Александр Чернецкий

  • Ольга Писпанен

Ведущая петербургского часа программы "Liberty Live" Ольга Писпанен: Сегодня в петербургской студии Радио Свобода Александр Чернецкий, лидер группы "Разные люди". Сначала давайте послушаем репортаж нашего корреспондента Татьяны Вольтской. Петербургской звукозаписывающей компании "Бомба-Питер" исполняется 10 лет, в связи с чем в городе пройдет фестиваль - серия юбилейных концертов на многих площадках города. О буднях и праздниках рекорд-лейбла в России с президентом "Бомбы-Питер" Олегом Грабко беседовала Татьяна Вольтская:

Татьяна Вольтская: За 10 лет работы у компании "Бомба-Питер" образовалось столько друзей, причем таких разных, - от классических музыкантов до рокеров, - что собрать их всех на одной площадке оказалось невозможно. Площадок будет 28 - говорит директор и продюсер компании Олег Грабко:

Олег Грабко: У нас будет замечательный концерт Олега Погудина в ДК имени Гааза, у нас будет 12 концертов в "Молоке", где будут наши друзья "Tequila Jazz", "Катюша", "Достоевский Идиот"... Главный принцип фестиваля в том, что каждая площадка будет гораздо меньше, чем музыкант может собрать людей, это будут аншлаговые концерты, что мне, в принципе, и надо.

Татьяна Вольтская: День рождения невозможен без сентиментальной ноты. В эти дни Олег Грабко вспоминает, с чего все начиналось:

Олег Грабко: У меня в детстве была радиола, на которой я слушал музыку, потом появился магнитофон, на который я эту музыку стал писать. Мне было скучно слушать одному, и я старался это все записать несколько раз, и давал послушать своим друзьям. Потом смотрел на их лица. Таким образом потерял массу своих друзей еще в самом начале, а теперь я дошел до полного извращения, теперь я выпускаю музыку в больших количествах и теряю друзей каждый год, потому что я, видимо, выпускаю не ту музыку, которую слушают мои друзья, и вообще мы выпускам музыку, которая никому не нужна. Она продается, конечно, с трудом, на телевидение не попадает, но, несмотря на это, почему-то люди на нее ходят.

Татьяна Вольтская: Иллюзий насчет современной музыки, вернее, насчет музыкального ширпотреба у Олега Грабко нет.

Олег Грабко: Сейчас очень много идет зомбирования людей музыкальным "макдональдсом". Стараются усреднить искусство до жвачки какой-то. Поэтому я раздражен, может, тем, что настоящая музыка там попадается очень редко, я не слушаю радио, очень не люблю телевидение, смотрю просто хорошие фильмы и слушаю хорошие пластинки, которые сам себе подбираю.

Татьяна Вольтская: Олег Грабко ни с кем не борется, не примыкает ни к каким течениям, считая, что главное дать людям возможность слушать разную музыку, тогда и вкус их будет развиваться.

Олег Грабко: Если будет только одно предложение со стороны "ОРТ", "РТР", "МТВ" и "МузТВ", то мне скучно будет в этом мире, я уеду в Африку жить. Поэтому я стараюсь найти какую-то альтернативу. Это, может, клубная музыка, может, музыка не стадионная, хотя известные всем "Король и шут", "Пилот" собирают уже стадионы, а 5 лет назад никому это не было нужно.

Татьяна Вольтская: Пик фестиваля "Бомба-Питер" ожидается 20 февраля в "Ред Клабе", где пройдет главное представление с пародией на шоу-бизнес, специальной валютой - "бом-баксами" - и специально отобранной публикой, способной подыграть артистам.

Ольга Писпанен: Александр, вы послушали материал нашего корреспондента. Как вы считаете, Олег Грабко выпускает только музыку, которая ему нравится, что позволяет, видимо, еле держаться на плаву. Несомненно, это хорошее дело, но это практически единственный рекорд-лейбл, который занимается малоизвестными музыкантами, как вы считаете, как человек, который уже давно в рок-мире, можно ли выровнять эту ситуацию? Должны ли уже модные, широко известные группы тащить за собой некий балласт, вытаскивать на себе молодых музыкантов?



Александр Чернецкий: По-моему, это так было всегда. И на заре рок-н-ролла известные команды всегда брали с собой молодые группы, чтобы с ними где-то прокатиться в туре, и так далее, чтобы показать их людям.

Ольга Писпанен: Но это только в рок-мире?

Александр Чернецкий: В принципе, может, еще где-то, но мы говорим сейчас об этом, и то, что делает Грабко, он делает, как это он видит, как он понимает, что ему это небезразлично, чуть ли не каждый год он находит молодые группы, по крайней мере, дает им шанс выступить на всяких площадках, больших, чем подвал или квартира. То, чем занимается Олег - это чисто рок-н-ролльный альтруизм, наверное, потому что он стольким людям помог.

Ольга Писпанен: И вам?

Александр Чернецкий: Да, и мне в том числе. Поэтому я знаю предмет разговора, я могу даже об этом рассказать другим людям. И то, что 10 лет существует его фирма, причем фирма, которая занимается некоммерческими проектами, для России это удивительно, я не знаю, как он умудряется заниматься некоммерческими проектами и прожить 10 лет в этом противоречивом русском шоу-бизнесе. Так что я хочу ему пожелать еще 100 лет.

Ольга Писпанен: Еще 10. До следующего юбилея. Александр, что такое "Разные люди"? Кто такие "Разные люди"?

Александр Чернецкий: Для радиослушателя Радио Свобода скажу, что "Разные люди" - это группа, состоящая из музыкантов, которые играли и играют в разных коллективах, более или менее известных, таких, как Борис Шавейников, ударник из "Аукцыона", игравший в "Зоопарке" и "Трилистнике", в группах "Дочь Монро", "Кеннеди", очень много команд... Гитара - Андрей Васильев, игравший 12 лет в "ДДТ", Сергей Чиграков, имеющий свою группу "Чиж и компания", Александр Гордеев - губная гармоника, являющийся директором группы "Король и Шут", и я, Александр Чернецкий – я пишу песни уже 20 лет, жил до 1999-го года в Харькове, но перебрался в северную столицу рок-н-ролла, и как бы собрал коллектив из этих людей. Вот, собственно, "Разные люди". Мы уже, по-моему, с 2000-го года выпускаем пятую пластинку, третью номерную, там еще был один сборник и наш концертник в Америке. Третий альбом - мы его собственно и будем презентовать сегодня в "Ред Клабе" в 20 часов, вместе с премьерой клипа "Никогда не вернусь".

Ольга Писпанен: Александр, группу "Разные люди" составляют уже состоявшиеся в других коллективах, много лет игравшие и самодостаточные, скажем, личности, музыканты. Как правило, во всяком случае, на Западе, если такие люди собираются, получается такое шоу звезд, либо в рекламных целях...

Александр Чернецкий: Я понимаю, одноразовая акция.

Ольга Писпанен: Да, как правило, недолговечны такие истории. Как вам удается держать этот баланс и быть вместе?

Александр Чернецкий: Россия - не Запад, тут все по-другому, и другое дело, что можно сделать для пенсионеров рок-н-ролла "оттяг", может, мы всю жизнь шли к тому, чтобы встретиться, и то, что мы делаем - делаем и живем просто в радость.

Ольга Писпанен: У вас есть лидер группы?

Александр Чернецкий: Нет лидера. Есть автор песен - это я, но музыка и то, что происходит... Не может быть лидера в настоящей группе, и мне так кажется, потому что рок-н-ролл само по себе явление демократичное, которое ставит себя в оппозицию социальным нормам, как это было и на Западе, и у нас тем более. Поэтому это оплот демократии, и, конечно, есть масса групп, где устанавливается такой диктат, но это не про меня.

Ольга Писпанен: Если говорить о демократии, кстати, раз уж мы затронули эту тему: в какой-то момент в петербургских средствах массовой информации появились броские заголовки о том, что питерские рокеры объявляют войну "попсе", или, как писали, вызвали "попсу" на некую дуэль, и даже был придуман некий гимн "Антипопса". Насколько это демократично?

Александр Чернецкий: Ну, по-моему, этот гимн существует уже несколько лет. То, что каким-то образом сейчас его записали, так, я не знаю, шутки ради, это другой вопрос. Собственно, даже не протеста, а прикола, эта тема затронула какие-то струны душ людей, это другое. В принципе, я формулирую: "попса" - это не имеет никакого отношения ни к искусству, ни к творчеству, это какое-то социальное...

Ольга Писпанен: Социальная нагрузка? Тем не менее, это существует, это нравится многим. Это слушают, заказывают, создаются специальные поп-радио, значит, это имеет какой-то отклик?

Александр Чернецкий: Имеется в виду не поп-музыка, как и во всем мире, и в нашей поп-музыке есть талантливые люди. Имеется в виду как бы производство чего-то такого, что делается, производится, раскрывается, и так далее. Допустим, берут люди, владеющие телебашнями, программами, какого-то человека, делают песню и раскручивают. Та же "Фабрика звезд", когда молодое поколение считает за счастье быть полуфабрикатом, из которого будут лепить... Страна, где выросли Пушкин, Достоевский, Высоцкий, Есенин, и так далее, слушающая на 90 процентов просто низко-литературное и низко-моральное, или, может, даже аморальное так называемое творчество - собственно это и называется "попса". То есть, наш протест - это такая акция против деградации, скажем так, мы хотим, чтобы люди хотя бы задумались, обратили внимание.

Ольга Писпанен: Вот шансонье Александр Новиков написал письмо президенту, опубликовал его на своем сайте, что тоже вызвало большой резонанс. Вы записали вместе со многими музыкантами такой "антигимн". Вы собираетесь предпринимать еще какие-то шаги? И вы их предпринимаете против каких-то определенных личностей, или против вообще такого засилья попсы?

Александр Чернецкий: Мы не против. Мы просто вопреки этой попсе собственно существуем, и, может быть, личным примером доказываем и показываем, что есть другая музыка. Об этом нужно говорить, как бы это ни было общим засильем. Мы показываем, как говорится, лицо этой "попсы". Вот пример из истории СМИ: когда в конце 70-х в Англии очень стали модными самоубийцы среди молодых людей, это было навеяно таким романтическим образом ухода из жизни, правительство пошло на такой шаг: оно стало показывать самоубийц в самом таком натуральном виде, как оно происходит на самом деле, публиковать на первых страницах, показывать, что это никакая не романтика, но грязь, кровь, слезы и больше ничего, и количество самоубийств снизилось до минимального процента. Или криминальные новости – предупреждать людей, что опасно то и то, тогда люди будут более подготовлены. Поэтому мы несем чисто такую, может, информационную вещь в этой акции. Она, вероятно, не будет продолжаться долго. Это как бы проверка того, что есть еще в нашей стране люди, которые понимают на самом деле, что происходит. Потому что эта верхушка московских промоутеров, все известные люди, олигархи и прочее, понятно, что у них работают определенные люди, которые являются директорами программ на телеканалах и радиостанциях, они поняли в один прекрасный момент, что то, что последние лет 15 одни и те же артисты выступают на сцене, они уже фактически никак не пересекаются с молодым поколением, теряется власть над тем, что вырастает новое поколение, которое не так управляемо, и они решили, что нужно делать то же самое руками молодых людей, которые будут считать себя вытянувшими счастливый билет, что они могут не мыть машины на улице, не стоять на рынке и торговать, или просить какое-то подаяние, а они одним мановением отдают свою жизнь...

Ольга Писпанен: А рок-музыкант должен быть голодным?

Александр Чернецкий: Рок-музыкант должен быть честным, он не должен быть продажным. В принципе, настоящий рок-музыкант является независимым. Рок-н-ролл, рок-музыка - все это возникло в западной студенческой среде, а в русской почве это еще круче было. За это можно было попасть и в психушку, и попадали.

Ольга Писпанен: Александр, в заключение короткий вопрос: вы поете остросоциальные песни, пишете остросоциальные тексты. Вы считаете, это до сих пор актуально?

Александр Чернецкий: Это всегда актуально. Потому что социум меняется. 15 лет это назад это было КГБ, сейчас это американский доллар.

Ольга Писпанен: А американский доллар - это плохо?

Александр Чернецкий: Если вы полностью подвластны ему, если вы ради этого готовы поступиться, пойти на то, чтобы вами полностью управляли... Вам, допустим, как певице делают предложение, вы заключаете контракт с некоей фирмой, которая подписывает с вами договор на 50 лет, получает авторские права на ваши вещи, потому что вы бедная и не имеете возможностей, иначе вам не дадут прозвучать. Вы никому не нужны, и вы идете на это... Молодая, глупая а через 2-3 года она поймет, что она уже "попала"...