Ас-Садр согласился сложить оружие, избран состав Национального совета Ирака

Программу ведет Никита Татарский. В программе принимает участие корреспондент Радио Свобода в Нью-Йорке Ян Рунов.

Никита Татарский: В Ираке произошли два важных события: шиитские повстанцы согласились сложить оружие, а на Национальной конференции избран состав законодательного Национального совета.

Ян Рунов: В Америке с большим удовлетворением встретили сообщение, что Моктада Ас-Садр согласился, чтобы его «Армия Мехди», в обмен на амнистию, разоружилась, покинула убежище в мавзолее имама Али, а в будущем организовала политическую партию. Но Ас-Садр пожелал провести дополнительные переговоры о деталях выполнения условий. Он согласился на мир после того, как министр обороны Ирака заявил о готовности иракской правительственной армии штурмом взять мавзолей имама Али. За две недели боёв в Ан-Наджафе были убиты сотни шиитских повстанцев, 8 американских солдат и 40 иракских полицейских.

Национальная конференция, направившая 8 делегатов с мирными предложениями к Ас-Садру, продлила на один день свою работу, чтобы подождать результатов переговоров. Участникам конференции были предложены два списка кандидатов в депутаты Национального Совета. Но после того как альтернативный список был неожиданно отозван, делегаты конференции без голосования одобрили оставшийся список, содержавший 81 фамилию. Всего в Национальном совете должно быть 100 депутатов. Оставшиеся 19 мест займут члены бывшего иракского Правящего совета, назначенного ещё американской администрацией. Национальный совет будет играть роль законодательной ассамблеи до всеобщих выборов в январе 2005 года.

Вот как прокомментировал эти события заместитель директора Центра превентивных действий при Совете по международным отношениям Дэвид Филиппс.

Дэвид Филиппс: У Моктады Ас-Садра не было выбора, кроме как принять предложения правительства и Национальной конференции, ибо он явно хочет играть роль в Ираке. Он, наконец, понял, что не добьётся своей цели силой оружия. Это - победа на пути демократического развития страны.

Ян Рунов: А что вы думаете о результатах работы Национальной конференции?

Дэвид Филиппс: Конференции с участниками, представляющими различные этнические и религиозные группы, предшествовали хаос и споры; каждая группа претендовала на лидирующую роль, требовала большего представительства в Национальном совете, кто-то грозил уходом. Наконец, конференция завершилась согласием и созданием временного парламента. Это показало, что Ирак взял верный курс на выборы, которые пройдут в январе.