Владимир Леонов

Ведущая петербургского часа программы "Liberty Live" Татьяна Валович: Центральная избирательная комиссия Россия прекратила прием документов, необходимых для регистрации кандидатов на пост президента России. По оценкам политологов удостоверения кандидатов получат 5-6 человек - чтобы продемонстрировать Западу участие в выборах и левых, и правых. Однако явная безальтернативность президентских выборов побуждает различные общественные движения выступать с предложением бойкотировать выборы. Вот об этом мы и поговорим с нашим сегодняшним гостем, депутатом Законодательного собрания Ленинградской области Владимиром Леоновым.

В среду в редакции газеты "Новый Петербург" была оглашена декларация общественного движения "Россия без Путина". Прежде, чем мы начнем нашу беседу, я хочу предложить послушать репортаж нашего корреспондента Татьяны Вольтской о том, что вчера происходило в редакции газеты "Новый Петербург".

Татьяна Вольтская: Декларация движения "Россия без Путина", образованного в январе 2004-го года, заявляет, что президентство Путина отмечено провалами и преступлениями во внутренней и внешней политике, кровавой мясорубкой в Чечне, превращением выборов в позорный фарс, репрессиями против СМИ, трагедией "Норд-Оста", когда было удушено газом более сотни граждан, запрещением независимого расследования взрывов домов в Москве и других городах России. Поскольку президентские выборы можно признать безальтернативными, декларация призывает их бойкотировать. Движение "Россия без Путина" поддержал депутат Законодательного собрания Петербурга Юрий Шутов, сидящий в тюрьме шестой год без суда и следствия. Его помощник Денис Усов говорит, что Путин боится правды, которую знает Шутов.

Денис Усов: Шутов был председателем комиссии по проверке итогов приватизации, вскрыл множественные факты, когда народное имущество перешло в частную собственность. Конечно же, они лично знакомы очень давно, и фактически начинали свою политическую карьеру вместе, помощниками Собчака. Но потом, собственно говоря, о чем впоследствии писал Шутов, это, конечно, не могло не обидеть Путина, речь шла о том, что достаточно сомнительная была деятельность Путина во время его работы в Германии. С таким послужным списком, которым обладает Путин, редко заканчивают агенты, не провалившиеся на заданиях, или, скажем так, не изменившие родине.

Татьяна Вольтская: Движение "Россия без Путина" поддерживает и бывший политзаключенный Ростислав Евдокимов. Он обнаружил, что декларация Лимонова почти буквально совпадает с тем, что говорят многие правые политики.

Ростислав Евдокимов: Это значит, что две части политического спектра, на первый взгляд, противоположные, в действительности имеют много общего. Честные люди с обоих полюсов мыслят в одном направлении. Им не нравятся одни и те же процессы, происходящие в стране, например, установление фактически автократической власти. Например, то, что происходит в Чечне, спецслужбы, их засилье... Водораздел проходит не по этому разделению, а я думаю, по тому, честные это или бесчестные люди.

Татьяна Вольтская: В то же время, Ростислав Евдокимов считает, что надо бороться не с Путиным, а с системой, с взглядом на Россию, как на автократическую страну. Нужно бороться за парламентскую республику, поэтому Ростислав Евдокимов предлагает организовать не "Комитет-2008", а "Комитет-2007", нацеленный на парламентские выборы, где и левые, и правые могли бы действовать сообща.

Татьяна Валович: Владимир Николаевич, насколько вы поддерживаете декларацию движения "Россия без Путина"?



Владимир Леонов: Мы организовали это общественное движение по инициативе и под председательством известного писателя, лидера национал-большевистской партии Эдуарда Лимонова, с тем, чтобы обратить внимание общественности на ту объективную реальность, в условиях которой мы существуем сегодня. Она состоит в том, что наш режим уже давно шепота народа не слышит, а на вопли практически не обращает никакого внимания. Государственную машину сначала превратили в каталку для инвалидов, а затем в центрифугу для откачки мозгов. Причем откачиваются они у нашего народа, превращая его в толпу обывателей, которых безропотно, как стадо баранов, ведут на убой. Вот как же иначе еще можно понимать, когда нам навязывают так называемые безальтернативные выборы президента, в условиях, когда жизнь людей не улучшается. Демографические показатели продолжают оставаться катастрофическими, страна вымирает, а глубинная Россия, чтобы выжить, переходит на натуральное хозяйство.

Последние победы на выборах правящего режима стали возможны в условиях, когда в стране существует так называемая управляемая демократия, при которой наспех сколоченная группа людей становится правящей партией, а мало известный чиновник, бывший разведчик, становится президентом. В основе этой управляемой демократии манипуляция общественным мнением, когда почти все средства информации остаются, так или иначе, подконтрольными исполнительной власти и осуществляют беспрецедентную, фактически ничем не ограниченную, дискредитацию, моральное уничтожение в глазах народа лидеров оппозиции и самой оппозиции. Такое, конечно, возможно именно тогда, когда избиратель находится в состоянии информационной недееспособности. В соответствии с законом, к выборам недееспособного человека просто не подпускают. Он не может сделать осознанный выбор. Однако информационная недееспособность нашего избирателя, тем не менее, позволяет ему участвовать в выборах. Законы у нас сегодня на этот счет, конечно же, существуют, и по закону отвечают за информационную дееспособность избирательные комиссии, в первую очередь, ЦИК. Я вот года два назад, наверное, обратился в Центральную избирательную комиссию, чтобы они ответили мне на вопрос, каким образом они выполняют статью закона о гарантиях избирательных прав, которая возлагает на них обязанность вести обучение избирателей, на самом деле, было бы правильно сказать просвещение. Я получил ответ с благодарностью, что я единственный, кто на это обратил внимание и получил огромную книгу, прочитав которую, я убедился, что ЦИК занимается обучением, но лишь процессуальной стороной данного вопроса - как построены выборы, а на материальную сторону - куда мы избираем - никто не обращает внимания. С моей точки зрения, это, наверное, делается осознанно, потому что весь этот черный пиар, который сегодня расцвел пышным цветом, это не инициатива каких-то непорядочных кандидатов, а это, на самом деле, четкий, может быть, в определенной степени кем-то и неосознанный факт, но я высматриваю здесь определенную четкую политику государства, при которой можно манипулировать общественным сознанием и создавать такой фон, на котором избиратель не в состоянии все-таки разобраться - а что такое фигура президента.

Хотя бы если мы рассмотрим те выборы, которые предстоят: если бы Центральная избирательная комиссия исполняла вверенные ей обязанности, мы бы четко определили, что сегодняшний президент это, во-первых, гарант Конституции Российской Федерации. А по Конституции он глава демократического, правового, социального, светского государства. Демократического и правового - это провозгласил пункт 1 статьи 1 Конституции, социальное государство - пункт 1 статьи 7 Конституции, светское государство - пункт 1 статьи 14. Если мы начнем рассматривать, то мы увидим, что президент наш, существующий ныне, которого мы уже в определенной степени можем оценить - что же он сделал, чтобы быть действительно главой демократического, правового, социального, светского государства? Мы видим, что он даже ничего не декларирует в этом отношении. То, что у нас государство и не демократическое, и не правовое, это мы все с вами прекрасно видим. Вот буквально суточной давности опрос, который был проведен радио "Эхо Москвы", там был такой вопрос, согласны ли вы, что у нас сажают не зря? Всего 12 процентов ответили: да, действительно у нас сажают не зря. А 88 процентов сказали, что сажают зря. Это ярчайший пример отношения граждан государства к тому, является ли оно демократическим и правовым. Или - мы вчера планировали провести свою пресс-конференцию в кабинете у депутата Шутова. Шутов 6 лет находится под следствием. Что же это за правовое государство, которое позволяет, не переходя к судебному процессу, держать человека в заключении в нечеловеческих условиях в течение 6 лет. В правовом государстве это должно быть в течение года. Не сумел найти компромат - все, выпускай человека на волю.

Татьяна Валович: Как вы считаете, в ситуации с Юрием Шутовым действительно присутствует личный момент отношений между Путиным и Шутовым?

Владимир Леонов: Я все-таки не думаю, что он присутствует, просто Шутов действительно представляет определенную опасность для режима.

Татьяна Валович: Владимир Николаевич, опрос на улицах Петербурга был посвящен роли мобильных телефонов в жизни горожан. Но не надо забывать, что мобильная связь, это, в основном, крупные города. Вы общаетесь с жителями региона, Ленинградской области, как вы видите ситуацию? Многие говорят, что развитие мобильной связи - свидетельство повышения благосостояния населения? Действительно ли это повышение благосостояния происходит? И мы говорили о президенте России как гаранте Конституции, в которой записано очень много. Гарантирует ли он экономическую стабильность общества российского и социальное развитие?

Владимир Леонов: Мобильный телефон - это как автомобиль - не роскошь, а средство передвижения. Так же и мобильный телефон...

Мне хотелось бы продолжить обсуждение вопроса, какое государство построил президент Путин за время своего президентства, действовал ли он в соответствии с Конституцией или вопреки ей? Вот я уже начал говорить о том, построил ли он демократическое, правовое государство, и вынужден констатировать, что, к сожалению, в данном случае он построил полицейское государство. В этом государстве сегодня милиция стала опасной. Очень много преступлений совершают работники правоохранительной сферы, это прокуроры, судьи, я очень тесно связан с этой отраслью, потому что сам участвовал в этих процессах. Я вижу, что у нас сплошь и рядом судят не по показаниям свидетелей - граждан, а, в первую очередь, предпочтение отдают показаниям сотрудников милиции. Это и есть самое настоящее полицейское государство, в котором судят людей по показаниям именно полицейских. Милиция стала действительно опасной, я постоянно сталкиваюсь с этим как депутат, я рассылаю огромное количество запросов, в которых указываю на нарушения закона со стороны судей и прокуроров, и я, как правило, все время получаю ответы, которые противоречат законодательству. Что это за прокуратура, которая нарушает закон о прокуратуре. Например, пункт 3-й статьи 10-й закона о прокуратуре гласит, что прокуратура обязана давать мотивированные ответы. Этих мотивированных ответов я практически не получаю, три слова - "не видим основания для прокурорского реагирования".

Если дальше переходить, построил ли социальное государство Путин, то благосостояние людей, к сожалению, не улучшается. Да, в крупных городах мы можем сказать, что мы видим какие-то улучшения благосостояния, но вся глубинная Россия, чтобы выжить, вынуждена перейти на натуральное хозяйство. А если, наконец, светское государство, то здесь мы видим, что президент полностью нарушает Конституцию, потому что он постоянно появляется в присутствии телекамер в церквах, крестится, встречается с церковными служителями - он не имеет на это права. Ему закон это запрещает. То есть, какое же он государство выстроил в соответствии с Конституцией? Кругом, везде сплошные провалы.

Татьяна Валович: У нас есть вопрос от слушателя.

Вениамин: Вениамин меня зовут, я из Санкт-Петербурга, вы очень хорошо сказали, уважаемый господин Леонов, по поводу управляемой демократии и информационной недееспособности. Я вот читал даже статью в газете о том, что даже манипулируют голосами в психоневрологических интернатах и военных училищах. До такой степени, что касается выборов, система несовершенна. Может, вы в своей работе будете какие-то меры принимать, чтобы этого не было?

Владимир Леонов: Я действительно принимаю такие меры. Мною подготовлено исковое заявление, жалоба, на действия Центральной избирательной комиссии, в Верховный суд я буквально на днях отправляю. Я тоже инспирирую судебный процесс здесь у нас, в областном суде, против избирательной комиссии областной, а мой помощник - против избирательной комиссии санкт-петербургской. В этом отношении мы пытаемся каким-то образом привлечь внимание общественности и заставить избирательные комиссии заниматься своим прямым делом.

Татьяна Валович: У нас есть еще вопрос от слушателя.

Александр Скумов: Скумов Александр, Санкт-Петербург. У меня вопрос к Владимиру Николаевичу: не мог ли он подробнее рассказать о том, какие общественные движения, кроме национал-большевистской партии, поддержали декларацию "Россия без Путина", и взаимодействия с какими еще общественными движениями и организациями желало бы движение "Россия без Путина"?

Владимир Леонов: Конкретно показательный пример: у нас в городе действует, это уникальный случай во всей России, "Комитет единых действий". В него вошли буквально все движения, политические, общественные, профсоюзные Санкт-Петербурга и Ленинградской области. В основном, это левый спектр всех движений, начиная от анархистов, троцкистов, там и национал-большевистская партия присутствует, это все коммунистические партии, и кончая социал-демократической партией Горбачева. На одном из заседаний этого "Комитета единых действий" Санкт-Петербурга и Ленинградской области мы поддержали эту декларацию. В общем-то, мы здесь видим, что очень многие антикоммунисты и те люди, которые далеко за пределами левого спектра, тем не менее, видя безальтернативность выборов, поддерживают эту декларацию. Но я хотел бы отметить следующий момент: мы отражаем объективную реальность. Ведь кончается время этой управляемой демократии, я это вижу, я практически чуть ли не каждый день выступаю в вагонах электропоездов, где распространяю, в том числе, и свою депутатскую газету. И я вижу, даже могу назвать цифру, у народа естественная, единственная форма сопротивления, чем больше будут давить, тем больше будет откат, чем больше режим будет призывать народ прийти на выборы, тем больше народу не придет.

Татьяна Валович: У нас еще один вопрос от слушателя.

Слушатель: Хотелось бы задать такой вопрос: как можно бороться с этим, как вы назвали, полицейским режимом? Возможно, мне не так уж много лет, чтобы об этом говорить, но я с этим сам на своей шкуре столкнулся, что делать?

Владимир Леонов: Во-первых, нужно всячески следить за соблюдением законодательства. Я в свое время был противником этой Конституции, но я с удовольствием бы ее поддержал, если бы были выполнены все ее положения, если бы мы действительно жили в демократическом, социальном, правовом, светском государстве. С этой целью надо привлекать внимание общественности к каждому случаю нарушения закона, обращаться, конечно, в суд, сегодня у нас, к сожалению, других рычагов практически не осталось, но вот это обращение в суд используется исключительно редко.

Татьяна Валович: Была информация, что участники движения "Россия без Путина" хотят провести в Петербурге несколько мероприятий. Для этого, естественно, нужно разрешение. Как вы вот эту ситуацию можете прокомментировать? Очень часто бывает так, что сначала митинг разрешают, а потом милиция разгоняет и чуть ли не избивает участников митинга.

Владимир Леонов: Чаще всего бывает так, что власть незаконно запрещает. В этом случае тоже надо обращаться в суд. У меня есть уже достаточно примеров. Например, вот эти события 18 мая на Марсовом поле. Ведь мы, в конце концов, выиграли суд. Суд признал, что запрет на проведение данного митинга был незаконен. Нужно просто таким образом воздействовать на власть и привлекать внимание общественности к этому. Да, бывают случаи, когда митинги разгоняют, это тоже надо не оставлять без последствий и обращаться в суд. Правда, режим нашел уже какие-то определенные меры противодействия. Сейчас против моей активной позиции, когда я пытаюсь заставить власти действовать в соответствии с законом, Ванечкин, наш начальник ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области, прислал в Законодательное собрание письмо с просьбой пожурить депутата Леонова за то, что он, якобы, занимается не делами своих избирателей, а делами соседнего округа.