Арслан Саидов: Гость субботней студии Радио Свобода руководитель студии йоги на Старом Арбате в Москве Лариса Данилина. Лариса Михайловна по профессии актриса, закончила ВГИК, долгое время занималась дубляжом. Ее голосом говорили героини многих иностранных фильмов, в том числе и Клеопатра, сыгранная американской актрисой Элизабет Тейлор. Йогой Лариса Данилина начала заниматься еще в советское время, когда официально это не поощрялось. Сейчас йога полностью вытеснила первую профессию Данилиной и стала без преувеличения делом ее жизни. С Ларисой Данилиной беседует Любовь Чижова.
Любовь Чижова: Лариса Михайловна, я знаю, что вы практикуете йогу довольно давно, а когда вы впервые услышали это слово "йога" и как пришел интерес к этому довольно нетрадиционному для России занятию?
Лариса Данилина: Еще в наше советское время, когда я была совсем молода, мне попалась самиздатская распечатка, она называлась "Всегда молод, всегда здоров", и это адресовалось напрямую к женщинам. Первая фраза на первом листе звучала так: "Посмотрите на себя в зеркало – так ли вы прекрасны, как могли бы быть?". И дальше объяснялось, что надо делать для того, чтобы быть прекраснее, чем вы можете себя увидеть в зеркало. Там были совершенно простейшие комплексы упражнений. Я начала заниматься в тот момент, когда мне было очень худо, кстати, все приходят, как правило, когда проблемы возникают. У меня были дикие мигрени. Я сделала первую позу плуга, пять минут я была в полном провале, я не знала, что со мной происходит, я вышла из этой позы. и у меня не болит голова. Это было первое знакомство очень-очень много лет назад. Вот именно так, никак иначе. Кстати говоря, такой известный актер Игорь Ясулович, взял у меня эту перепечатку самиздатскую, потому тогда нельзя было этим заниматься действительно, может быть, дома можно было, мне никто не могу запретить, а если люди организовывали группы, то это нельзя было делать. И он ее потерял, а отыскал ее среди артистов Большого театра и вернул. Но это была паника и у меня, потому что я думала, что лишена молодости и красоты, что я буду делать?
Любовь Чижова: Как вы думаете, почему йога не вписывалась в советскую идеологию, довольно ведь безобидное занятие?
Лариса Данилина: Я вам скажу, что она и сейчас, может быть, недостаточно вписывается, потому что к йоге относятся как к религии, а это не религия. Если уж говорить, то это можно назвать философией, а то, чем мы занимаемся, - это здоровье. Спросите любого священника, что он может сказать по поводу йоги – он скажет, что это дьявольщина. У нас, кстати, два учителя – Наташа и Миша, они были в поиске четыре года назад, мы их приглашали в Польшу с нами поехать, и они решили у батюшки поинтересоваться, можно ли им поехать на йогу, хотели благословения, он сказал, что благословения им не даст, они могут делать все, что хотят, но это дьявольщина.
Любовь Чижова: Почему такое странное отношение?
Лариса Данилина: Я думаю, что во-первых, по незнанию, прежде всего, человек не знает, что это такое. Как можно относиться к предмету, который ты не знаешь? Но это же мировой опыт, это мировая культура. И мир един, йога для всех существует. Люди, которые приходят, они понимают, что она им необходима, потому что она необходима для здоровья. Люди здоровые не приходят практически, у всех есть проблемы. И если кажется, что они здоровые приходят, у них все в порядке, они молодые, все прекрасно, но через некоторое время выясняется, что у них есть проблемы, они выявляются просто в йоге. И очень быстро возникают проблемы, масса проблем, психологические и физиологические. Человек рождается, как в йоге сказано, с нормальными ногами равной длины, но постепенно выясняется, когда человек начинает заниматься йогой, что у него одна нога короче другой на полтора-два сантиметра. Потому что постепенно от неправильного образа жизни физиологически меняется структура человека, и одна нога уходит в кость таза, а вторая остается такой же. Потому что он так ходит, так сидит, так спит и так далее.
Любовь Чижова: Лариса Михайловна, а если вернуться к советским временам, к вашим самым первым занятиям йогой. Не опасно было, вы не боялись тогда этим заниматься?
Лариса Данилина: Я вообще не боялась. В нашей семье не боялись, потому что мой муж был изгнан из режиссуры, из творчества, потому что он был неуправляемый человек. Это имя достаточно широко известно в среде театральной - это Шифферс Евгений Львович. К сожалению, его уже семь лет как нет. Его лишили работы в свое время, потому что говорили так: если на Васильевском острове возникнет восстание, то его возглавил Шифферс.
Любовь Чижова: А вы чем занимались до того, как стали преподавателем йоги и открыли свою студию на Арбате?
Лариса Данилина: У меня актерское образование, я закончила ВГИК, немножко снималась. Но поскольку муж не работал, он был лишен работы, и росла дочка, нужно было как-то кормить семью, я кормила семью, я очень много работала. Но работать и зарабатывать деньги в то время можно было очень хорошо в дубляже, и это как-то оказалась моя ниша замечательная. Это была работа с персонажем, безумно интересная, один на один с тем персонажем, который перед тобой на экране и ты им управляешь, ты его одухотворяешь собой. Я думаю, что где-то около тысячи картин, которые я озвучила. Среди актрис можно назвать великое имя, допустим, Клеопатра, которую Тейлор играла, это Ингрид Бергман в "Цветке кактуса" – прекрасная актриса, уникальная, это во Франции Жанна Моро, в Италии Моника Вите, Клаудиа Кардинале, в "Красной палатке" я ее озвучивала. Прекрасная совершенно актриса и уникальный фильм, он, к сожалению, прошел незаметно, это актриса Гленда Джексон, которая играла Сару Бернар, назывался фильм "Неповторимая Сара".
Любовь Чижова: А что-то из вашей актерской профессии пригодилось вам в йоге?
Лариса Данилина: Бесспорно. Во-первых, свобода внутренняя, которая уже существовала, во-вторых, не было страха общения и контакта с людьми, потому что это было естественно. В общем, это театр одного актера. Можно назвать и йогу театром одного актера, потому что я одна перед людьми, но интерес несопоставимый, потому что каждый человек раскрывается перед тобой невероятно.
Любовь Чижова: Лариса Михайловна, а сейчас вас тянет к своей прежней профессии?
Лариса Данилина: Нет, не тянет. В то время хотелось работать, потому что действительно были очень хорошие картины и очень хорошие актрисы. А потом, когда у нас началась перестройка и постепенно все это ушло за экран, все это стало такой телебормотухой, как ее называют, картины стали хуже, работа хуже, не интересная. Иногда я еще совмещала, потом я уже почти бросила, и муж сказал, что хватит этим заниматься, занимайся йогой только. Разрыв произошел тогда, когда меня приглашали, я отказывалась, и наконец одна ассистент сказала: "Лариса Михайловна, хватит вам этими йогочками заниматься, занимайтесь делом". Я подумала: а что такое дело? Дело на самом деле – это йога.
Любовь Чижова: Существует множество школ йоги, разновидностей йоги, вы практикуете йогу Айенгары. Чем она принципиально отличается от других видов?
Лариса Данилина: Вообще это классическая йога восьмиступенчатая, в которые первые ступени – нравственные категории, третья ступень йоги – это то, чем мы занимаемся, четвертая ступень – это дыхательная практика.
Любовь Чижова: Лариса Михайловна, что вам лично дает йога, занятия йогой, и почему сегодня все больше людей ею занимаются, даже какая-то мода, повальное увлечение?
Лариса Данилина: Я думаю, западные актеры, в том числе Джейн Фонда, которую я тоже озвучивала, она занималась аэробикой, потом она стала заниматься йогой. Потому что йога – это занятие наедине с собой и со своей внутренней сущностью. Это требует сосредоточения, требует огромного внутреннего внимания. Но йога, то, что практикует Айенгар, и с чего она начинается, она начинается с простых вещей – с наблюдения самого себя, от внешних слоев идет движение внутрь. Человек видит свою руку, ногу, тело может увидеть, какие-то мышцы, он понимает, что с ними происходит. Для того, чтобы наблюдать себя изнутри, к этому нужно быть готовым, и это очень сложный процесс. Почему люди интересуются? Потому что они прежде всего хотят быть здоровыми. Я не думаю, что они сразу предполагают что-то невероятное. Хотя очень многие звонят и спрашивают: а вы занимаетесь медитацией? Российский народ в каком-то смысле всеяден, он прекрасен, но он всеяден. Все, что ему в рот не положат, он все проглотит.
Любовь Чижова: Многие ли из тех, кто приходит к вам на занятия, относятся к йоге не как к физкультуре, а к возможности что-то изменить внутри себя?
Лариса Данилина: Если человек готов к чему-то, то он приходит, если он не готов, то его ничто и никто не заставит придти. Я знаю целый ряд примеров сейчас новых людей, которые появились на Арбате, которые изменились по сути. Они стали спокойнее, исчезла нервность, они выдерживают гораздо большие нагрузки и психологические, и физические. На работе чувствуют гораздо комфортнее и лучше, лучше работают, могут работать весь день. Человек приходит на йогу усталый после работы и говорит часто: боже мой, вышел и думаю – идти на йогу или поехать домой и лечь спать? И что-то пересиливает, он идет на йогу, и после йоги он летит домой на крыльях.
Любовь Чижова: Что объединяет людей, которые к вам приходят, они чем-то похожи? Что это за люди, которые готовы заниматься йогой?
Лариса Данилина: Самые обычные люди, нормальные люди. Просто есть контакт у одного человека с другим или нет контакта. Кто-то приходит к нам и у нас нравится наша атмосфера, наше отношение к людям, они остаются у нас. Другие люди, у которых другие пристрастия, я не хочу судить, какие и что, они находят свое место в другом месте.
Любовь Чижова: Как лучше выбрать место, где заниматься йогой?
Лариса Данилина: Лучше выбрать место: человек должен придти, посмотреть, позаниматься, и он поймет, нужно ему здесь оставаться или нет, и он будет искать другое место. Таких людей очень много. У нас есть молодая пара, им по 22 года, они у нас занимаются третий год, очаровательные ребята, тоже хотят стать учителями, они пробродили по всей Москве и по каким-то квартирам, подвалам, полуподвалам, где они только ни были. Они пришли к нам еще когда мы были в театре на Вознесенском. Они только пришли, но атмосфера всегда ощущается – это было их место. Это тонкий момент.
Любовь Чижова: Для вас лично в йоге остается что-то таинственным, неразгаданным, труднодостижимым?
Лариса Данилина: Да в йоге все таинственно, неразгаданной труднодостижимо до самого конца, потому что это великое учение, великая тайна. Это всегда было сакральное учение, как и многие серьезные древние учения они были скрыты от человека, только в последние времена очень много открыто и расшифровано. Я не думаю, что это открыто, открыта только маленькая толика. Мое ощущение, что это человека обновляет, это открывает для него какие-то его безграничные возможности, сокрытые на самом деле – это и есть йога.
Любовь Чижова: Лариса Михайловна, я знаю, что вы практикуете йогу довольно давно, а когда вы впервые услышали это слово "йога" и как пришел интерес к этому довольно нетрадиционному для России занятию?
Лариса Данилина: Еще в наше советское время, когда я была совсем молода, мне попалась самиздатская распечатка, она называлась "Всегда молод, всегда здоров", и это адресовалось напрямую к женщинам. Первая фраза на первом листе звучала так: "Посмотрите на себя в зеркало – так ли вы прекрасны, как могли бы быть?". И дальше объяснялось, что надо делать для того, чтобы быть прекраснее, чем вы можете себя увидеть в зеркало. Там были совершенно простейшие комплексы упражнений. Я начала заниматься в тот момент, когда мне было очень худо, кстати, все приходят, как правило, когда проблемы возникают. У меня были дикие мигрени. Я сделала первую позу плуга, пять минут я была в полном провале, я не знала, что со мной происходит, я вышла из этой позы. и у меня не болит голова. Это было первое знакомство очень-очень много лет назад. Вот именно так, никак иначе. Кстати говоря, такой известный актер Игорь Ясулович, взял у меня эту перепечатку самиздатскую, потому тогда нельзя было этим заниматься действительно, может быть, дома можно было, мне никто не могу запретить, а если люди организовывали группы, то это нельзя было делать. И он ее потерял, а отыскал ее среди артистов Большого театра и вернул. Но это была паника и у меня, потому что я думала, что лишена молодости и красоты, что я буду делать?
Любовь Чижова: Как вы думаете, почему йога не вписывалась в советскую идеологию, довольно ведь безобидное занятие?
Лариса Данилина: Я вам скажу, что она и сейчас, может быть, недостаточно вписывается, потому что к йоге относятся как к религии, а это не религия. Если уж говорить, то это можно назвать философией, а то, чем мы занимаемся, - это здоровье. Спросите любого священника, что он может сказать по поводу йоги – он скажет, что это дьявольщина. У нас, кстати, два учителя – Наташа и Миша, они были в поиске четыре года назад, мы их приглашали в Польшу с нами поехать, и они решили у батюшки поинтересоваться, можно ли им поехать на йогу, хотели благословения, он сказал, что благословения им не даст, они могут делать все, что хотят, но это дьявольщина.
Любовь Чижова: Почему такое странное отношение?
Лариса Данилина: Я думаю, что во-первых, по незнанию, прежде всего, человек не знает, что это такое. Как можно относиться к предмету, который ты не знаешь? Но это же мировой опыт, это мировая культура. И мир един, йога для всех существует. Люди, которые приходят, они понимают, что она им необходима, потому что она необходима для здоровья. Люди здоровые не приходят практически, у всех есть проблемы. И если кажется, что они здоровые приходят, у них все в порядке, они молодые, все прекрасно, но через некоторое время выясняется, что у них есть проблемы, они выявляются просто в йоге. И очень быстро возникают проблемы, масса проблем, психологические и физиологические. Человек рождается, как в йоге сказано, с нормальными ногами равной длины, но постепенно выясняется, когда человек начинает заниматься йогой, что у него одна нога короче другой на полтора-два сантиметра. Потому что постепенно от неправильного образа жизни физиологически меняется структура человека, и одна нога уходит в кость таза, а вторая остается такой же. Потому что он так ходит, так сидит, так спит и так далее.
Любовь Чижова: Лариса Михайловна, а если вернуться к советским временам, к вашим самым первым занятиям йогой. Не опасно было, вы не боялись тогда этим заниматься?
Лариса Данилина: Я вообще не боялась. В нашей семье не боялись, потому что мой муж был изгнан из режиссуры, из творчества, потому что он был неуправляемый человек. Это имя достаточно широко известно в среде театральной - это Шифферс Евгений Львович. К сожалению, его уже семь лет как нет. Его лишили работы в свое время, потому что говорили так: если на Васильевском острове возникнет восстание, то его возглавил Шифферс.
Любовь Чижова: А вы чем занимались до того, как стали преподавателем йоги и открыли свою студию на Арбате?
Лариса Данилина: У меня актерское образование, я закончила ВГИК, немножко снималась. Но поскольку муж не работал, он был лишен работы, и росла дочка, нужно было как-то кормить семью, я кормила семью, я очень много работала. Но работать и зарабатывать деньги в то время можно было очень хорошо в дубляже, и это как-то оказалась моя ниша замечательная. Это была работа с персонажем, безумно интересная, один на один с тем персонажем, который перед тобой на экране и ты им управляешь, ты его одухотворяешь собой. Я думаю, что где-то около тысячи картин, которые я озвучила. Среди актрис можно назвать великое имя, допустим, Клеопатра, которую Тейлор играла, это Ингрид Бергман в "Цветке кактуса" – прекрасная актриса, уникальная, это во Франции Жанна Моро, в Италии Моника Вите, Клаудиа Кардинале, в "Красной палатке" я ее озвучивала. Прекрасная совершенно актриса и уникальный фильм, он, к сожалению, прошел незаметно, это актриса Гленда Джексон, которая играла Сару Бернар, назывался фильм "Неповторимая Сара".
Любовь Чижова: А что-то из вашей актерской профессии пригодилось вам в йоге?
Лариса Данилина: Бесспорно. Во-первых, свобода внутренняя, которая уже существовала, во-вторых, не было страха общения и контакта с людьми, потому что это было естественно. В общем, это театр одного актера. Можно назвать и йогу театром одного актера, потому что я одна перед людьми, но интерес несопоставимый, потому что каждый человек раскрывается перед тобой невероятно.
Любовь Чижова: Лариса Михайловна, а сейчас вас тянет к своей прежней профессии?
Лариса Данилина: Нет, не тянет. В то время хотелось работать, потому что действительно были очень хорошие картины и очень хорошие актрисы. А потом, когда у нас началась перестройка и постепенно все это ушло за экран, все это стало такой телебормотухой, как ее называют, картины стали хуже, работа хуже, не интересная. Иногда я еще совмещала, потом я уже почти бросила, и муж сказал, что хватит этим заниматься, занимайся йогой только. Разрыв произошел тогда, когда меня приглашали, я отказывалась, и наконец одна ассистент сказала: "Лариса Михайловна, хватит вам этими йогочками заниматься, занимайтесь делом". Я подумала: а что такое дело? Дело на самом деле – это йога.
Любовь Чижова: Существует множество школ йоги, разновидностей йоги, вы практикуете йогу Айенгары. Чем она принципиально отличается от других видов?
Лариса Данилина: Вообще это классическая йога восьмиступенчатая, в которые первые ступени – нравственные категории, третья ступень йоги – это то, чем мы занимаемся, четвертая ступень – это дыхательная практика.
Любовь Чижова: Лариса Михайловна, что вам лично дает йога, занятия йогой, и почему сегодня все больше людей ею занимаются, даже какая-то мода, повальное увлечение?
Лариса Данилина: Я думаю, западные актеры, в том числе Джейн Фонда, которую я тоже озвучивала, она занималась аэробикой, потом она стала заниматься йогой. Потому что йога – это занятие наедине с собой и со своей внутренней сущностью. Это требует сосредоточения, требует огромного внутреннего внимания. Но йога, то, что практикует Айенгар, и с чего она начинается, она начинается с простых вещей – с наблюдения самого себя, от внешних слоев идет движение внутрь. Человек видит свою руку, ногу, тело может увидеть, какие-то мышцы, он понимает, что с ними происходит. Для того, чтобы наблюдать себя изнутри, к этому нужно быть готовым, и это очень сложный процесс. Почему люди интересуются? Потому что они прежде всего хотят быть здоровыми. Я не думаю, что они сразу предполагают что-то невероятное. Хотя очень многие звонят и спрашивают: а вы занимаетесь медитацией? Российский народ в каком-то смысле всеяден, он прекрасен, но он всеяден. Все, что ему в рот не положат, он все проглотит.
Любовь Чижова: Многие ли из тех, кто приходит к вам на занятия, относятся к йоге не как к физкультуре, а к возможности что-то изменить внутри себя?
Лариса Данилина: Если человек готов к чему-то, то он приходит, если он не готов, то его ничто и никто не заставит придти. Я знаю целый ряд примеров сейчас новых людей, которые появились на Арбате, которые изменились по сути. Они стали спокойнее, исчезла нервность, они выдерживают гораздо большие нагрузки и психологические, и физические. На работе чувствуют гораздо комфортнее и лучше, лучше работают, могут работать весь день. Человек приходит на йогу усталый после работы и говорит часто: боже мой, вышел и думаю – идти на йогу или поехать домой и лечь спать? И что-то пересиливает, он идет на йогу, и после йоги он летит домой на крыльях.
Любовь Чижова: Что объединяет людей, которые к вам приходят, они чем-то похожи? Что это за люди, которые готовы заниматься йогой?
Лариса Данилина: Самые обычные люди, нормальные люди. Просто есть контакт у одного человека с другим или нет контакта. Кто-то приходит к нам и у нас нравится наша атмосфера, наше отношение к людям, они остаются у нас. Другие люди, у которых другие пристрастия, я не хочу судить, какие и что, они находят свое место в другом месте.
Любовь Чижова: Как лучше выбрать место, где заниматься йогой?
Лариса Данилина: Лучше выбрать место: человек должен придти, посмотреть, позаниматься, и он поймет, нужно ему здесь оставаться или нет, и он будет искать другое место. Таких людей очень много. У нас есть молодая пара, им по 22 года, они у нас занимаются третий год, очаровательные ребята, тоже хотят стать учителями, они пробродили по всей Москве и по каким-то квартирам, подвалам, полуподвалам, где они только ни были. Они пришли к нам еще когда мы были в театре на Вознесенском. Они только пришли, но атмосфера всегда ощущается – это было их место. Это тонкий момент.
Любовь Чижова: Для вас лично в йоге остается что-то таинственным, неразгаданным, труднодостижимым?
Лариса Данилина: Да в йоге все таинственно, неразгаданной труднодостижимо до самого конца, потому что это великое учение, великая тайна. Это всегда было сакральное учение, как и многие серьезные древние учения они были скрыты от человека, только в последние времена очень много открыто и расшифровано. Я не думаю, что это открыто, открыта только маленькая толика. Мое ощущение, что это человека обновляет, это открывает для него какие-то его безграничные возможности, сокрытые на самом деле – это и есть йога.