Проект "Гражданам - о правах человека через "горячую линию"

i>Программу ведет Татьяна Валович. Гость студии - руководитель проекта "Гражданам о правах человека через "горячую линию", юрист Сергей Бурмасов.

Татьяна Валович: Сегодня во всех российских округах стартует проект "Гражданам - о правах человека через "горячую линию". Скорая правовая помощь россиянам - как она будет организована - об этом мы будем говорить сегодня с нашим гостем, руководителем проекта, юристом Сергеем Бурмасовым.

Сергей Витальевич, вот если в двух словах, каков лейтмотив проекта? Чтобы гражданам было понятно, что это такое и на что надо обратить внимание.

Сергей Бурмасов: Проект реализует Институт региональной прессы в Петербурге. Это некоммерческое партнерство, оно известно журналистам в Петербурге уже давно. Раньше оно носило несколько другое название. И тот коллектив юристов, который раньше работал в этом некоммерческом партнерстве, практически он весь остался. И для того чтобы использовать максимально потенциал и в то же время быть полезными обществу, родился этот проект. Проект финансируется фондом "Общественный вердикт", который находится в городе Москве. Это небезызвестный фонд, тем более многим памятны события, связанные с московским студентом Дмитрием Голдецким, в частности, может быть, и это повлияло на то, что фонд оказывает поддержку гражданам, пострадавшим от неправомерных действий правоохранительных органов, к сожалению, это приходится признать.Наша задача, Института региональной прессы, в рамках реализации проекта - быть максимально полезными и в определенной степени сыграть роль правовой скорой помощи. Это означает, что человек, который позвонит по мобильному телефону, который мы позже укажем, в любом федеральном округе нашей страны, он имеет возможность бесплатно получить краткую, оперативную консультацию по своему вопросу, в частности - некий алгоритм своих действий, и соответственно уже варьировать свое поведение.

Татьяна Валович: То есть вы даете человеку "удочку с наживкой", так можно выразиться, а рыбу он должен ловить сам. Вот это самое главное, чтобы граждане поняли, что за них никто не будет отстаивать эти права. Есть какие-то методики, есть какие-то рекомендации, как действовать в данной ситуации, да?

Сергей Бурмасов: Совершенно верно, Татьяна, мы не собираемся подменять собой юридические консультации, потому что это не задача проекта. Мы гражданам действительно даем, как вы говорите, удочку, а дальше рекомендация к ним одна: если они хотят чего-то добиться, они должны бороться и никогда не сдаваться, и тогда результат обязательно будет.

Татьяна Валович: Как вы считаете, вообще россияне имеют представление о своих правах и свободах, и как они относятся к тому, что они нарушаются?



Сергей Бурмасов: Ну, относятся они, конечно, отрицательно к этому, просто многие люди не знают своих прав и свобод. Многие могут сказать, что надо еще добавить слово "обязанности", - да, непременно. В крупных городах, может быть, эта ситуация выглядит несколько лучше в плане правовой осведомленности граждан, но, с другой стороны, мы сталкиваемся с тем, что в регионах люди, оказывается, даже грамотнее, чем в столицах. Поэтому я думаю, что никто из нас не застрахован от того, что он может растеряться в той или иной конкретной ситуации, и для этого мы хотим работать и будем работать.

Татьяна Валович: А чем вызвана, на ваш взгляд, такая ситуация, что люди не всегда и знают о своих правах? Это недостаток информации, дороговизна учебников? Например, понятно, что в хороших магазинах много литературы, но не все ее могут купить. Мало каких-то просветительских программ, нет образования в школах достаточного?

Сергей Бурмасов: Может быть, это связано с особенностями нашего характера, что пока гром не загремит, мы не перекрестимся, скорее всего. Потому что те люди, которые на практике сталкиваются с проблемами с законом, либо, наоборот, им нужно добиться, чтобы закон работал, как положено, и защищал их, тогда они становятся действительно подкованными, грамотными. Но, к сожалению, у кого все пока нормально, они об этом не задумываются.

Татьяна Валович: Скажите, пожалуйста, будет даваться ответ на любую ситуацию? Ведь возможности нарушения прав могут быть различны - и жилищные, и нарушения прав ребенка, и какие-то другие. Вот очень много сейчас идет разговоров о том, что год исполнился введению страхования автомобилей, обязательного, и там очень много вопросов. Или есть все-таки какие-то темы, на которые вы будете приоритетно отвечать, скажем - взаимодействие с правоохранительными органами.

Сергей Бурмасов: Естественно, юристы проекты не энциклопедии, они не могут знать ответ на любой вопрос. Максимально мы постараемся, конечно, ответить на любой заданный вопрос и направить человека для его решения туда, куда необходимо, подсказать при возможности адрес той организации или органа власти и управления, куда необходимо обратиться либо с жалобой, либо с заявлением. Но темы общения с государственными органами, конечно, для нас более приоритетные, потому что они более значимые.

Татьяна Валович: Если все-таки возникнет такая ситуация, что вы не сможете оперативно предоставить информацию дозвонившемуся человеку, можете вы отослать его в какую-то правозащитную организацию, будете ли вы взаимодействовать с какими-то юридическими институтами? Кто вас будет поддерживать, какие правозащитные организации? Как это будет построено?

Сергей Бурмасов: Первый этап проекта рассчитан на шесть месяцев, до конца этого года. Вообще, он долгосрочный и в зависимости от результатов первого этапа мы будем строить свою работу на будущее. Но, естественно, планируется взаимодействие и с юридическими органами в плане и консультативных заключений. Если мы не можем ответить конкретно сей же момент на вопрос, и человек имеет возможность либо перезвонить, либо подождать более-менее квалифицированный ответ, то мы ответим.

Татьяна Валович: И давайте назовем для Петербурга, скажем, телефон, по которому могут обращаться граждане.

Сергей Бурмасов: Телефонов два. Мобильный телефон - 974-85-22. И стационарный номер - 273-47-33.

Татьяна Валович: Это петербургский телефон, поэтому 812 - код. Было озвучено, что проект начинает работать во всех федеральных округах. Где можно почерпнуть информацию, куда обращаться жителям того или иного региона за такой же правовой помощью?

Сергей Бурмасов: Информацию планируется разместить в средствах массовой информации по федеральным округам. В частности, проект начинает свою работу с сегодняшнего дня в городах: Москва (телефон мобильныq - 8-910-4436463), Санкт-Петербург (телефон называли), Екатеринбург, Саратов, Владивосток и Новосибирск. Еще планируется работа юриста "горячей линии" в южных регионах, конкретно с городом пока не определено.

Татьяна Валович: Понятно, что сейчас пройдет разовая акция, вы будете представлять в средствах массовой информации, но газеты будут выкинуты, где эта информация есть, если не успеют вырезать. Будет ли такая информация о том, куда позвонить, размещена, скажем, в справочных городских службах или на телевидение какие-то рекламы? Или это очень затратно?

Сергей Бурмасов: Мероприятия по рекламе проекта планируются, они будут осуществляться. Естественно, это не так, что начался проект, а телефоны все напечатаны и забыты. Мы будем напоминать о себе, будем выступать на радио в регионах, запланировано, печататься. Потому что юристы не сами по себе, они все работали раньше с журналистами, со средствами массовой информации. Тем более их будет поддерживать наш Институт региональной прессы.

Татьяна Валович: Вчера прошла презентация. Много ли было журналистов, вызвал ли этот проект интерес в обществе?

Сергей Бурмасов: Ну, определенный конечно вызвал. Журналистов было, наверное, порядка 10 человек, были и другие приглашенные люди. Вопросы задавали различного плана, многих очень беспокоит, потому что за юридическими советами обращаются и на радио, и в газеты, и в правозащитные организации. Люди, которые там работают, к сожалению, в силу того, что они не являются профессиональными юристами, не всегда могут помочь. Поэтому определенную радость, оживление в рядах журналистов и остальных людей, которые невольно осуществляли правовую помощь гражданам, это вызвало.

Татьяна Валович: У нас есть вопрос от слушателя. Здравствуйте.

Слушатель: Здравствуйте. Александр, Петербург. Сергей Витальевич, хочется немножко прояснить ситуацию. Вот ваша "скорая помощь" сколько людей может одновременно принять?

Сергей Бурмасов: К сожалению, у нас только один юрист в каждом регионе, поэтому связь не многоканальная, и, соответственно, в порядке очередности.

Татьяна Валович: А будет ли еще как-то организовано взаимодействие, скажем, с региональными уполномоченными по правам человека? К сожалению, в Петербурге такого нет, но вот есть в других регионах.

Сергей Бурмасов: Да, вчера на пресс-конференции и при подготовке к проекту все эти вопросы обсуждались с руководством. И, соответственно, мы собираемся наработать определенную фактуру и уже обратиться с письмами не местах, с тем чтобы обозначить свою работу, обозначить себя, ну а как уже заявляла выступающая на конференции Дарья Милославская, юрист и, скажем так, автор проекта в Москве, ее лучшая мечта - обратиться к Лукину.

Татьяна Валович: Проект стартует летом. Вообще летние месяцы - это пора отпусков. Вы не боитесь, что не получите такого отклика, какого желаете? Не затеряется ли этот проект?

Сергей Бурмасов: Возможно, в летние месяцев и меньше будет звонков. Но жизнь непредсказуема. Может, и наоборот, больше. Конечно, планировалось, что основное количество звонков поступит осенью, но все равно над любым из них мы будем работать, набирать материал, анализировать его.

Татьяна Валович: Для того чтобы получить вразумительный ответ, нужно поставить хорошо вопрос - это большая беда иногда для россиян: может быть, в силу своего менталитета они начинают сразу изливать душу вместо того, чтобы задать вопрос. Что бы вы порекомендовали гражданам, которые хотят к вам обратиться? Как нужно выстраивать... для них тоже должны существовать алгоритмы, то есть надо четко определить ситуацию?

Сергей Бурмасов: Да, конечно. Чем четче сформулирован вопрос, тем четче на него будет получен ответ. Юристам на местах, в регионах уже даны рекомендации по работе с абонентами с целью того, чтобы людям объяснить, что действительно, пока мы будем тратить время на выяснение ненужной информации, в это время может помощь не получить кто-то другой. Поэтому думать нужно и о себе, и о других.

Татьяна Валович: Скажите, пожалуйста, тем юристам, которые будут работать на "горячей линии", будет оказываться какая-то юридическая поддержка? Ведь это очень сложная работа.

Сергей Бурмасов: К сожалению, финансирование сейчас все проекта направлено на техническую поддержку, поэтому у нас запланировано через 2-3 месяца, насколько мне известно, что в штате будет работать еще и психолог.

Татьяна Валович: У нас есть вопрос из Курской области. Сергей Анатольевич, пожалуйста, вы в эфире.

Слушатель: Здравствуйте. Я хотел бы попросить о том, чтобы в Курской области тоже создали бы подобную организацию, которая могла бы помочь людям, оказать юридические услуги, в частности - по правам человека и по жилищно-коммунальным вопросам, и многим-многим другим. Потому что все-таки доходы наших людей очень низкие, и мы не можем воспользоваться юридическими услугами, за которые требуют очень большую плату. А вопросов есть очень много по различным делам.

Татьяна Валович: Спасибо за вопрос. Пока куда могут обращаться, скажем, из Курской области граждане?

Сергей Бурмасов: На сегодня Сергею Анатольевичу порекомендую обратиться к Дарье Милославской, это телефон - 8-910-4436463. Она отвечает за телефон "горячей линии" по центральному региону.

Татьяна Валович: Я знаю, что параллельно с проектом запущен и Интернет-сайт, то есть какую-то информацию люди, которые имеют доступ в Интернет, могут получить оттуда. Несколько слов, пожалуйста, расскажите об этом.

Сергей Бурмасов: Да, конечно, имеется такой сайт - www.linia.org. Имеется также возможность получить консультацию по электронной почте, адрес электронной почты - linia@linia.org.

Татьяна Валович: Здесь, наверное, когда по электронной почте обращаются, несколько будет с задержкой ответ, это не такая оперативная информация.

Сергей Бурмасов: Естественно, планируется распределять поступившие вопросы между юристами, чтобы как можно быстрее на них ответить. Ответы на вопросы, конечно, будут максимально конкретные и наиболее полные.

Татьяна Валович: Сергей Витальевич, иногда возникают такие ситуации, можно сказать, тупиковые. Вот для примера я могу привести случай, произошедший с семьей Федосимовых в Петербурге. Полтора года назад об этом очень много писали газеты, потому что их заявление было принято уже к рассмотрению в Европейский суд по правам человека. У них убили сына, и они не могли добиться рассмотрения в правоохранительных органах дела, потому что буквально столкнулись с мафией. Там были завязаны, видимо, сами правоохранительные органы, в этом убийстве. Они получили и из Европейского суда отказ - может быть, в силу того, что не все документы были оформлены, как надо, потому что они были одними из первых, кто посылал документы. Они уверены, что в Европейском суде их тоже не выслушали до конца, не разобрались, и они не знают, куда апеллировать дальше. Вот что можно было бы посоветовать, если возникают такие тупиковые ситуации, а люди хотят дальше идти, и они не понимают, как вообще действовать?

Сергей Бурмасов: Я бы на их месте еще раз обратился в Европейский суд, постарался бы максимально найти информацию.

Татьяна Валович: А разве есть такая возможность, если они уже один раз обращались и им отвечают, что они исчерпали свою возможность? Или действительно можно собрать новые материалы?

Сергей Бурмасов: Каждая конкретная консультация требует конкретной информации по обстановке. Неизвестно, по каким причинам отказано, и задача моя сегодня - не давать консультации в прямом эфире и рассказать о проекте. Все достаточно индивидуально. Если в регионе существует уполномоченный по правам человека, можно обратиться к нему. Надо искать информацию, как оформляются документы в Европейский суд. В данный момент я в студии не могу это сказать.

Татьяна Валович: А в принципе, как по обращению граждан в Европейский суд вы будете консультировать, есть у вас такие специалисты? Или вы будете направлять просто к тем организациям, у которых на руках есть пакет документов, как оформить заявление в Европейский суд и какие документы должны быть приложены?

Сергей Бурмасов: Спасибо за поставленную проблему, мы ее сейчас оперативно отработаем, для того чтобы знать, как на нее ответить и, если понадобится, помочь.

Татьяна Валович: У нас есть вопрос от слушателя. Пожалуйста.

Слушатель: Майор запаса Пантюхов Николай Николаевич. Очень хорошо, что вы организовали такую линию, это замечательно. Я бы действительно просто предложил еще, пока есть еще время, ответить на какую-нибудь ситуацию дежурную. Допустим, приезжают присяжные с милицией выселять человека. Какие должны быть действия в этом смысле? Прокомментируйте, пожалуйста, как человек должен себя вести в правовом смысле.

Татьяна Валович: Спасибо, Николай Николаевич, за вопрос (это наш постоянный слушатель). Но Сергей Витальевич уже сказал, что наша задача сегодня конкретно не комментировать.

Сергей Бурмасов: Николаю Николаевичу хочу сразу сказать, что приезжают не присяжные, а судебный пристав. Для того чтобы он производил какие-то действия, у него на руках должны быть решения суда. Поэтому необходимо удостовериться, что он уполномочен эти действия производить, ну, и уже исходя из этого действовать. Во всяком случае, конечно, рекомендуется не кидаться в схватку ни с приставом, ни с сотрудниками милиции, этим можно только усугубить ситуацию. А бороться нужно цивилизованными, законными методами. Если со стороны пристава будут произведены какие-то незаконные действия, как вы считаете, для этого существует и возможность обжаловать его действия.

Татьяна Валович: Сергей Витальевич, в этом году исполняется 15 лет с момента подписания европейскими странами Конвенции о правах ребенка, в том числе Россия тоже ее подписала де-юре. Де-факто очень плохо налажена работа в регионах, в Петербурге в том числе. Несмотря на то, что такой статус у уполномоченного имеется, но это все-таки чиновник, а законодательно это не закреплено. А вот если ребенок обратится к вам на "горячую линию", он получит какую-то рекомендацию или вы скажете, что "давай лучше родителей своих позови и мы ответим на вопрос"?

Сергей Бурмасов: Ну, все зависит, во-первых, и от возраста, и, конечно, вопрос ребенка вызовет наше повышенное внимание. И максимально все, что мы можем для него сделать, и даже больше, мы постараемся сделать, конечно.

Татьяна Валович: К сожалению, может возникнуть и такая ситуация, что к вам будут обращаться не напрямую за правовой помощью (как я говорила, это менталитет российский), а может быть, даже за психологической. Будет ли у вас налажена какая-то связь с юридическими психологическими службами, которые действуют у нас в Петербурге, чтобы пересылать дальше этот вопрос?

Сергей Бурмасов: Пока над этим конкретно мы еще не думали и не отрабатывали эти ситуации. Все покажет жизнь. Сегодня я могу нашим гражданам сказать, что вы будете общаться с конкретным живым человеком, которые постарается максимально ответить на ваши вопросы. И если он что-то не сможет, то он порекомендует тех, кто это сможет сделать.

Татьяна Валович: Сергей Витальевич, вы говорили, что пока имеются временные рамки, до ноября этот проект будет. А дальше будет какой-то, видимо, анализ. Что вы будете анализировать и будут ли какой-то тому же уполномоченному по правам человека в России направлены какие-то выводы по работе вашего проекта?

Сергей Бурмасов: Я хочу уточнить, что первый этап проекта планируется до конца года, а не до ноября.

Татьяна Валович: Ну, эту информацию вам тогда надо исправить, это я у вас на сайте нашла, что до ноября.

Сергей Бурмасов: Нет, первый этап - с июля по декабрь этого года. Действительно, по результатам нашей работы (и не обязательно, я думаю, дожидаясь окончания первого этапа проекта, мы планируем обращение именно к уполномоченному по правам человека с теми проблемами, которые наиболее актуальны в нашем обществе и конкретно в каждом регионе.

Татьяна Валович: Спасибо, Сергей Витальевич. Давайте напомним гражданам телефоны "горячей линии" о правах человека.

Сергей Бурмасов: 974-85-22 и стационарный - 273-47-33.

Татьяна Валович: Спасибо большое, Сергей Витальевич.