Ведущая петербургского часа программы "Liberty Live" Татьяна Валович: Вот уже почти 6 лет в Петербурге вещает основанная католиками христианская радиостанция "Радио Мария". Сегодня в нашей передаче будет принимать участие главный редактор радиостанции отец Евгений Мацео. Отец Евгений, скажите пожалуйста, думали ли вы о том, что вам придется работать в России?
Евгений Мацео: Нет, я никогда об этом не думал, я родился в Аргентине, очень далеко отсюда, но по разным причинам, естественно, я об этом не думал, я думал, что я буду работать всю жизнь у себя на родине. А потом получилось так, что когда появилась возможность и потребность в священниках католических в России, наши епископы решили отправить священников сюда, в том числе меня.
Татьяна Валович: У вас отличный русский, вы где учили?
Евгений Мацео: Я нигде не учился, когда я приехал в Россию я ничего не знал, ни одного буквально слова русского языка, потом приходилось общаться с людьми, самостоятельно учиться, читать, читал очень много и читаю по сей день. Я ежедневно стараюсь, по возможности, как бы улучшать свой русский язык. Он очень сложный, но очень красивый и очень богатый, и мне самому интересно это.
Татьяна Валович: Я знаю, что вы на "Радио Мария" ведете и сами программы готовите, как это происходит, вы сначала пишете на родном языке, а потом переводите на русский, или на русском?
Евгений Мацео: Сразу на русском языке я пишу, думаю, редактирую, на русском языке. К сожалению, у меня нет времени для того, чтобы носитель русского языка исправлял мои тексты, поэтому, естественно, там очень много ошибок и неточностей, но люди ко мне относятся с пониманием и прощают, скажем, все эти ошибки.
Татьяна Валович: Сложно было привыкнуть к Петербургу, к климату?
Евгений Мацео: Знаете, когда я приехал в Россию, я поехал сразу в Маркс, там я работал год, потом в Казани, потом в Москве, и только потом в Санкт-Петербург. И, конечно, мне намного уютнее здесь, в Санкт-Петербурге, нежели в каких-то других местах. Но, конечно, я из Аргентины, там солнце, тепло.
Татьяна Валович: Наверное, солнца не хватает?
Евгений Мацео: Да, солнца не хватает, а все остальное есть, слава Богу.
Татьяна Валович: Скажите пожалуйста, вот 12 апреля будет уже 6 лет, как христианское "Радио Мария" вещает в Петербурге. Каковы основные концепции, если можно так сказать, вещания, чему посвящены программы?
Евгений Мацео: "Радио Мария" - это небольшое радио, новое радио в Санкт-Петербурге, оно родилось в Северной Италии, там бизнесмен-христианин, католик, господин Эммануэль Феррарио, создал радио, сначала, как итальянское радио, а потом как всемирную семью радио, и сейчас есть где-то 34 таких радио во все мире, в Европе, в Америке, в Африке, в Азии, и мы планируем еще открыть другие радио в других странах мира. Хотя, конечно, все они отличаются, у нас формат один и тот же, и задача одна и та же, это, конечно, проповедь, евангелизация, Радио Мария, это, в первую очередь, радио воцерковления и обращения людей. Наша задача в том, чтобы предоставить, в первую очередь, священникам, и не только, но и всем желающим, говорить слово Божие, и в контексте современной культуры использовать вот это замечательное средство, которым является радио.
Татьяна Валович: Но Россия - православная страна. Вот как отнеслись к созданию католического радио в православной стране? Не было ли каких-то сложностей?
Евгений Мацео: Нет, не было никаких сложностей. Наоборот, перед тем, как открыть это радио, неоднократно я встречался со священниками Русской Православной Церкви, с епископами, они очень хорошо отнеслись к этой идее, и по сей день я встречаю только понимание и, скажу больше, благодарность. Ведь наше радио основано католиками, но в нашу программу входит больше православных передач, чем католических, намного больше. Мы же транслируем православную литургию, будем дальше транслировать ее чаще, у нас практически весь круг суточного богослужения православного, и вечернее, и полуночное, и утреннее, и так далее, у нас есть Жития Святых, очень часто, практически ежедневно, приходят на Радио Мария православные священники, они делают свои передачи, и очень много об этом. Тем не менее, конечно, есть место для католического вещания.
Татьяна Валович: Отец Евгений, а вам приходилось сталкиваться с российскими чиновниками?
Евгений Мацео: Нет, никогда.
Татьяна Валович: То есть, вы не занимаетесь, скажем, правовыми вопросами организации радио?
Евгений Мацео: Нет, я занимаюсь передачами, содержанием, у нас есть юрист.
Татьяна Валович: То есть, вы не можете оценить, скажем, как меняется вообще российские чиновники?
Евгений Мацео: Нет, в самом деле, не могу.
Татьяна Валович: А вот как вообще меняется обстановка в России - вы уже сколько лет в России?
Евгений Мацео: 10.
Татьяна Валович: Вот, на ваш взгляд, изменилась ли страна за эти 10 лет.
Евгений Мацео: Очень трудно сказать. Не могу как-то высказать свое мнение.
Татьяна Валович: А отношение, скажем, к окружающим, вы, наверное, сталкиваетесь со многими проблемами - видите ли вы изменения в людях? Скажем, даже к церкви, вы, наверное, должны были знать, приезжая работать в Россию, что достаточно длительный период времени в России была очень большая проблема с этим, вы не боялись, кстати, ехать в Россию?
Евгений Мацео: Нет, никогда.
Татьяна Валович: А вот то, что в России к католикам тоже не очень хорошо относятся?
Евгений Мацео: Почему?
Татьяна Валович: У вас нет такого ощущения?
Евгений Мацео: Нет, наоборот. Я, например, ежедневно веду передачи на "Радио Мария", в прямом эфире принимаю звонки, открываем телефонную линию, уже давно это делаю, три года подряд, и никогда не было ни одного агрессивного звонка, наоборот, звонят люди всех конфессий, даже и неверующие люди, и благодарят. Так что, с этой точки зрения, я думаю, что у меня, по крайней мере, нет никаких проблем.
Татьяна Валович: Вы сказали, что здесь в Петербурге у вас не возникало проблем с Русской Православной Церковью. А, как вы считаете, почему наверху - ведь РПЦ настроена как-то достаточно агрессивно по отношению к Католической церкви, и до сих пор не могут позволить приехать Папе Римскому в Россию?
Евгений Мацео: Вы знаете, здесь надо очень хорошо различать все аспекты этого вопроса. В самом деле, он сложен, и необходимо иметь очень глубокие знания исторического порядка, и юридического, канонического, церковного, и просто знать культуру, и современный, как бы, контекст этого вопроса. Я не могу сказать и даже отрицаю, что Русская Православная Церковь отрицательно относится к Католической церкви. Нет этого плохого, отрицательного отношения. Я могу по своему опыту это сказать, потому что, я еще раз повторяю, не было никакого даже отрицательного звонка, я могу судить по своему опыту. Поэтому вопрос очень сложен. И здесь, наверное, не хватает взаимного понимания вот именно, чтобы все было хорошо, потому что я не думаю, что все плохо, потому что есть невидимое реальное общение между церквами. Ведь евхаристия, которая совершается в православной церкви, та же самая евхаристия, та же самая жертва совершается и в католической церкви, по, конечно, другому обряду. Но жертва-то одна. Поэтому есть огромное, хотя и чисто духовное, невидимое единство между этими церквями, тем не менее, конечно, есть конфликты, но они решаются путем постоянного обще6нияю.
Татьяна Валович: Отец Евгений, а сейчас вы совершаете службы, или заняты только радио?
Евгений Мацео: Нет, я служу, каждый день служу.
Татьяна Валович: А как сочетается священнослужитель и радио, это, в общем, достаточно светское мероприятие - это не противоречит?
Евгений Мацео: Нет, радио это не светское. Я думаю, что радио это вопрос человеческого духа, а дух - это вещь не светская. Дело в том, что мы, то есть, основная масса радио и средств массовой информации сделали радио светским, но по определению своему, по природе, радио – место, средство общения людей, поэтому оно не светское, а, наоборот, духовное, и поэтому, скажем, для христиан, для которых необходимо проповедовать слово Божие, радио - это средство для проповеди. Поэтому в этом плане я думаю, что радио и священство не противоречат друг другу, наоборот.
Татьяна Валович: Ваши программы все-таки больше нацелены на духовную жизнь, или вы освещаете и какие-то социальные проблемы?
Евгений Мацео: Да, есть у нас очень много передач социального направления, например, есть врачи, юристы, психология, есть и большое пространство для культурных передач, как, например, литература музыка, и так далее.
Татьяна Валович: Политики касаетесь?
Евгений Мацео: Нет, у нас даже по уставу запрещено заниматься политикой, потому что политика - это то, что нас разделяет и нас раздражает.
Татьяна Валович: То есть, новостей в общепринятом смысле у вас нет?
Евгений Мацео: Новости есть, у нас есть несколько выпусков новостей, тем не менее, это не наша специфика, и если новости есть, они не политические.
Татьяна Валович: Вы не делаете акцент на этом?
Евгений Мацео: Просто отсутствуют.
Татьяна Валович: Отец Евгений, вы сказали, что, в общем-то, отстранены от политической жизни, но, как вы считаете, в России в последнее время появилось очень много публикаций на тему того, что церковь, имеется в виду, конечно, российская православная, должна принимать более активное участие в политической жизни, даже в отношении, например, выборов политиков в Думу, например, Глеб Павловский заявил, что основная задача церкви и всех религиозных конфессий - помочь выбрать честных политиков в я Госдуму. Некоторые говорят о том, что политические силы могут использовать религиозный фактор в своих целях. Как вы считаете, допустимо ли такое участие церкви в жизни общества?
Евгений Мацео: Да, конечно, допустимо, даже желательно, я бы сказал, но это не политический вопрос, а богословский. Все зависит от того, как церковь осознает сама себя, кто есть, что есть церковь. По-моему, церковь по отношению к обществу находится внутри и в этом плане церковь своими учениями, своими благодарными действиями служит выздоровлению общества, и как бы укреплению общества. Во-вторых, церковь мыслит себя над обществом в том плане, что церковь является учительницей и наставницей, поэтому церковь предлагает свое учение, наработанное веками. Ведь церковь имеет намного больший опыт, нежели какие-то партии, или даже какие-то государства. Церкви уже 2 тысячи лет. Поэтому, например, когда речь идет о каких-то конфликтах, о войне, или об обществе, церковь знает больше, чем кто-либо. В третьих, церковь имеет некую пророческую миссию, поэтому она иногда должна быть против общества или против решения правительства, если это решение не соответствует ценностям, которые церковь предлагает. То есть, она внутри общества, она над обществом, как наставница и учительница, и иногда – против, как пророк, как пророки Ветхого завета, которые говорили народу: "Ты неправильно поступаешь". По-моему, в этих трех направлениях церковь должна развиваться, независимо от того, как к ней относятся это ее совесть, внутреннее сознание церкви.
Евгений Мацео: Нет, я никогда об этом не думал, я родился в Аргентине, очень далеко отсюда, но по разным причинам, естественно, я об этом не думал, я думал, что я буду работать всю жизнь у себя на родине. А потом получилось так, что когда появилась возможность и потребность в священниках католических в России, наши епископы решили отправить священников сюда, в том числе меня.
Татьяна Валович: У вас отличный русский, вы где учили?
Евгений Мацео: Я нигде не учился, когда я приехал в Россию я ничего не знал, ни одного буквально слова русского языка, потом приходилось общаться с людьми, самостоятельно учиться, читать, читал очень много и читаю по сей день. Я ежедневно стараюсь, по возможности, как бы улучшать свой русский язык. Он очень сложный, но очень красивый и очень богатый, и мне самому интересно это.
Татьяна Валович: Я знаю, что вы на "Радио Мария" ведете и сами программы готовите, как это происходит, вы сначала пишете на родном языке, а потом переводите на русский, или на русском?
Евгений Мацео: Сразу на русском языке я пишу, думаю, редактирую, на русском языке. К сожалению, у меня нет времени для того, чтобы носитель русского языка исправлял мои тексты, поэтому, естественно, там очень много ошибок и неточностей, но люди ко мне относятся с пониманием и прощают, скажем, все эти ошибки.
Татьяна Валович: Сложно было привыкнуть к Петербургу, к климату?
Евгений Мацео: Знаете, когда я приехал в Россию, я поехал сразу в Маркс, там я работал год, потом в Казани, потом в Москве, и только потом в Санкт-Петербург. И, конечно, мне намного уютнее здесь, в Санкт-Петербурге, нежели в каких-то других местах. Но, конечно, я из Аргентины, там солнце, тепло.
Татьяна Валович: Наверное, солнца не хватает?
Евгений Мацео: Да, солнца не хватает, а все остальное есть, слава Богу.
Татьяна Валович: Скажите пожалуйста, вот 12 апреля будет уже 6 лет, как христианское "Радио Мария" вещает в Петербурге. Каковы основные концепции, если можно так сказать, вещания, чему посвящены программы?
Евгений Мацео: "Радио Мария" - это небольшое радио, новое радио в Санкт-Петербурге, оно родилось в Северной Италии, там бизнесмен-христианин, католик, господин Эммануэль Феррарио, создал радио, сначала, как итальянское радио, а потом как всемирную семью радио, и сейчас есть где-то 34 таких радио во все мире, в Европе, в Америке, в Африке, в Азии, и мы планируем еще открыть другие радио в других странах мира. Хотя, конечно, все они отличаются, у нас формат один и тот же, и задача одна и та же, это, конечно, проповедь, евангелизация, Радио Мария, это, в первую очередь, радио воцерковления и обращения людей. Наша задача в том, чтобы предоставить, в первую очередь, священникам, и не только, но и всем желающим, говорить слово Божие, и в контексте современной культуры использовать вот это замечательное средство, которым является радио.
Татьяна Валович: Но Россия - православная страна. Вот как отнеслись к созданию католического радио в православной стране? Не было ли каких-то сложностей?
Евгений Мацео: Нет, не было никаких сложностей. Наоборот, перед тем, как открыть это радио, неоднократно я встречался со священниками Русской Православной Церкви, с епископами, они очень хорошо отнеслись к этой идее, и по сей день я встречаю только понимание и, скажу больше, благодарность. Ведь наше радио основано католиками, но в нашу программу входит больше православных передач, чем католических, намного больше. Мы же транслируем православную литургию, будем дальше транслировать ее чаще, у нас практически весь круг суточного богослужения православного, и вечернее, и полуночное, и утреннее, и так далее, у нас есть Жития Святых, очень часто, практически ежедневно, приходят на Радио Мария православные священники, они делают свои передачи, и очень много об этом. Тем не менее, конечно, есть место для католического вещания.
Татьяна Валович: Отец Евгений, а вам приходилось сталкиваться с российскими чиновниками?
Евгений Мацео: Нет, никогда.
Татьяна Валович: То есть, вы не занимаетесь, скажем, правовыми вопросами организации радио?
Евгений Мацео: Нет, я занимаюсь передачами, содержанием, у нас есть юрист.
Татьяна Валович: То есть, вы не можете оценить, скажем, как меняется вообще российские чиновники?
Евгений Мацео: Нет, в самом деле, не могу.
Татьяна Валович: А вот как вообще меняется обстановка в России - вы уже сколько лет в России?
Евгений Мацео: 10.
Татьяна Валович: Вот, на ваш взгляд, изменилась ли страна за эти 10 лет.
Евгений Мацео: Очень трудно сказать. Не могу как-то высказать свое мнение.
Татьяна Валович: А отношение, скажем, к окружающим, вы, наверное, сталкиваетесь со многими проблемами - видите ли вы изменения в людях? Скажем, даже к церкви, вы, наверное, должны были знать, приезжая работать в Россию, что достаточно длительный период времени в России была очень большая проблема с этим, вы не боялись, кстати, ехать в Россию?
Евгений Мацео: Нет, никогда.
Татьяна Валович: А вот то, что в России к католикам тоже не очень хорошо относятся?
Евгений Мацео: Почему?
Татьяна Валович: У вас нет такого ощущения?
Евгений Мацео: Нет, наоборот. Я, например, ежедневно веду передачи на "Радио Мария", в прямом эфире принимаю звонки, открываем телефонную линию, уже давно это делаю, три года подряд, и никогда не было ни одного агрессивного звонка, наоборот, звонят люди всех конфессий, даже и неверующие люди, и благодарят. Так что, с этой точки зрения, я думаю, что у меня, по крайней мере, нет никаких проблем.
Татьяна Валович: Вы сказали, что здесь в Петербурге у вас не возникало проблем с Русской Православной Церковью. А, как вы считаете, почему наверху - ведь РПЦ настроена как-то достаточно агрессивно по отношению к Католической церкви, и до сих пор не могут позволить приехать Папе Римскому в Россию?
Евгений Мацео: Вы знаете, здесь надо очень хорошо различать все аспекты этого вопроса. В самом деле, он сложен, и необходимо иметь очень глубокие знания исторического порядка, и юридического, канонического, церковного, и просто знать культуру, и современный, как бы, контекст этого вопроса. Я не могу сказать и даже отрицаю, что Русская Православная Церковь отрицательно относится к Католической церкви. Нет этого плохого, отрицательного отношения. Я могу по своему опыту это сказать, потому что, я еще раз повторяю, не было никакого даже отрицательного звонка, я могу судить по своему опыту. Поэтому вопрос очень сложен. И здесь, наверное, не хватает взаимного понимания вот именно, чтобы все было хорошо, потому что я не думаю, что все плохо, потому что есть невидимое реальное общение между церквами. Ведь евхаристия, которая совершается в православной церкви, та же самая евхаристия, та же самая жертва совершается и в католической церкви, по, конечно, другому обряду. Но жертва-то одна. Поэтому есть огромное, хотя и чисто духовное, невидимое единство между этими церквями, тем не менее, конечно, есть конфликты, но они решаются путем постоянного обще6нияю.
Татьяна Валович: Отец Евгений, а сейчас вы совершаете службы, или заняты только радио?
Евгений Мацео: Нет, я служу, каждый день служу.
Татьяна Валович: А как сочетается священнослужитель и радио, это, в общем, достаточно светское мероприятие - это не противоречит?
Евгений Мацео: Нет, радио это не светское. Я думаю, что радио это вопрос человеческого духа, а дух - это вещь не светская. Дело в том, что мы, то есть, основная масса радио и средств массовой информации сделали радио светским, но по определению своему, по природе, радио – место, средство общения людей, поэтому оно не светское, а, наоборот, духовное, и поэтому, скажем, для христиан, для которых необходимо проповедовать слово Божие, радио - это средство для проповеди. Поэтому в этом плане я думаю, что радио и священство не противоречат друг другу, наоборот.
Татьяна Валович: Ваши программы все-таки больше нацелены на духовную жизнь, или вы освещаете и какие-то социальные проблемы?
Евгений Мацео: Да, есть у нас очень много передач социального направления, например, есть врачи, юристы, психология, есть и большое пространство для культурных передач, как, например, литература музыка, и так далее.
Татьяна Валович: Политики касаетесь?
Евгений Мацео: Нет, у нас даже по уставу запрещено заниматься политикой, потому что политика - это то, что нас разделяет и нас раздражает.
Татьяна Валович: То есть, новостей в общепринятом смысле у вас нет?
Евгений Мацео: Новости есть, у нас есть несколько выпусков новостей, тем не менее, это не наша специфика, и если новости есть, они не политические.
Татьяна Валович: Вы не делаете акцент на этом?
Евгений Мацео: Просто отсутствуют.
Татьяна Валович: Отец Евгений, вы сказали, что, в общем-то, отстранены от политической жизни, но, как вы считаете, в России в последнее время появилось очень много публикаций на тему того, что церковь, имеется в виду, конечно, российская православная, должна принимать более активное участие в политической жизни, даже в отношении, например, выборов политиков в Думу, например, Глеб Павловский заявил, что основная задача церкви и всех религиозных конфессий - помочь выбрать честных политиков в я Госдуму. Некоторые говорят о том, что политические силы могут использовать религиозный фактор в своих целях. Как вы считаете, допустимо ли такое участие церкви в жизни общества?
Евгений Мацео: Да, конечно, допустимо, даже желательно, я бы сказал, но это не политический вопрос, а богословский. Все зависит от того, как церковь осознает сама себя, кто есть, что есть церковь. По-моему, церковь по отношению к обществу находится внутри и в этом плане церковь своими учениями, своими благодарными действиями служит выздоровлению общества, и как бы укреплению общества. Во-вторых, церковь мыслит себя над обществом в том плане, что церковь является учительницей и наставницей, поэтому церковь предлагает свое учение, наработанное веками. Ведь церковь имеет намного больший опыт, нежели какие-то партии, или даже какие-то государства. Церкви уже 2 тысячи лет. Поэтому, например, когда речь идет о каких-то конфликтах, о войне, или об обществе, церковь знает больше, чем кто-либо. В третьих, церковь имеет некую пророческую миссию, поэтому она иногда должна быть против общества или против решения правительства, если это решение не соответствует ценностям, которые церковь предлагает. То есть, она внутри общества, она над обществом, как наставница и учительница, и иногда – против, как пророк, как пророки Ветхого завета, которые говорили народу: "Ты неправильно поступаешь". По-моему, в этих трех направлениях церковь должна развиваться, независимо от того, как к ней относятся это ее совесть, внутреннее сознание церкви.