Александр М

Ведущий петербургского часа программы "Liberty Live" Виктор Резунков: Сегодня мы поговорим о печальном явлении, о трагическом явлении, явлении, которое недавно кремлевские обитатели назвали угрозой государственной безопасности. Это наркомания. У нас в студии сегодня человек, который употребляет внутривенные наркотики на протяжении 15 лет, как минимум. Разумеется, он просил не называть его фамилию, поэтому мы представим его как Александр М. Александр, сколько лет вы употребляете внутривенные наркотики?

Александр М.: Ну, если считать, то где-то лет 28, наверное, к 30 годам.

Виктор Резунков: Практически каждый день, без перерывов больших.

Александр М.: Были перерывы, но они небольшие. Я сам старался как-то снизить дозу, потом я же все-таки пытался бороться с этим, но, к сожалению, ничего не получилось.

Виктор Резунков: Ваш случай вообще какой-то уникальный, противоречащий всем заявлениям медицинских светил, которые утверждают что употребление, например, героина приводит к смерти через год-два.

Александр М.: Ну, вы знаете, во-первых, у нас раньше как такого героина не было, и мы не употребляли таких сильных наркотиков, у нас была так называемая "ханка", опийный препарат, мы делали самодельно. А сейчас появился этот героин. и действительно, он такого низкого качества, что можно протянуть ноги очень быстро. Но это не уникальный случай, потому что я знаю достаточно много людей, которые со мной вместе начинали и до сих пор живут, хотя очень многие, конечно, в могиле.

Виктор Резунков: То есть ситуация с качеством появляющихся на "черном рынке" наркотиков ухудшилась за последние годы?

Александр М.: Да, вы знаете, очень низкое качество, которое к смертности ведет очень большой. Плюс, помимо всего прочего, торговцы как мы говорим, "бодяжат", то есть разбавляют всяческими препаратами. Туда входят и сахар, и еще бог знает что они туда суют, поэтому очень часты случаи, когда люди теряют сознание и умирают.

Виктор Резунков: Александр, как недавно заявил вице-премьер Валентина Матвиенко, на учете в России как наркоманы стоит около 500 тысяч человек, 72 процента из них составляет молодежь до 30 лет, а Борис Грызлов, министр внутренних дел, заявил, что в России наркотики употребляют около двух миллионов человек. Как, по-вашему, эта цифра соответствует действительности?

Александр М.: Я думаю, что Борис Грызлов ближе к истине, потому что употребляет наркотики очень много народу. Единственное, что это разовое, может быть, не постоянно, не каждый день, и зависимости, как они считают. у них нет. Хотя, на самом деле, зависимость есть, потому что, попробовав раз, хочется попробовать еще и еще. Пусть это не будет каждодневный прием, пусть раз в два дня, через неделю, через месяц, но все равно, у нас нет культуры потребления, у нас нет культуры потребления алкоголя и также нет культуры потребления наркотиков. У нас не умели пить и не умеют пить. У нас если пьют, так пока все не выпьют, не успокоятся. То же самое с наркотиками получается... Сначала пытается сказать, что у него культура потребления, что он не такой как все... В принципе, я сам через все это прошел. Я думал, что у меня сила воли сильная. А народу употребляет очень много сейчас наркотиков, особенно, молодежь, причем я даже не понимаю, чем это обусловлено, то ли доступностью, потому что это легко достать, то ли тем, что цена в принципе не очень высокая, и любопытство, конечно. Но, в принципе, мне уже скоро 50, когда я начинал, 30 практически лет назад, не было такого. Был очень маленький кружок людей, который употреблял. А сейчас вы посмотрите - в любой парадной, в любой улице, где место более-менее скрытое, можно найти шприцы разбросанные, везде валяются иглы. У нас город загажен собачьим пометом и шприцами, так говорят.

Виктор Резунков: Александр, вы не можете объяснить причины, почему именно молодежь так сейчас активно увлекается потреблением наркотиков?

Александр М.: Вы знаете, во-первых, у нас вся программа борьбы с наркоманией построена неверно. У нас сама идея борьбы заложена на том, как плохо употреблять наркотики. А надо не говорить, как плохо употреблять наркотики, а как хорошо без наркотиков. То есть идти от противного. Без наркотиков хорошо, а не то, что наркотики это плохо, это раз. Во-вторых любопытство. У нас же масса всяких зарубежных фильмов, где, в общем-то, идет скрытая пропаганда этого, пропаганда насилия, пропаганда наркотиков и доступность, вот поэтому. И потом молодежь у нас сейчас такая агрессивная. Все-таки, наше поколение не было таким агрессивным. Агрессию как-то надо скрывать или подпитывать, наоборот, я не знаю, но вот из-за этой агрессии, мне кажется, они чаще всего и употребляют, и любопытство, конечно. Как же так, там кто-то употребил, а я не употреблю - это раз. Во-вторых, у них сейчас деньги появились, они друг перед другом еще стараются показать, вот какой я крутой, я не просто... Причем начинается не с внутривенных инъекций, героин, кокаин, потом вот эти дискотеки, там экстази, и все вот это закручивается. А потом потихонечку человек привыкает к этому, и уже без этого не может.

Виктор Резунков: Александр, вы считаете, надо ввести какую-то цензуру в средствах массовой информации?

Александр М.: Я думаю, не цензуру, надо пропаганду просто вести более грамотно. Я думаю, надо привлечь грамотных журналистов, которые разбираются. Мы вот, старые наркоманы, если так сказать, мы смотрим подчас передачи, нам просто смешно, потому что говорят явную глупость, причем говорят врачи дипломированные, и не просто врачи, какой-нибудь профессор, доктор наук - ну, такую чушь несет, что просто стыдно за него, стыдно. Это вы знаете, я всем рассказываю такую историю, что приехал очень большой милицейский чин в садоводство и рассказывал дачникам, что сейчас лето, растут маки, появятся наркоманы, будут собирать эти маки и готовить себе растворы, но для того, чтобы приготовить растворы, им нужна кровь детей. Но это же бред. Это просто настройка идет против наркоманов. А потом случаи, когда дачники самосудом, либо судом Линча, либо убивают, либо... Потому что у нас нет грамотности в пропаганде.

Виктор Резунков: Александр, вот мы слышали репортаж о том, что начинается новая антинаркотическая кампания (смотри материал Новая антинаркотическая кампания в России), проводить ее будет, как это уже часто бывало, непосредственно МВД, вот что бы вы могли сказать о той информации, которая прозвучала в репортаже нашего корреспондента?

Александр М.: Вы знаете, МВД будет проводить кампанию старыми методами. У них - чем больше посадишь, тем больше видна работа. Тут надо привлекать не таких заинтересованных людей. Они заинтересованы в том, чтобы отчитаться. А отчетность у них какая будет - вот, мы посадили столько-то человек, все, наркомания пошла на убыль. А ведь наоборот получается, люди, которые выходят оттуда, они более грамотные. Они все знают, и они уже уходят в уголовный мир. Поэтому я считаю, что милиция должна оказывать какую-то помощь, но заниматься этим - надо создавать специальные какие-то комитеты, или специальные какие-то группы, которые будут заниматься непосредственно именно этой проблемой. И опять я говорю, туда привлекать грамотных врачей, грамотных психологов, бывших наркоманов, да даже не то что бывших - я бы с удовольствием сотрудничал, потому что меня это тоже настораживает. Ну, у меня это болезнь, я уже прожил 50 лет, мне осталось не так много, я думаю, но я бы тоже свой опыт как-то принес, и поделился бы этим опытом.

Виктор Резунков: Так вот, почему сейчас молодые люди употребляют наркотики?

Александр М.: Любопытство, большая масса свободного времени, средства, карманные деньги, которые выдают родители и которые они сами достают. Я думаю, что не для того, чтобы забыться, или мультики смотреть, и так далее, это уже дело пятое. Основным толчком является то, что им некуда себя деть. А старики - как-то, чтобы снять стресс. Стресс же можно снимать по разному, кто-то снимает алкоголем, кто-то снимает любовью, кто-то экстремальными видами спорта или еще чем-то, а кто-то наркотиками.

Виктор Резунков: Александр, а вот в последнее время из-за того, что государственные органы и вообще из-за всей ситуации, которая складывается в России, такая она бедственная и ужасная, как говорят, угроза безопасности и так далее, люди сами стали создавать различные группы и борются с наркоманами и производителями наркоманов. Например, в Екатеринбурге уже третий год действует общественный фонд под названием "Город без наркотиков". Организаторы и участники этой группы громят, как сообщается, притоны, разыскивают торговцев и поставщиков зелья, и ежедневно отчитываются по местному каналу перед горожанами. Как, по вашему мнению, деятельность таких групп может помочь в борьбе с этой бедой?

Александр М.: Думаю, что нет. Сама фраза, что они "громят". Это, во-первых. Во-вторых, я знаю, я читал и смотрел по телевидению репортаж по поводу екатеринбургской группы. Во-первых, там основатели - бизнесмены, между прочим, бывшие "авторитеты" или "полуавторитеты", которые сидели в тюрьме и потом занялись бизнесом легальным. И они привлекают кого на свою сторону - милицию опять же, и людей безграмотных, которые не знают саму эту проблему. Опять все запретительные меры какие-то. Думают, что если они разгромят одно гнездо, другое, то от этого все сразу исправится и не будет наркоманов - надо смотреть опыт других стран. Надо смотреть, как другие страны боролись с наркоманией, какие результаты, а у нас все через запретные меры и через погромы. Я боюсь, что это приведет просто к погромам. Там я знаю, висят какие-то ящики, в которые можно написать, записку подложить, или есть телефон, по которому можно позвонить и сообщить адрес поставщика, торговца и так далее. Под эту марку могут здесь как - если я тебя не люблю, я напишу твой адрес, пусть у тебя ничего не найдут, но настроение испортят. И плюс ни для кого не секрет, что милиция, например, часто подкидывает, а не находит, и вообще невиновный человек может попасть в экстремальную ситуацию. Это первое. Второе - конкуренция. Тот, кто конкурирует с другим торговцем, просто сдаст всех рядом стоящих, а сам будет осторожнее, сам будет через каких-то подставных людей торговать. Тут надо подходить как-то по-другому, не громить надо, просто все делать с умом, как-то более культурно, более интеллигентно. Громить - громили, погромы были в свое время, и все знают, во что это превратилось. Я думаю, это опять же разжигает у людей агрессию. И если они будут агрессию эту глушить, не наркотиками, а алкоголем, то я думаю, что шило на мыло.

Виктор Резунков: Александр, а не кажется вам, что когда начинается антинаркотические кампании, тяжелая участь ожидает представителей национальных меньшинств. В Петербурге это, например, азербайджанцы, цыгане, и вот люди с Северного Кавказа?

Александр М.: Да, я в этом просто уверен. У нас все кампании, которые начинаются, они почему-то имеют частенько национальную подоплеку. У наркотиков нет национальности, потому что наркотики, если взять даже вот историю употребления наркотиков, если так посмотреть, то их употребляли не только в Азии, но и на Севере - шаманы, и в Африке употребляли, и в Латинской Америке - везде. То есть, национального признака у наркотиков нет. А у нас подходят как - в свое время помните врачи-евреи были "преступниками". Цыгане вот сейчас у нас, значит, вот они торгуют. Но почему только цыган? Надо посмотреть, кто за ними стоит. Это выпирается специально на первый план теми, кому это выгоднее - цыган, азербайджанцев и так далее.

Виктор Резунков: Александр, сквозь призму вашего опыта наркоман - больной человек или преступник?

Александр М.: Это старая проблема и очень болезненная. У нас наркомана считают преступником, а вообще это, конечно, больной человек, это трагедия, в общем-то. Я хочу сказать, что это моя трагедия личная, семейная, в общем-то тоже. Близкие люди тоже мучаются из-за этого. Но у нас, к сожалению, с лечением проблема стоит очень остро, потому что лечение, либо очень дорогое.... Тут ведь не только снять абстиненцию надо, тут надо, чтобы реабилитация была длительная, чтобы длительная ремиссия была, надо, чтобы человек видел какой-то новый смысл жизни, то есть, чтобы ему помогли. Интересная какая-то работа, какие-то приключения могут отвлечь, тот же даже спорт, если молодой человек. То есть, как-то поставить его на новые рельсы, открыть ему дверь в новую жизнь.

Виктор Резунков: Александр, все-таки вы ожидаете каких-то результатов от новой антинаркотической кампании, на которую президент выделил 6 миллиардов рублей?

Александр М.: Мне просто жалко денег. Я думаю, что все это будет как обычно, выльется в обычную акцию.ю деньги будут потрачены, а толку не будет. Запретный плод сладок, и если такая борьба будет, какая у нас до сих пор ведется, думаю, результаты будут весьма плаченые. Лучше эти деньги потратить на лечение, на реабилитацию, опять я говорю, что во главе надо ставить не МВД, а создавать какие-то комитеты из опытных врачей, психологов. Правда, говорят, что есть наркоманы, которые по 30 лет употребляют и потом перебарывают, я в это не верю, честно говоря. И деньги надо тратить на то, чтобы смотреть опыт других стран. Из этого опыта исходя, уже что-то привязывать как-то к нашему менталитету, и заниматься этой проблемой более конкретно.