Валентин Петров

Ведущая петербургского часа программы "Liberty Live" Татьяна Валович: Сегодня в нашей программе будет принимать участие главный редактор радиостанции "Открытый город" Валентин Петров. Валентин, здравствуйте, "доброе утро" как-то говорить не хочется, оно не очень доброе.

Валентин Петров: Да, Татьяна, поэтому говорю вам и слушателям Радио Свобода - здравствуйте.

Татьяна Валович: Валентин, мы, когда планировали встречу, хотели говорить о том, что сегодня состоится презентация нового одноименного вашей радиостанции журнала "Открытый город", мы обязательно об этом поговорим, но жизнь вносит свои коррективы. Вот трагедия в Москве, взрыв жилого дома, как вы отреагировали, какие у вас возникли ассоциации, когда вы впервые услышали об этом? Потому что совсем недавно, по-моему, накануне в Новосибирске произошел теракт, и у меня возникла такая связь, что это серия терактов, направленных против мирного населения России.

Валентин Петров: Действительно, первая реакция была именно такая, и в связи с событиями в Новосибирске, и в связи с атакой на вертолет под Ханкалой у самого лагеря нашей Объединенной группировки, но когда стали ясны подробности и настойчивость, с которой МЧС утверждает, что это бытовая причина трагедии, действительно взрыв внутри квартиры, эпицентр внутри квартиры, поэтому теракт предполагать достаточно трудно. Просто ситуация в стране такова, что первая реакция, наверное, и людей, которые что-то понимают в происходящем, и обычных людей, в общем, в первую очередь, исходит из событий, которые происходят вокруг. Поэтому первой реакцией был, безусловно, теракт, но становиться все более очевидно, что это обрушение. Но это тоже, у этого тоже есть свои причины. Этой же ночью обрушился дом у нас в Петербурге. Причина та же, экономическая, мы плохо ухаживаем за своими домами.

Татьяна Валович: Причем в первый момент после трагедии в Москве появились сообщения о том, что характер взрыва очень напоминает те взрывы, которые были в 1999-м году на Каширском шоссе. Вот, как вы считаете, настроения в России, вообще, может ли россиянин сейчас жит спокойно. Как он ощущает, ваши наблюдения за жизнью, скажем, в Петербурге.

Валентин Петров: Как россияне себя ощущают? Ощущают они себя, те же телевизионные репортажи с этих двух событий, произошедших этой ночью, показывают, что они, как и мы, ощущают постоянную тревогу, и с точки зрения этих периодически возникающих террористических атак, и с точки зрения состояния наших городов, состояния той же газификации нашей. Если исходить из той концепции, которую сейчас рассматривают как основную в МЧС. Тревога... В одном из номеров газеты "Открытый город" еще в прошлом году в качестве дерзкого лозунга мы написали такую фразу: "Нам бы эти августы взять, да отменить".

Татьяна Валович: Да действительно получается, что для России август роковой какой-то месяц. В эти дни как раз 11 лет со дня попытки переворота и ГКЧП, а ваша радиостанция как раз, можно сказать, родилась несколькими месяцами раньше, чем произошли эти события, и вы развивались в эту пору. Вот скажите пожалуйста, а ведь сначала радиостанция "Открытый город" создавалась как экологическое радио. Поддерживаете ли вы эту тематику сейчас?

Валентин Петров: Да, безусловно. Это остается главной темой и радиостанции "Открытый город", и газеты, которая начала выходить два года назад, и, в общем-то, эта тема присутствует, и в журнале, который мы сегодня презентуем. Это наша главная тема. Но дело в том, что именно начиная с августа 1991-го года, когда радиостанции "Открытый город" первой вышла в эфир, прорвала информационную блокаду, когда наш слабенький однокиловаттный голос услышали радиолюбители в Дании, не потому что нас так далеко было слышно, а потому что очень хотелось слышать в Европе что-то из России, тогда мы расширили несколько эту тему. Мы ввели для себя, это сейчас уже стало привычно многим слушателям, понятие социальной экологии, экологии культуры, то есть, защита всего живого, действительно, что существует, так мы понимаем экологию, и этой темы придерживаемся.

Татьяна Валович: Валентин, насколько сложно работать в этой сфере, осуществляете ли вы давление каких-то государственных чиновничьих структур, или, может, даже бизнеса при освещении экологических проблем региона?

Валентин Петров: В общем, журналисты знают, что освещение любых тем связано с известным риском. К экологической теме я пришел в 70-х годах, началось это с трагического случая, когда по итогам материала, который мы создали с лесниками, он был направлен против тогдашнего строительства дамбы, которую теперь, наверное, надо все-таки достраивать, уж раз начали, так вот началось все с трагического случая, один из героев тогдашнего газетного сюжета на глазах жены и дочери был задавлен, сейчас уже известно, милицейской машиной на лесной дороге. Но такие ситуации возникают нечасто. Мы решаем свои проблемы, прежде всего, благодаря наличию большого числа общественных экологических организаций. Активисты этих организаций в большей степени, подчас, чем мы даже, рискуют, находя информацию и доставляя ее нам. И есть определенные очень хорошие связи и с властными структурами, и с промышленными кругами. Жить хотят все, и все понимают, что нарушают экологическое законодательство, и понимают, что мы правы, в конечном итоге.

Татьяна Валович: А изменились ли как-то методы давления, скажем, те, которые были 10 лет назад, и сейчас?

Валентин Петров: Сейчас, с одной стороны, они стали грубее, убивают теперь гораздо чаще, а с другой стороны, они стали тоньше, то есть всевозможные законодательные и прочие закорюки позволяют, в Петербурге, например, таким образом радио "Открытый город" в течение двух с небольшим лет лишилось сначала первого канала городской радиотрансляционной сети, теперь третьего канала, и все это происходит вроде бы как на совершенно законных оснований, хотя, на самом деле, закон здесь дремлет.

Татьяна Валович: Сегодня состоится, я надеюсь, что состоится презентация журнала "Открытый город". Почему появилась потребность выпускать свой журнал? Ведь конкурировать на этом рынке достаточно тяжело.

Валентин Петров: Мы отдаем себе отчет в том, что конкурировать на этом рынке тяжело, поэтому главной задачей при рождении журнала был поиск ниши, мы, как мне представляется, такую нишу нашли. Дело в том, что вокруг всех существующих, в общем, не очень многочисленных, по существу, художественных журналов в Петербурге, сложились и давно сложились, это, как правило, старые журналы, определенные команды, которые, в общем, не пускают внутрь себя новичков. У нас опять начала складываться ситуация, которая была в последние годы в Союзе писателей Санкт-Петербурга, когда средний возраст ее членов был 75 лет. Мы создаем журнал для молодежи, для молодых художников, для молодых литераторов, для... В том числе сложилась команда этого первого номера вокруг молодых журналистов, которые работают у нас сейчас на станции.

Татьяна Валович: Валентин, на титульном листе вашего журнала стоит интересная, довольно претенциозная фраза, что это - "периодическое издание всего живого в искусстве жизни". Что вы считаете живым что мертвым, чему будете противопоставлять себя, и вообще, какую сверхзадачу ставите перед собой?

Валентин Петров: Обо всем этом мы сегодня уже поговорили. То есть, все живое, это, с одной стороны, наша главная тема, тема экологии, с другой стороны, все живое - молодые силы, которые мы привлекаем, наряду с опытными художниками, писателями, журналистами, которые участвуют в журнале, с теми же Владимиром и Натальей Евсевьевыми, с тем же Александром Михайловым во главе журналистской команды. Более или менее новые писательские силы представлены в журнале. В основном, члены Союза писателей Северо-Запада, который появился позже развалившихся двух наших... Вот на это надежда, и это и есть, на мой взгляд, торжество того самого живого.

Татьяна Валович: Вот сегодня как раз в Петербурге в Манеже открывается международный фестиваль экспериментальных искусств и перформанса. Как вы считаете, вот такие новые виды искусства будут находить отражение на страницах вашего журнала, как вы вообще относитесь, например, к таким видам как инсталляции компьютерного искусства?

Валентин Петров: Отношусь абсолютно положительно. Начинатель этого вида в Петербурге Андрей Мельник, мой друг, он работал вместе с "Алисой", и компьютерные инсталляции - его профессия. Поэтому все это будет и должно находить, и главное, есть для этого люди, силы.

Татьяна Валович: Как, чем еще вы хотите привлечь читателей к этому новому изданию, и вообще, как будет оно издаваться, с какой периодичностью, где будет распространяться?

Валентин Петров: Сейчас как бы мы предварительно планируем выходить один раз в квартал, просто понятно, что на старте такого издания, тем более в Петербурге, есть определенные трудности, нам надо расширить круг, и авторов и участников журнала, главное, нужно расширить крышу тех, кто согласится помогать нам в издании этого журнала, как мы уже говорили необходимость в этом уже вполне назрела, и поэтому мы, я рассчитываю на успех.

Татьяна Валович: Будете освещать только петербургскую тематику?

Валентин Петров: Да. Там, на той самой первой странице, написано - это санкт-петербургское издание, мы не против того, чтобы оно распространялось гораздо шире, чем Петербург, но пока не ставим себе таких задач.