США по-прежнему считают, что наилучший путь к разоружению Ирака - это смена режима

Программу ведет Петр Вайль. Участвуют корреспонденты Радио Свобода в Вашингтоне и Бонне - Владимир Абаринов и Евгений Бовкун.

Петр Вайль: "Соединенные Штаты по-прежнему считают, что наилучший путь к разоружению Ирака - это смена режима". Об этом заявил государственный секретарь США Колин Пауэлл в интервью Британской радиовещательной корпорации. Опросы показывают, что большинство американцев поддерживает идею военной операции против Ирака, однако предпочитает, чтобы администрация Буша предварительно заручилась поддержкой союзников. Рассказывает корреспондент Радио Свобода в Вашингтоне Владимир Абаринов:

Владимир Абаринов: Доклад британской разведки об иракском оружии массового уничтожения, представленный премьер-министром Тони Блэром во вторник, воспринят администрацией США с удовлетворением. В дополнение к этому документу министр обороны США Дон Рамсфелд передал в Варшаве своим коллегам из стран НАТО досье американской разведки. В этих материалах, по словам Рамсфелда, содержатся доказательства связей режима Саддама с террористической сетью "Аль-Кайды". Будучи на прошлой неделе с визитом в Вашингтоне, министр обороны России Сергей Иванов заявил, что позиция Москвы в отношении военной операции против Ирака будет зависеть от того, насколько убедительные доказательства представит американская сторона. Однако в Варшаве он сказал, что Россию гораздо больше беспокоит Грузия, чем Ирак.Тем не менее, американские дипломаты утверждают, что американский проект новой резолюции Совета Безопасности по Ираку, которая санкционирует применение силы против Саддама, встречает растущую поддержку.

США рассчитывают внести свой проект примерно через неделю. Тем временем Конгресс продолжает работать над текстом своей резолюции, наделяющей президента дополнительными полномочиями в целях защиты страны от внешней угрозы. Ситуация осложняется приближающимися выборами, в ходе которых будет переизбрана целиком нижняя палата и треть сенаторов. По этой причине некоторые законодатели высказывают сомнения в необходимости военной акции. Однако с самым резким осуждением воинственных планов администрации выступил в понедельник бывший вице-президент Эл Гор. По мнению Гора, Буш разбазарил сочувствие и симпатию, которыми пользовалась Америка во всем мире после 11 сентября. Своими угрозами Багдаду он достиг того, что на смену им пришел страх перед неопределенностью - теперь мир боится не того, что могут сделать террористы, а того, что могут сделать США. "Если мы закончим войну в Ираке так, как мы закончили войну в Афганистане, мы окажемся в худшем положении, чем теперь", - предсказал Эл Гор:

Эл Гор: Война с терроризмом явно требует многостороннего подхода. Невозможно одержать победу над терроризмом, если мы не обеспечим продолжительное, устойчивое сотрудничество многих стран.

Владимир Абаринов: По мнению бывшего вице-президента, война с Ираком в одиночку может нанести значительный ущерб отношениям Вашингтона с союзниками по НАТО и антитеррористической коалиции.

Эл Гор: Наши возможности обеспечить такое многостороннее сотрудничество в войне с терроризмом может серьезно пострадать, если мы и дальше пойдем по пути односторонних шагов против Ирака.

Владимир Абаринов: Республиканцы сразу же обвинили Гора в попытке заработать политические очки на проблеме, с которой шутить опасно. Вьетнамский ветеран и бывший военнопленный сенатор Джон Маккейн в ток-шоу Ларри Кинга напомнил, что в 1991-м году сенатор Гор был одним из весьма немногих демократов в верхней палате, проголосовавших за военную операцию против Ирака. Впоследствии Гор обвинял Буша-старшего в предательстве за то, что он "стремительно бежал с поля боя". Гораздо более жесткую позицию по отношению к Саддаму Гор занимал и в ходе президентских дебатов с Бушем-младшим - он, а не Буш, заявил, что употребит все средства для отстранения Саддама от власти.

Петр Вайль: Белый Дом ищет союзников как внутри США так и среди своих союзников. Опубликованное премьер-министром Великобритании так называемое иракское досье произвело сильное впечатление, и руководство Германии стремится наладить отношения с Вашингтоном, и изгладить то неприятное впечатление, которое произвело на американских союзников недавнее высказывание германского министра юстиции. Однако, в целом, занятая канцлером Шредером позиция по Ираку остается твердой. Рассказывает наш германский корреспондент Евгений Бовкун:

Евгений Бовкун: Злополучное сравнение политики президента Буша с политикой Гитлера не просто так сорвалось с языка одной из ближайших соратниц канцлера ФРГ. Фактически он сам задал резкий тон в диалоге с союзниками, провозгласив для Германии изоляционистский "третий путь". Разыграв иракскую карту в предвыборной борьбе, мобилизовав воинствующих пацифистов и пробудив из летаргии антиамериканские настроения слева и справа Герхард Шредер, однако, не учел всех последствий этого рискованного поступка. Он, видимо, надеялся, что все обойдется запоздалым признанием: "Нас неправильно поняли". Но американские союзники и взбудораженная часть германского бюргерства, сделавшего ставку на ненависть к Америке, восприняли всерьез позицию канцлера. Поэтому после выборов руководители ФРГ пытаются осуществлять двойную стратегию. Для внешнего мира Германия должна оставаться надежным партнером, внутри страны канцлер должен оставаться политиком, который держит слово.

В порядке реализации первой части новой стратегической задачи для поездки в Вашингтон с целью наведения мостов срочно готовятся целые группы опытных дипломатов. Министра обороны Петера Штрука канцлер отправил на совещание НАТО в Варшаву, а сам устремился в Лондон. Штрук напомнил коллегам в Варшаве о былых заслугах ФРГ в борьбе с международным терроризмом и сообщил о важной инициативе правительства ФРГ - Германия готова усилить свое военное присутствие в Афганистане, а главное - взять на себя командование совместными миротворческими силами союзников. Еще в начале текущего года канцлер категорически отказывался от этого под давлением пацифистски настроенного руководства "зеленых", и сейчас такая готовность вызвала среди младших партнеров СДПГ понятное непонимание. В Лондоне Герхард Шредер действовал лично. Как иронизируют германские газеты, он пытался побудить своего друга Блэра вытащить для него из огня несколько горячих каштанов. В СДПГ возлагают большие надежды на посреднические способности британского премьера. Пытался успокоить союзников и Йошка Фишер, сказавший западным журналистам, что Германия, возможно, примет участие в инспекциях ООН в Ираке. Выполняя другую задачу - успокоить собственных пацифистов - руководители ФРГ иначе акцентируют свои заявления. О содержании беседы с Блэром бюргеры ничего не узнали, зато услышали от Шредера, что она, как всегда, была великолепна. А внешнеполитический спикер фракции СДПГ Гернот Эрлер объяснил журналистам, что британское досье по Ираку нисколько не повлияло на позицию Шредера. Министр иностранных дел Фишер, в свою очередь, подчеркнул: Германия примет участие в миссиях ООН в Ираке, но только после войны.

Классическое разделение пропаганды на два потока настолько бросается в глаза, что известный германский сатирик Харольд Шмидт предложил, чтобы в Германии выбирали двух канцлеров - для внешнего и внутреннего употребления.