Татьяна Артемова

Ведущая петербургского часа программы "Liberty Live" Татьяна Валович: Активисты Ассоциации экологических журналистов Санкт-Петербурга выступили в защиту экологической радиостанции "Открытый город". Это единственная на Северо-Западе России радиостанция, освещающая проблемы экологии региона. Сегодня гость в нашей студии - один из членов ассоциации, член международной Федерации экологических журналистов и собственный корреспондент журнала "Посев" по Северо-Западу Татьяна Артемова.

Сначала давайте послушаем репортаж на тему, которую мы будем обсуждать. В понедельник в региональном Институте развития прессы члены Ассоциации экологических журналистов Санкт-Петербурга провели пресс-конференцию, чтобы привлечь внимание общественности к складывающейся ситуации. На пресс-конференции побывала Татьяна Вольтская:

Татьяна Вольтская: Радиостанция "Открытый город" арендует помещение на улице Марата 70 с 1998-го года. По словам ее директора Александра Михайлова, ей доводилось не вовремя внести арендную плату, но к концу года долги всегда бывали погашены. Не получив ни одного письменного предупреждения, "Открытый город" был признан ненадлежащим арендатором, как значилось в письме, полученном из комитета по управлению городским имуществом центрального района. Радиостанции повышена в 10 раз арендная плата или предложено освободить помещение к 1 марта, иначе КУГИ грозит обратиться в арбитражный суд с иском о выселении. Это не первая попытка расправиться с радиостанцией – говорит Семен Гордышевский, представляющий "Петербургский экологический союз":

Семен Гордышевский: В 1995-м году мы уже одну атаку отбили приватизации так называемой радиостанции, нам удалось отбить поползновения коммерческой структуры по захвату радиостанции. Сегодня вторая критическая ситуация. Прошло 8 лет, и история повторяется. Проблема независимости и гласности в области охраны окружающей среды крайне актуальна, тут большие деньги, власть, интересы противоречивые сталкиваются.

Татьяна Вольтская: Радиостанция "Открытый город" поднимала много проблем, о которых власти предпочитают не слышать. Например, о продлении сроков работы старых блоков Ленинградской АЭС, что грозит катастрофой, подобной чернобыльской, или о преследовании экологических активистов, таких, как правозащитник из Соснового Бора Сергей Харитонов, составивший доклад о нарушениях на ЛАЭС, и целых организаций, таких, как Байкальская "Экологическая волна", обвиненная ФСБ в разглашении государственной тайны, или о здоровье детей. Говорит сотрудник Института экологии, здоровья и безопасности жизнедеятельности человека Ольга Янушанец:

Ольга Янушанец: Состояние здоровья подрастающего поколения у нас катастрофическое, и сегодня эта проблема уже вышла на уровень государственной безопасности. Если у нас больное поколение, если у нас сегодня по научным исследованиям не более 5 процентов здоровых детей, то о каком развитии общества мы можем говорить?

Татьяна Вольтская: Видимо, радиостанция, говорящая о таких острых проблемах, неугодна властям. Ассоциация экологических журналистов Петербурга обратилась к прессе с призывом к солидарности. Готовятся обращения к законодательной и исполнительной властям города с предложением создать условия для сохранения единственной экологической радиостанции на Северо-Западе России.

Татьяна Валович: Татьяна Павловна, как вам видится ситуация, которая разворачивается вокруг станции "Открытый город", можно ли говорить о том, что это еще одна попытка замалчивания тех проблем, которые существуют в регионе и наступления на свободу прессы, или это действительно просто такие действия чиновников, которые хотят пополнить бюджет города, навести порядок в отношениях между арендаторами и городом?



Татьяна Артемова: Я склонна думать, что скорее первое, и очень бы настаивала, просто потому, что это ситуация, за которой я наблюдаю не вполне со стороны. Я каждую субботу провожу на этой станции 30 минут в прямом эфире, и поэтому я время от времени вижусь с ними и, как минимум, слышу, о чем там говорят. Кроме того, я знаю, что после этой ситуации с письмом было еще одно событие, о котором не упомянули. Это нападение на директора станции Александра Михайлова, он был жестоко избит. При этом у него не отняли ни денег, ни вещей, а мы знаем, что такого рода вещи называются акциями устрашения, и мы знаем это из опыта нападений на экологических активистов. Например, похожая ситуация была с Олегом Бодровым, активистом из Соснового бора, представляющим организацию "Зеленый мир", когда он как раз вел очень большую работу, касающуюся и безопасности Ленинградской АЭС, и предприятия "Экомет-С" в Сосновом Бору. Там тоже было такое нападение. Тоже никого не заинтересовали вещи, которые были у человека. То есть, это не ограбление, не хулиганство, а то, что называется акция устрашения. Я полагаю, что, вероятно, в эфире звучит что-то такое, что может не всем кажется правильным. И вот такие удивительные дела.

Татьяна Валович: В последнее время, как раз даже сегодня в наших новостях, звучала информация о ситуации с продлением срока службы первого блока Ленинградской АЭС. Я знаю, что радиостанция "Открытый город" освещала эту проблему. Как вам кажется, не послужила ли одна из тем, вот эта и другие, поводом к тому, чтобы действительно как-то ограничить эти средства массовой информации?

Татьяна Артемова: Вы знаете, ничего, конечно, нельзя утверждать. Не имея для этого фактов прямых, тем не менее, мне представляется, что на сегодня ЛАЭС становится все более закрытой. То, что они утверждают, что у них дела идут хорошо и будут еще лучше, не вполне подтверждается тем отношением, которое они проявляют к журналистам, в том числе к нашим зарубежным коллегам. Когда осенью здесь была конференция международной Федерации экологических журналистов, и была запланирована в программе поездка на ЛАЭС, очень многие приезжали сюда именно чтобы посетить станцию и посмотреть своими глазами, так ли все страшно. Так вот, представьте себе, что их привезли на станцию, но показали только тренажерный зал. Причем очень настаивали на том, что им все остальное будет неинтересно, и, кроме того, говорили об антитеррористических соображениях. Дело, однако, в том, что эти люди бывали на скандинавских и других европейских станциях, все это видели, нигде ничему не вредили, зато имели право честно говорить о том, что они видели. Вот наша испанская коллега так и сказала, что полагает, что Россия потеряла шанс услышать какие-то добрые слова, потому что она ехала с единственной целью: рассказать о том, что тут происходит. Мне представляется, что такого рода вещи совершенно не совпадают с заявлениями о том, что все хорошо.

Татьяна Валович: То есть, это опять политика двойных стандартов: с одной стороны, заявляют, что ничего страшного не происходит, у нас все в порядке, но тогда покажите, что все в порядке.

Татьяна Артемова: Разумеется. И должны показывать. Ведь мы, на самом деле, готовы рассказывать и о том хорошем, что делается, а не только о плохом.

Татьяна Валович: Татьяна Павловна, вы являетесь членом международной Федерации экологических журналистов. Может, немножко вы расскажете о том, каковы задачи, для чего она была создана, какие усилия предпринимаются журналистами, чтобы донести обществу информацию о существующих проблемах?

Татьяна Артемова: Я вступила в эту федерацию в 1995-м году в Венгрии на одной из традиционных конференций в Будапеште. Они проводятся раз в год, всегда в каком-нибудь новом государстве. И она была создана в свое время в Париже с целью объединить просто усилия журналистов, которые работают в этой сфере, чтобы помогать друг другу обменом информации, или помогать, когда что-то не получается в своей стране. Иногда бывает, что самый короткий путь – непрямой. Мы знаем, что в нашей ситуации случались моменты, когда мы, скажем, узнавали о происходящем на ЛАЭС, извините, что к ней постоянно возвращаемся, потому что нам звонили коллеги из Финляндии. И когда происходили еще какие-то сюжеты, например, шло дело Никитина или дело Пасько, то мы сообщали об этом всем нашим коллегам, а они сообщали о происходящем на страницах своих изданий у себя в странах. Я полагаю, что в какой-то степени, может быть, это помогало. Во всяком случае, в деле Никитина, безусловно, имело значение общественное мнение.

Татьяна Валович: Вернемся к ситуации радиостанции "Открытый город". Она действительно несет информацию жителям региона - не сталкивались ли вы с тем, что именно от радиостанции жители узнают о существующих экологических проблемах, после чего инициируют действия, направленные на то, чтобы власти этого региона как-то изменили ситуацию? Такое общественное значение станции...

Татьяна Артемова: В том, что общественное значение, безусловно, присутствует, нет сомнений. Но, к сожалению, я не веду такого мониторинга. Наверное, на этот вопрос лучше бы ответил директор радиостанции. Просто я знаю, что у нас, разумеется, недостает такой информации. Ведь эта станция когда-то вещала на первой кнопке петербургского радио, и человек мог, включив радио на кухне, услышать все, что происходит. К сожалению, такая возможность в последнее время утрачена, но думаю, было бы правильно ее вернуть.

Татьяна Валович: Но, несмотря на то, что станция вещает на средних волнах, власти все равно опасаются того, что там говорится.

Татьяна Артемова: Вероятно, у нее свой голос, и он не всем приятен.

Татьяна Валович: Обсуждался вопрос, улучшится ли качество российских дорог, если они станут платными. А как вы считаете, улучшится ли экологическая обстановка от того, что дороги станут платными? Будут ли инвесторы учитывать экологический момент, природоохранное законодательство? Ведь даже при строительстве кольцевой автодороги вокруг Петербурга рекомендации общественной экологической экспертизы, по-моему, не были учтены в полной мере.

Татьяна Артемова: Я думаю, это очень неоднозначно. Там где уже сложилось какое-то "зеленое движение", какие-то экологические силы более или менее способны консолидироваться, они, вероятно, заставят инвесторов считаться, в том числе, с экологическими параметрами, чтобы была должная экспертиза. Хотя, здесь есть один безусловный плюс: известно, что атмосферный воздух чрезвычайно страдает от выбросов автомобилей, когда они стоят в пробках. Если пробок станет поменьше, то это, безусловно, плюс.

Татьяна Валович: У нас вопрос от слушателя. - Здравствуйте, вы в эфире.

Василий: Василий, я давний слушатель радио "Открытый город". Хочу сказать, что это очень хорошая радиостанция, и практически единственная, на которой, кроме экологии еще много говорят о правах человека. Там очень много правозащитников выступает. Вот я слышал многих и журналистов, и правозащитников. Например, про Европейский суд там рассказывают, там выступают, я слышал, и журналисты, и правозащитник Роман Черный выступает, Ольга Щуковская... Выступает очень много хороших людей, они рассказывают много интересного и, думаю, это тоже может быть причиной, почему вот такие гонения. Я хочу сказать: если можно, вот объявите в прямом эфире, или на радио "Открытый город" или на "Свободе", если нужно будет выйти на пикет, то я лично готов, хотя я, естественно, работаю, занятой человек, но готов ради этого пожертвовать днем и выйти на пикет.

Татьяна Валович: А действительно предполагаются какие-то акции, чтобы не допустить закрытия радиостанции "Открытый город"?

Татьяна Артемова: Строго говоря, мы надеялись действовать в традиционном поле и не доводить дело до пикетов. Тем не менее, если понадобятся такие меры, то мы, наверное, будем вынуждены их предпринять. Хотя я, честно говоря, надеюсь на разумное отношение к этому делу, потому что радиостанция не только доставляет хлопоты, но, наверное, приносит и пользу, во всяком случае, обо всех городских акциях, в том числе тех, которые инициируются руководством города, радиостанция тоже рассказывает. Она вовсе не ставит своей целью всегда находиться в оппозиции, даже конструктивной. Я бы хотела еще сказать о другом: вы знаете, вот экологическое сообщество Петербурга тоже разделяет такое отношение к "Открытому городу", и поэтому "зеленые" организации Петербурга даже вручили знак, он называется "Доверие", и он был вручен Александру Михайлову как журналисту, который неуклонно отстаивает идеалы "зеленого сообщества".

Татьяна Валович: У нас еще вопрос от слушателя. Вы в эфире.

Николай Акритов: Добрый день, вас беспокоит из Москвы Акритов Николай Елисеевич. Я председатель Гильдии экологической журналистики "Медиа-Союза" и председатель оркгомитета общероссийского конкурса журналистов "Экология России". И с большой болью я сегодня узнал, что радиостанция "Открытый город", лауреат нашего конкурса, которую оценивало очень высокое жюри, очень жаль, что на нее такие гонения.

Татьяна Артемова: Мы надеемся все вместе справиться. Действительно, радиостанция заслужила "Берестяной свиток" - это премия всероссийского конкурса "Экология России".

Татьяна Валович: Я надеюсь, если присоединятся не только экологи с Северо-Запада, но пойдет волна дальше, то действительно, может быть, ситуация изменится к лучшему. Татьяна Павловна, а как вы вообще оцениваете ситуацию в городе за прошедшие годы, отношение городских властей к проблемам экологии? Потому что даже при выборе нового губернатора очень многие апеллировали к тому, чтобы наконец-то был принят закон об охране зеленых насаждений, чтобы перестали бесконтрольно вырубать зеленые пятна в тех районах, которые экологически неблагоприятны по жизни, не только для детей, но для жизни стариков...

Татьяна Артемова: Вы знаете, усилия первого лица, честно говоря, едва ли могут быть решающими, хотя, конечно, позиция губернатора очень важна. Я полагаю, что у нас большие проблемы в городе с зелеными насаждениями. Не случайно очень многие организации участвовали в формировании этого закона, и он был рассмотрен, в Законодательном собрании очень долго обсуждался. Обсуждался еще до выборов нового губернатора. Я полагаю, что он должен быть принят просто немедленно, потому что город стремительно лишается зеленых насаждений, и, может быть, те, кто занимается строительством и наносит ущерб зеленому убранству нашего города, будут вынуждены считаться с тем, что им придется платить колоссальные суммы за каждое вырубленное дерево.

Татьяна Валович: Татьяна Павловна, а все-таки ситуация с радиостанцией "Открытый город", повышение арендной платы - можно ли решить проблему за счет, скажем, каких-то спонсоров, инвесторов, или за счет рекламы? Кстати, разрешена реклама на этой радиостанции?

Татьяна Артемова: Разумеется, на самом деле, станция частная. Но есть какие-то моменты, которые следовало бы обсуждать с директором станции, потому что никакой коммерческой деятельности я никогда не касаюсь. Я там только гость. Но я знаю, что многие организации, так или иначе, участвуют в ее деятельности, являются акционерами, в том числе экологические организации, и я полагаю, что, может быть, действительно это был бы хороший путь. Но еще более простой путь - все-таки считать канал социально значимым, придать ему статус такового, и не увеличивать арендную плату. Это в силах городских властей.