Игумен Вениамин

Ведущий петербургского часа программы "Время Свободы" Виктор Резунков: Христиане всего мира продолжают праздновать Пасху. В России Русская Православная Церковь хоть и отделена от государства, но в последнее время все сильнее влияет на общественное самосознание, и в этом ей активно помогают власти. Можно ли совместить веру и свободу? Об этом мы сегодня побеседуем с игуменом Вениамином. Отец Вениамин окончил политехнический институт и Санкт-Петербургскую Духовную академию, кандидат богословия, занимается религиозным обоснованием прав человека. Составитель хрестоматии "Права человека и религия". Отец Вениамин, я хочу поздравить вас со светлым праздником Пасхи и вначале предложить послушать репортаж нашего корреспондента в Риме Ирины Стоиловой о пасхальном послании Папы Римского Иоанна Павла Второго.

Ирина Стоилова: Папа отслужил торжественную пасхальную мессу на площади Святого Петра, празднично украшенной белыми и желтыми цветами, символизирующими флаг Ватикана. В своем традиционном послании "Urbi et Оrbi" – "Городу и Миру" - Понтифик призвал человечество найти отвагу и выступить против бесчеловечного и, к сожалению, все более распространяющегося явления - терроризма. Он обратился к национальным и международным организациям с просьбой поспешить с поисками мирного разрешения кровавых конфликтов по всему миру, в особенности в Ираке, на Ближнем Востоке и в Африке. Папа Иоанн Павел Второй помолился и о том, чтобы верующие всех религий смогли преодолеть свое желание мести, и призвал к братской любви и всепрощению.

Во время торжественной службы были зачитаны молитвы на разных языках, в том числе и на старославянском. В этом году католики и православные отпраздновали Пасху одновременно, что случается нечасто - из-за разницы в церковных календарях. Во время пасхальной мессы Папа Иоанн Павел Второй отметил это совпадение и выразил надежду на то, что оно будет носить постоянный характер. Понтифик помолился за то, чтобы однажды все принявшие крещение и все ветви христианства смогли вместе отпраздновать этот главный праздник веры. В конце своего послания Понтифик благословил верующих и поздравил с Пасхой христиан на 62 языках, в том числе и на русском.

Для того, чтобы отпраздновать Пасху, на площади Святого Петра собрались около 100 тысяч верующих, несмотря на опасения возможных терактов. В этом году празднования сопровождались беспрецедентными мерами безопасности в Риме, и особенно в Ватикане.

Виктор Резунков: Отец Вениамин, некоторые средства информации в Петербурге заявили о том, что Пасху отпраздновали одновременно и православные, и католики, и иудеи. Внесите ясность пожалуйста в этот вопрос.



Игумен Вениамин: Христос воскрес, дорогие слушатели, этим приветствием мы можем приветствовать друг друга 40 дней до Вознесения Господня. В этом году все христиане, и католики, и православные, и протестанты, празднуют Пасху в один день. Сам Господь Бог как бы указывает нам на недолжность этого разделения. Воскресение Христово - это победа света над тьмой, добра над злом, жизни над смертью. Это важнейшее событие в мировой истории. В газетах иногда неправильно пишут, что в этом году иудейская Пасха и христианская совпали. Этого в принципе быть не может, потому что иудейская пасха всегда празднуется в субботу. Для людей иудейского вероисповедания суббота самый важный день, а для христиан - следующий день, мы его называем воскресеньем. Так что это некоторая неточность. Но все христиане в этом году отмечали Пасху в один день, и православные, и католики, и протестанты.

Виктор Резунков: Отец Вениамин, я хотел бы с вами поговорить, во-первых, о самом понятии отделения церкви от государства, существующем в России - насколько, по вашем мнению, можно говорить о конкретном отделении церкви от государства?

Игумен Вениамин: Это очень хороший вопрос, потому что часто люди не понимают, что означает это выражение. В России мы привыкли понимать отделение церкви от государства в дискриминационном смысле, что вы где-то должны сидеть в углу и ждать, пока вас оттуда не позовут. Это не так. Дело в том, что все организации делятся на две группы: государственные и негосударственные. Так вот, все негосударственные организации - это общественные организации, партийные организации, религиозные организации, все они отделены от государства. Отличие церковной организации лишь в том, что другие негосударственные организации в принципе могут прийти к власти, как, например, политические партии, а религиозные организации, согласно Конституции и закону о свободе совести, не могут прийти к власти. Это единственное различие. В остальном они равны. Возьмем, например, общество филателистов – оно отделено от государства или нет? Отделено. Оно не может преподавать в школе, не может участвовать в выборах. Кроме того, церковь и религиозные организации могут иметь еще некоторые налоговые льготы. Еще раз повторяю, часто выражение отделение церкви от государства у нас демонизируется, наполняется каким-то странным дискриминационным смыслом, и просто люди не понимают, что это такое. А поскольку мы жили в тоталитарном государстве, то всякое отделение от тоталитарного государства понималось как дискриминация, а общественной жизни не было. У нас до сих пор, извините, нет гражданского общества, общественной жизни, она в зачаточном состоянии. Часто можно услышать такую фразу, что церковь отделена от государства, но не отделена от общества, что, в общем-то, верно.

Виктор Резунков: Все чаще и чаще в последнее время показывают высокопоставленных чиновников, вплоть до президента на богослужениях, на последней службе в храме Христа Спасителя был глава правительства Михаил Фрадков. По вашему мнению, это не ущемляет, скажем так, права атеистов или представителей других конфессий?

Игумен Вениамин: Думаю, что ни в малейшей степени это ничьи права не ущемляет. Любой человек, в том числе и президент, обладает конституционным правом свободы вероисповедования. И президент может пойти в любую церковь как частное лицо. Другое дело – как это обстоятельство будет представлено в средствах массовой информации. Если это будет нарочито афишироваться, рекламироваться, тогда здесь будет некое нарушение, потому что если президент открыто демонстрирует свою приверженность православию, то чиновники, которые всегда держат нос по ветру, сразу поймут, что вот надо православных поддерживать, а других дискриминировать. Если он посещает церковь как частное лицо, и при этом журналисты ведут себя корректно и особенно не раздувают это обстоятельство, тогда я думаю, никакого нарушения нет, президент имеет такое же право на свободу вероисповедания, как и любой гражданин.

Виктор Резунков: Отец Вениамин, вы занимаетесь правами человека, я хотел бы вас спросить, насколько церковь могла бы принять участие в защите прав человека, и насколько это возможно в России?

Игумен Вениамин: Я думаю, что церковь просто обязана этим заниматься, поскольку правами человека интересуются в основном люди слабые, обиженные, незащищенные. Права сильных не надо защищать, они сами себя защитят. Но есть люди социально незащищенные, инвалиды, дети, пожилые люди, пенсионеры - их права надо защищать. Кто их защитит, если их обирают, нищенские пенсии, всевозможная социальная дискриминация, значит, кто-то должен их защищать. Права человека никакого отношения к распущенности, индивидуализму, эгоизму не имеют. Это прежде всего защита слабых людей, а церковь всегда была на стороне слабых. Она призывает к милосердию, добру. Я вижу прямую связь между служением церкви и интересом к правам человека. Потому что, повторяю, права человека - это прежде всего защита слабых людей.

Виктор Резунков: Отец Вениамин, богоугодное ли это дело - исследование космоса?

Игумен Вениамин: Я думаю, что любая наука очень богоугодное дело, потому что другое название для Сына Божия Иисуса Христа - Логос. Вначале был Логос, помните, как начинается четвертое Евангелие от Иоанна - вначале было слово. А в греческом оригинале стоит другое выражение - вначале был Логос. А Логос - это смысл, разум, познание. Поэтому любая наука - я уверен, что это дело богоугодное, и Господь хочет от нас, чтобы мы были людьми добрыми и умными, и постигали творение Божие. Потому что чем занимается ученый - он разгадывает мудрость Творца, мудрость Бога, зашифрованную в творение Божие. Это одна из форм поклонения Богу, служения Богу. Поэтому я никакого противоречия между наукой и религией не вижу. Это противоречие было, но оно носила социально-политический характер, а не глубоко мировоззренческий.

Виктор Резунков: У нас в эфире слушатель.

Слушательница: Я не против науки. Наука нужна. Но мы, россияне, ни при одном режиме не жили хорошо, и прежде всего надо все-таки делать, чтобы человек на Земле жил хорошо

Игумен Вениамин: Я полностью согласен. Неплохо бы для начала нам освоить свою собственную планету и собственную страну. Россия остается самой большой страной в мире, но если мы поедем на поезде и посмотрим в окно вагона, мы увидим что наша территория, к сожалению, не освоена. Много мусора, разруха, какие-то покосившиеся заборы, и так далее, своя собственная страна у нас не освоена. Почему она не освоена? Как это связано с верой в Бога? Я хотел бы связать эти вопросы социальной жизни, политической и религиозной. Это все тесно связано. Как говорил немецкий философ Гегель, какова вера людей в Бога, такова у них и политика, такова у них и экономика. Нам надо связать важные реалии - Бог, справедливость и свобода. В российском сознании тут нет, я бы сказал, продуманной связи между этими реалиями - Бог, справедливость и свобода. Эти вещи тесно связаны.

Виктор Резунков: У нас в эфире слушатель

Георгий Георгиевич: Здравствуйте, это Георгий Георгиевич. Я хочу обратиться к отцу Вениамину: ведущий сказал, что вы кончили сначала политехнический институт, а там была такая наука - марксизм-ленинизм, которая полностью отрицала Бога. Как вам удалось так на 180 градусов изменить свои взгляды?

Игумен Вениамин: Я свои взгляды не менял. Я никогда не говорил, что согласен с марксизмом-ленинизмом. Я лишь говорил на экзаменах, что Маркс говорил по тому или иному поводу. Я никогда не говорил, что я согласен с его взглядами.

Виктор Резунков: У нас еще звонок.

Слушательница: Доброе утро. Я хочу поздравить всех, Христос Воскресе, а отцу Вениамину хочу задать вопрос: как он относится к тому, что когда в городе повышаются цены на услуги и даже оплата детских садиков, пытаются отменить все льготы, госпожа губернатор находит очень большие средства, чтобы спонсировать работы в церкви и еще получает во время богослужения орден от Патриарха. Насколько это правомерно с чисто людской точки зрения?

Игумен Вениамин: Спасибо за вопрос. Действительно, чтобы понять, что происходит в нашем городе, надо прежде всего владеть информацией. Мы, к сожалению, не знаем почти ничего о том, что происходит, почему повышаются цены, оплата коммунальных услуг, и так далее. У нас нет, к сожалению, гражданского общества, которое бы выступало таким конкурирующим субъектом относительно власти, без этого не строится гражданское общество и правовое государство. И часто действительно мы видим, что высшая иерархия церковная как бы слишком дружит на верхах с политической властью и мало интересуется слабыми людьми. Это будет до тех пор продолжаться, пока наша церковная общественность будет просто помалкивать. Не будем забывать, что на протяжении тысячи лет церковь в России была государственной, не была отделена от государства. И это сращивание с государством до сих пор не преодолено, несмотря на то, что в Конституции говорится, что церковь отделена от государства. Мы должны продумать эти вопросы и действительно служить не кесарю, а прежде всего Богу. Тут многое зависит, конечно, от позиции церковной общественности. Без гражданского общества и церковной общественности все эти вопросы никогда не будут решены.

Виктор Резунков: У нас в эфире слушатель.

Слушательница: Доброе утро. Спасибо, что вы сказали, что действительно сейчас очень важен, при том, что церковь как-то оживает и люди в нее ходят и верят, вопрос о правах человека и церкви, мы все время лукавим, говорим не то, говорим фразы, а на самом деле вот это полное равнодушие общества, самое страшное - равнодушие молодежи, права человека как-то не существуют...

Игумен Вениамин: Я полностью согласен с тем, что было сказано, потому что философия прав человека – это западная философия. Она, к сожалению, не родилась в России, мы ее не выстрадали, так же как и Конституцию. Возьмите нашу Конституцию - не мы ее родили, не мы ее создали. Она переписана с западных конституций. Правовое государство, республиканская форма правления, демократия, либеральная демократия, права человека - это западные политические концепции, которые созрели на протяжении столетий борьбы, страдания, гражданских и религиозных войн. Запад это с кровью выстрадал. У нас, к сожалению, нет осмысления этих понятий. Я посмотрел учебники по обществоведению школьные, там об этом довольно неплохо говорится, но, к сожалению, это так плохо преподается в школах, что школьники часто не могут вспомнить, чему их там учили. Нам надо продумать. Эту философию надо продумать, проговорить.

Виктор Резунков: Отец Вениамин, возвратимся к вопросу о космосе. Я хотел у вас спросить: некоторые американские космонавты, когда побывали в космосе, возвратившись на Землю, испытали серьезные потрясения и стали очень религиозными людьми. Почему это не наблюдается у российских космонавтов?

Игумен Вениамин: Я думаю, что они были идеологически ангажированны, и, как было потом сказано, Гагарин летал в космос и Бога не видел. Но потом, как добавил один богослов, да, Гагарин летал в космос, и Бога не видел, но самое главное в том, что Бог его видел. И поскольку все космонавты российские были партийными, исповедовали официальный атеизм, они просто не могли быть искренними. Американские космонавты, когда они стояли на Луне и смотрели на Землю, такой голубой шарик в сиянии голубом, как сказал Лермонтов, они почувствовали премудрость Творца, красоту Божьего творения. Откуда мы видим просто и ясно, что Бог существует - мы видим это из творения, из природы, из цветов, из животных, из всей красоты этого мира. Не могло это случайно произойти. Поскольку американские космонавты были более свободные, идеологически не ангажированные, многие из них стали еще более верующими после полета в космос. Космос - это красота, к которой надо приобщиться, и, конечно, в космосе люди особенно остро это ощущают, когда видят голубой шарик со стороны.

Виктор Резунков: У нас в эфире слушатель.

Брат Борис: Добрый день, меня зовут брат Борис. У меня вопрос к брату Вениамину. О нашем Господе Иисусе Христе сказано: "Трости надломленной не переломит и дна курящегося не угасит" - у пророка Исайи. Таков его характер. Как можно оправдать действия православных хулиганов, которые разгромили в прошлом году выставку в музее Сахарова в Москве, а в этом году была аналогичная акция против выставки в каком-то выставочном зале в Петербурге? И почему православные христиане не выступают против грязной, бесчеловечной и отвратительной войны в Чечне?

Игумен Вениамин: По поводу первого вопроса – я думаю, что и не надо оправдывать тех погромщиков, которые учинили беззаконие на этих выставках. Но не надо оправдывать и устроителей этих выставок. Я напомню, что у нас есть кодекс об административных правонарушениях. Так вот кодекс об административных нарушениях запрещает публичное издевательство над религиозной и мировоззренческой символикой, что и было на этих выставках, особенно московской. Там обвешивали распятия консервными банками, куражились, издевались над иконами, которые дороги православным людям. Люди намеренно разжигали религиозную вражду. Это была провокация. Так что и устроители выставки тоже подпадают под административное правонарушение. Второй вопрос - война в Чечне - если вы сходите на официальный сайт Московской Патриархии в Интернете, там немало заявлений Синода и Патриарха против этой войны. Церковь всегда взывала к миру. Это одна из ее функций. Другое дело, что церковь не предлагает политических технологий, конкретных решений для чеченской проблемы, но она и не должна это делать. Это уже дело политологов. Церковь нам свидетельствует о ценностях, базовых этических ценностях, на основании которых уже должны строиться политические технологии. И церковь это делает. Другое дело, что часто мы голоса Патриарха не слышим в средствах массовой информации. Известно, что светские газеты вообще очень не любят говорить на религиозную тему. Атеизм еще сидит в сознании людей. В информационном смысле церковь дискриминируется, а своих собственных средств массовой информации у нее недостаточно. Вот, правда, есть сайт в Интернете.

Виктор Резунков: У нас в эфире слушатель.

Слушатель: Добрый день, Христос Воскресе. У меня такой вопрос: как относится верхушка иерархии церкви к вопросу о законе о продажи земли? Ведь земля создана Богом, и как согласуется наш принятый закон с Писаниями Божьими?

Игумен Вениамин: Я думаю, что земля как частная собственность вполне соответствует религиозному пониманию, потому что общее - это ничье. Мы живем пока еще не на небесах, мы живем в грешном падшем мире. И тут неизбежна такая категория, как компромисс. Частная собственность, конечно, компромиссное решение, из двух зол как бы выбирается меньшее. Потому что общественная собственность, как показала эпоха социализма, это еще хуже. Это ничье. Это брошенные земли, что такое советский колхоз мы хорошо знаем. Другое дело - как будет использоваться эта земля. Любая частная собственность должна быть обложена налогом. Собственник отвечает за целевое использование своей частной собственности, в том числе и земли. Нигде нет частной собственности без ограничений. Во всех странах мира она ограничена и налогами, и целевым употреблением. Если это соблюдать, я бы сказал, будет не хуже, а лучше. Просто законодательство должно исполняться.

Виктор Резунков: У нас в эфире слушатель.

Слушательница: Скажите пожалуйста, я вот когда вижу нашего Патриарха, возникает такое чувство неловкости. У меня такое впечатление, что он полностью управляем Кремлем. И когда он поздравляет Путина, снимается с Грачевым... Просто неловко. Подрывает это доверие ко всему связанному с верой. Если кто-то колеблется, то когда его видишь, пропадает всякое желание, потому что он не напоминает Патриарха...

Игумен Вениамин: Это комментарий, а не вопрос. Я оставляю его на совести слушательницы.