Изменится ли ситуация с правами человека в Чечне после отставки Абдул-Хакима Султыгова?

Программу ведет Владимир Бабурин. Участвуют ведущий программы Радио Свобода "Кавказские хроники" Олег Кусов и политолог Юрий Ханжин.

Владимир Бабурин: Накануне президент России Владимир Путин освободил Абдул-Хакима Султыгова от должности специального представителя президента России по обеспечению прав и свобод человека в Чечне. Таким образом, ликвидирована структура на уровне высшего российского руководства, которая должна была бороться за соблюдение прав человека на территории Чеченской Республики. У микрофона редактор программы "Кавказские хроники" Олег Кусов:

Олег Кусов: В администрации президента России, как сообщают информационные агентства, подчеркнули, что всю полноту ответственности за обеспечение прав и свобод человека в Чечне теперь несет недавно избранный президент республики Ахмад Кадыров. Как сообщает "Интерфакс", Кадыров с одобрением воспринял решение Владимира Путина об отставке спецпредставителя по соблюдению прав и свобод человека и гражданина в Чечне Абдул-Хакима Султыгова. Президент Кадыров считает, что институт спецпредставителя был необходим тогда, когда в республике не было законно избранных органов власти.

Должность специального представителя по обеспечению прав и свобод человека и гражданина в Чечне президент России ввел в начале второй чеченской кампании. Ни прежний спецпредставитель Владимир Каламанов, ни его последователь Абдул-Хаким Султыгов для обездоленных жителей Чечни не стали людьми, способными защитить их интересы в государственных структурах власти. Более того, оба этих чиновника даже не пользовались авторитетом у чеченцев. Жители Чечни часто сравнивали Каламанова и Султыгова со многими российскими политиками, чиновниками и военными, которые используют чеченскую войну для решения личных карьерных и материальных задач.

Должность спецпредставителя президента России по обеспечению прав и свобод человека и гражданина в Чечне с самого начала выполняла не правозащитные, а политические задачи Кремля. Она была создана, в основном, для Запада. Чеченцам было мало прока от деятельности промосковских чиновников. Так считает политолог Юрий Ханжин:

Юрий Ханжин: Господин Султыгов, назначенный в свое время президентом России, в общем-то, занимал очень своеобразное место. Если относиться к этой должности серьезно, то у него должно было быть очень много работы, потому что нигде, пожалуй, не только в России, но и в мире, нет места, где в большей степени был бы нужен представитель по правам человека, потому что права человека в Чечне нарушаются ежедневно, и главная вина за это ложится на федеральное правительство и его войска. Именно федеральные войска в наибольшей степени виновны в том, что важнейший институт прав человека который, в общем, определяет место страны среди цивилизованных государств, просто сведен на нет. Уничтожаются селения, исчезают люди... Но надо помнить и о том, что наше правительство федеральное вовсе не заинтересовано в разоблачении подобных вещей. Поэтому господин Султыгов был поставлен в ложное положение. С одной стороны, он был обязан защищать права угнетаемых и притесняемых, а с другой - перед ним негласно была поставлена совершенно противоположная задача: замалчивать такие случаи и доказывать перед всем миром, что Россия чиста и непорочна, и что в Чечне прекрасное положение с правами человека. А вот почему все-таки его упразднили? Как там ни крути, ни верти, а что-то делать приходится. Конечно, представитель президента по правам человека был буквально заявлен всякого рода просьбами и жалобами, касающимися самых грубых нарушений прав человека в республике. Близятся президентские выборы. И, конечно, главным претендентом на пост главы государства будет ныне правящий президент Владимир Владимирович Путин. Есть в России одно место, которое полностью портит картину с таким важным вопросом, как права человека – это Чечня, и когда по Чечне появляются материалы, свидетельствующие о грубейших нарушениях прав человека, то это портит общую картину по России. Поэтому, наверное, просто нежелательно было бы, чтобы раздавался хоть какой-то самый слабый голос в защиту прав человека.

Олег Кусов: Это было мнение политолога Юрия Ханжина. Ликвидация структуры Султыгова никак не отразится на положении с правами человека на конфликтной территории. Можно понять и ликование по этому поводу президента Чечни Ахмада Кадырова. В условиях формальной деятельности Султыгову не оставалось ничего, кроме как заниматься выстраиванием своего политического имиджа на будущее, таким образом он превращался в потенциального соперника Ахмада Кадырова. А такие люди ему возле себя не нужны.

Владимир Бабурин: Коллегам с радио "Эхо Москвы" в четверг утром отставку господина Султыгова прокомментировал уполномоченный по правам человека Олег Миронов. Сказал он следующее: "После отставки Султыгова ситуация с правами человека в Чечне не изменится".