Программу ведет Кирилл Кобрин. Принимают участие корреспонденты Радио Свобода Татьяна Вольтская и Татьяна Валович, которая беседует с главным врачом противотуберкулезного диспансера № 12 Адмиралтейского района Петербурга Натальей Скрынник.
Кирилл Кобрин: Сегодня, 24 марта, Всемирный день борьбы с туберкулезом. Это заболевание по-прежнему остается в мире одним из главных, как говорят врачи, "инфекционных убийц". В России новый всплеск заболеваемости туберкулезом начался в 90-е годы. О ситуации, связанной с распространением этой болезни в России и, в частности, в Петербурге, Татьяна Валович беседует с главным врачом противотуберкулезного диспансера № 12 Адмиралтейского района Петербурга Натальей Скрынник.
Татьяна Валович: Сначала давайте послушаем репортаж Татьяны Вольтской на тему, которую мы будем обсуждать:
Татьяна Вольтская: Сегодня в мире туберкулез остается самым опасным инфекционным заболеванием, ежегодно от него умирают три миллиона человек. С начала 90-х годов в России заболеваемость туберкулезом резко возросла, хотя в последние три года наблюдается незначительная стабилизация. По последним данным, в целом по стране количество инфицированных составляет 85 человек на сто тысяч населения. В Петербурге этот показатель гораздо ниже - 35 на сто тысяч, но эта цифра показывает заболеваемость только среди населения, имеющего прописку. Говорит советник директора института фтизио-пульмонологии Алевтина Гришко.
Алевтина Гришко: За последний год заболеваемость общая, то есть со всеми бомжами, приезжими, территориально снизилась с 44 на сто тысяч населения до 40,4.
Татьяна Вольтская: Радоваться этому снижению рано, потому что есть другие, достаточно мрачные цифры. Еще недавно самая высокая в России эффективность лечения туберкулеза в Петербурге снизилась с 80 процентов почти до 70, а смертность от туберкулеза, наоборот, увеличилась, она сейчас составляет около 13 человек на сто тысяч населения. Значит, выявляемость заболевания на ранней стадии низкая. В больницы попадают люди с тяжелой формой туберкулеза, которую трудно лечить. Другая проблема - туберкулез у ВИЧ-инфицированных больных, которых в Петербурге около 20 тысяч. Каждый год на 2-3% больше становится больных с лекарственно-устойчивыми формами бактерий туберкулеза. Между тем, в стационарах и диспансерах катастрофически не хватает оборудования, говорит главный фтизиатр города Александр Иванов.
Александр Иванов: Материально-техническая база наших учреждений туберкулезных крайне низка. За последние десять лет никаких денег практически в наши противотуберкулезные учреждения в городе не вкладывалось.
Татьяна Вольтская: В советские годы от людей на работе требовали делать флюорографию, теперь государственных рычагов для этого нет. Зарплата начинающего врача две-три тысячи рублей, профессия не престижна. Если политика государства в этом отношении останется прежней, победить туберкулез будет трудно.
Татьяна Валович: Наталья Алексеевна, вы согласны с теми цифрами, которые прозвучали в этом репортаже? Приведенная статистика по Петербургу верна?
Наталья Скрынник: Да. Я бы только сказала, что в первой фразе была ошибка: не "инфицированность", а "заболеваемость" в России - 85 - это разные вещи, разные понятия.
Татьяна Валович: В чем разница?
Наталья Скрынник: Мы все инфицированы туберкулезом, поверьте, вы тоже инфицированы туберкулезом, но заразиться и инфицироваться не значит заболеть. 85 - это те, кто заболел активным туберкулезом, инфицированных значительно больше.
Татьяна Валович: Наталья Алексеевна, скажите пожалуйста, существует ли разность по заболеваемости туберкулезом в различных районах города, скажем, в Адмиралтейском районе какова ситуация?
Наталья Скрынник: Разница очень велика. В частности, в Адмиралтейском районе по сравнению с городскими цифрами заболеваемость туберкулезом на 60-70% выше, чем в среднем по городу. По сравнению с такими благополучными районами, как Приморский, где в основном новостройки, Московский - преимущественно новостройки, заболеваемость более чем в два раза превышает показатели этих районов. Это объективно, это обуславливается, объясняется особенностями Адмиралтейского района.
Татьяна Валович: А в чем такие особенности?
Наталья Скрынник: Это старый город, он создавался в XVIII веке. Практически до настоящего времени в районе больше половины населения живет в коммуналках, значительная часть коммуналок не имеет коммунальных удобств. Очень велика плотность населения в районе, она выше, чем в среднем по городу в несколько раз и составляет 17 тысяч на один квадратный километр, по городу около четырех. Туберкулез - болезнь социальная. Вы понимаете, что в коммуналках остается самое бедное население, которое не может решить свои проблемы, а государство за них их уже не решает. Возможность заразиться гораздо выше. Работает в районе столько же населения, сколько живет. Транспортная нагрузка в несколько раз превышает численность населения. Все это сказывается, естественно, на плотности населения, на увеличении количества контактов возможных с больными туберкулезом, поэтому заболеваемость там выше, чем в других районах.
Татьяна Валович: На сегодняшний день в Петербурге действуют ли какие-то медико-социальные программы для того, чтобы предупредить туберкулез, проводится ли работа с населением?
Наталья Скрынник: Я главный врач Адмиралтейского тубдиспансера, давайте говорить о районе. Что касается Адмиралтейского района, то самое пристальное внимание этой проблеме уделяется. У нас строится единственный пока в городе новый диспансер. Это реконструкция бывшей больницы Пастера. Диспансер прекрасный. Мы там уже находимся, хотя реконструкция еще не завершена. Там соблюдаются все условия, и для больных, и для персонала, особенно для персонала, что очень важно, потому что заболеваемость медиков тоже велика. После того, как диспансер достроится, будут созданы все условия для лечения больных, причем без отрыва от дома, от семьи, что тоже немаловажно, учитывая, что туберкулез лечится около года при самом хорошем течении. Будет дневной стационар большой, комфортабельный, со всеми современными методами лечения и выявления туберкулеза. На базе диспансера мы планируем открыть лабораторию ПЦР - это очень быстрая диагностика туберкулеза, в течение нескольких суток, чего нет нигде, бактериологическая диагностика туберкулеза. И это, естественно, должно сказаться на заболеваемости в районе.
Татьяна Валович: Наталья Алексеевна, а этот новый противотуберкулезный стационар, он сможет обеспечить потребность Адмиралтейского района?
Наталья Скрынник: Не только района, но и ближайших районов города.
Татьяна Валович: Вы упомянули возможность заражения врачей туберкулезом. Что делается для того, чтобы обезопасить медицинский персонал?
Наталья Скрынник: Должно быть здание правильно спроектировано, правильно построено и правильно содержатся, и тогда вся опасность сводится к нулю.
Татьяна Валович: Выполняется ли все это?
Наталья Скрынник: По нашему объекту - да.
Татьяна Валович: Скажите пожалуйста, как, например, связано распространение СПИДа и туберкулеза?
Наталья Скрынник: Конечно, связано. И то, и другое - болезни социальные, хотя пути заражения разные, но зачастую один и тот же контингент болеет туберкулезом и СПИДом. И чем дальше, тем эта проблема будет острее. Мы все больше видим больных СПИДом, которые стоят у нас на учете, и спидологи выявляют больных туберкулезом.
Татьяна Валович: На сегодняшний день группы риска основные по туберкулезу?
Наталья Скрынник: Лица, находящиеся в контакте, прежде всего, особенно в коммунальных квартирах, в общежитиях - это самая большая группа риска. Лица с сопутствующими заболеваниями, которые снижают иммунитет, их много сейчас, вплоть до психо-эмоциональных факторов. Ведь все эти стрессы ни для кого не прошли бесследно. Не зря подъемы после 1992-го года, после 1998-го года, явные подъемы заболеваемости туберкулезом были.
Татьяна Валович: Как обстоят дела с подростками, с детьми? Проводятся ли сейчас такие комплексные обследования, как было, скажем, 15-20 лет назад?
Наталья Скрынник: С детьми проще, дети в основном народ организованный, и с детьми проще, их можно организовать, их можно обследовать. По детям можно судить об инфекционной обстановке по туберкулезу в городе.
Татьяна Валович: На сегодняшний день, на ваш взгляд, какая самая главная проблема должна быть решена, чтобы, ну, если не победить туберкулез, то остановить распространение, которое началось более интенсивно с 90-х годов?
Наталья Скрынник: Сейчас уже идет какая-то стабилизация, как только жизнь успокаивается, как только мы в какие-то рамки входим, туберкулез как бы сам по себе потихонечку начинает сходить на нет. Это во-первых. Во-вторых, такой район, как Адмиралтейский, конечно, это огромная проблема - коммунальное жилье. Раньше больные туберкулезом очень быстренько отселялись в отдельные квартиры в основном на окраину города, на сегодня этой возможности нет. В районе своего строительства нет, город не выделяет жилье. Это проблема колоссальная. И пока больные будут жить вместе со здоровыми, риск заболевания будет.
Кирилл Кобрин: Сегодня, 24 марта, Всемирный день борьбы с туберкулезом. Это заболевание по-прежнему остается в мире одним из главных, как говорят врачи, "инфекционных убийц". В России новый всплеск заболеваемости туберкулезом начался в 90-е годы. О ситуации, связанной с распространением этой болезни в России и, в частности, в Петербурге, Татьяна Валович беседует с главным врачом противотуберкулезного диспансера № 12 Адмиралтейского района Петербурга Натальей Скрынник.
Татьяна Валович: Сначала давайте послушаем репортаж Татьяны Вольтской на тему, которую мы будем обсуждать:
Татьяна Вольтская: Сегодня в мире туберкулез остается самым опасным инфекционным заболеванием, ежегодно от него умирают три миллиона человек. С начала 90-х годов в России заболеваемость туберкулезом резко возросла, хотя в последние три года наблюдается незначительная стабилизация. По последним данным, в целом по стране количество инфицированных составляет 85 человек на сто тысяч населения. В Петербурге этот показатель гораздо ниже - 35 на сто тысяч, но эта цифра показывает заболеваемость только среди населения, имеющего прописку. Говорит советник директора института фтизио-пульмонологии Алевтина Гришко.
Алевтина Гришко: За последний год заболеваемость общая, то есть со всеми бомжами, приезжими, территориально снизилась с 44 на сто тысяч населения до 40,4.
Татьяна Вольтская: Радоваться этому снижению рано, потому что есть другие, достаточно мрачные цифры. Еще недавно самая высокая в России эффективность лечения туберкулеза в Петербурге снизилась с 80 процентов почти до 70, а смертность от туберкулеза, наоборот, увеличилась, она сейчас составляет около 13 человек на сто тысяч населения. Значит, выявляемость заболевания на ранней стадии низкая. В больницы попадают люди с тяжелой формой туберкулеза, которую трудно лечить. Другая проблема - туберкулез у ВИЧ-инфицированных больных, которых в Петербурге около 20 тысяч. Каждый год на 2-3% больше становится больных с лекарственно-устойчивыми формами бактерий туберкулеза. Между тем, в стационарах и диспансерах катастрофически не хватает оборудования, говорит главный фтизиатр города Александр Иванов.
Александр Иванов: Материально-техническая база наших учреждений туберкулезных крайне низка. За последние десять лет никаких денег практически в наши противотуберкулезные учреждения в городе не вкладывалось.
Татьяна Вольтская: В советские годы от людей на работе требовали делать флюорографию, теперь государственных рычагов для этого нет. Зарплата начинающего врача две-три тысячи рублей, профессия не престижна. Если политика государства в этом отношении останется прежней, победить туберкулез будет трудно.
Татьяна Валович: Наталья Алексеевна, вы согласны с теми цифрами, которые прозвучали в этом репортаже? Приведенная статистика по Петербургу верна?
Наталья Скрынник: Да. Я бы только сказала, что в первой фразе была ошибка: не "инфицированность", а "заболеваемость" в России - 85 - это разные вещи, разные понятия.
Татьяна Валович: В чем разница?
Наталья Скрынник: Мы все инфицированы туберкулезом, поверьте, вы тоже инфицированы туберкулезом, но заразиться и инфицироваться не значит заболеть. 85 - это те, кто заболел активным туберкулезом, инфицированных значительно больше.
Татьяна Валович: Наталья Алексеевна, скажите пожалуйста, существует ли разность по заболеваемости туберкулезом в различных районах города, скажем, в Адмиралтейском районе какова ситуация?
Наталья Скрынник: Разница очень велика. В частности, в Адмиралтейском районе по сравнению с городскими цифрами заболеваемость туберкулезом на 60-70% выше, чем в среднем по городу. По сравнению с такими благополучными районами, как Приморский, где в основном новостройки, Московский - преимущественно новостройки, заболеваемость более чем в два раза превышает показатели этих районов. Это объективно, это обуславливается, объясняется особенностями Адмиралтейского района.
Татьяна Валович: А в чем такие особенности?
Наталья Скрынник: Это старый город, он создавался в XVIII веке. Практически до настоящего времени в районе больше половины населения живет в коммуналках, значительная часть коммуналок не имеет коммунальных удобств. Очень велика плотность населения в районе, она выше, чем в среднем по городу в несколько раз и составляет 17 тысяч на один квадратный километр, по городу около четырех. Туберкулез - болезнь социальная. Вы понимаете, что в коммуналках остается самое бедное население, которое не может решить свои проблемы, а государство за них их уже не решает. Возможность заразиться гораздо выше. Работает в районе столько же населения, сколько живет. Транспортная нагрузка в несколько раз превышает численность населения. Все это сказывается, естественно, на плотности населения, на увеличении количества контактов возможных с больными туберкулезом, поэтому заболеваемость там выше, чем в других районах.
Татьяна Валович: На сегодняшний день в Петербурге действуют ли какие-то медико-социальные программы для того, чтобы предупредить туберкулез, проводится ли работа с населением?
Наталья Скрынник: Я главный врач Адмиралтейского тубдиспансера, давайте говорить о районе. Что касается Адмиралтейского района, то самое пристальное внимание этой проблеме уделяется. У нас строится единственный пока в городе новый диспансер. Это реконструкция бывшей больницы Пастера. Диспансер прекрасный. Мы там уже находимся, хотя реконструкция еще не завершена. Там соблюдаются все условия, и для больных, и для персонала, особенно для персонала, что очень важно, потому что заболеваемость медиков тоже велика. После того, как диспансер достроится, будут созданы все условия для лечения больных, причем без отрыва от дома, от семьи, что тоже немаловажно, учитывая, что туберкулез лечится около года при самом хорошем течении. Будет дневной стационар большой, комфортабельный, со всеми современными методами лечения и выявления туберкулеза. На базе диспансера мы планируем открыть лабораторию ПЦР - это очень быстрая диагностика туберкулеза, в течение нескольких суток, чего нет нигде, бактериологическая диагностика туберкулеза. И это, естественно, должно сказаться на заболеваемости в районе.
Татьяна Валович: Наталья Алексеевна, а этот новый противотуберкулезный стационар, он сможет обеспечить потребность Адмиралтейского района?
Наталья Скрынник: Не только района, но и ближайших районов города.
Татьяна Валович: Вы упомянули возможность заражения врачей туберкулезом. Что делается для того, чтобы обезопасить медицинский персонал?
Наталья Скрынник: Должно быть здание правильно спроектировано, правильно построено и правильно содержатся, и тогда вся опасность сводится к нулю.
Татьяна Валович: Выполняется ли все это?
Наталья Скрынник: По нашему объекту - да.
Татьяна Валович: Скажите пожалуйста, как, например, связано распространение СПИДа и туберкулеза?
Наталья Скрынник: Конечно, связано. И то, и другое - болезни социальные, хотя пути заражения разные, но зачастую один и тот же контингент болеет туберкулезом и СПИДом. И чем дальше, тем эта проблема будет острее. Мы все больше видим больных СПИДом, которые стоят у нас на учете, и спидологи выявляют больных туберкулезом.
Татьяна Валович: На сегодняшний день группы риска основные по туберкулезу?
Наталья Скрынник: Лица, находящиеся в контакте, прежде всего, особенно в коммунальных квартирах, в общежитиях - это самая большая группа риска. Лица с сопутствующими заболеваниями, которые снижают иммунитет, их много сейчас, вплоть до психо-эмоциональных факторов. Ведь все эти стрессы ни для кого не прошли бесследно. Не зря подъемы после 1992-го года, после 1998-го года, явные подъемы заболеваемости туберкулезом были.
Татьяна Валович: Как обстоят дела с подростками, с детьми? Проводятся ли сейчас такие комплексные обследования, как было, скажем, 15-20 лет назад?
Наталья Скрынник: С детьми проще, дети в основном народ организованный, и с детьми проще, их можно организовать, их можно обследовать. По детям можно судить об инфекционной обстановке по туберкулезу в городе.
Татьяна Валович: На сегодняшний день, на ваш взгляд, какая самая главная проблема должна быть решена, чтобы, ну, если не победить туберкулез, то остановить распространение, которое началось более интенсивно с 90-х годов?
Наталья Скрынник: Сейчас уже идет какая-то стабилизация, как только жизнь успокаивается, как только мы в какие-то рамки входим, туберкулез как бы сам по себе потихонечку начинает сходить на нет. Это во-первых. Во-вторых, такой район, как Адмиралтейский, конечно, это огромная проблема - коммунальное жилье. Раньше больные туберкулезом очень быстренько отселялись в отдельные квартиры в основном на окраину города, на сегодня этой возможности нет. В районе своего строительства нет, город не выделяет жилье. Это проблема колоссальная. И пока больные будут жить вместе со здоровыми, риск заболевания будет.