что сейчас готовится концепция новая алкогольная, Госсовет этим будем заниматься, и я надеюсь, что здравый смысл там возобладает.

Татьяна Валович: Спасибо, Владимир Геннадьевич. В заключение беседы я хотела бы отметить, что пивоварение в России имеет более чем тысячелетнюю историю. Пиво пили еще до принятия христианства, но пили только по праздникам, в основном легкое, и никогда не позволяли себе перебирать меру. Это считалось позорным.