Программу ведет Кирилл Кобрин. Принимают участие корреспонденты Радио Свобода Виктория Мунблит и Олег Кусов.
Кирилл Кобрин: 25 лет назад в Вашингтоне при посредничестве президента США Джимми Картера начались переговоры между премьер-министром Израиля Менахемом Бегином и президентом Египта Анваром Садатом. Это была не первая встреча Бегина и Садата. За год до этого в Кэмп-Дэвиде была заключена историческая договоренность, которая проложила дорогу к заключению официального мира между двумя странами. В том же 1978-м году Садат и Бегин получили Нобелевскую премию мира. Теперь оба лидера прибыли в Вашингтон, чтобы окончательно согласовать детали и подписать мир. 26 марта 1979-го года на лужайке перед Белым домом Бегин и Садат в присутствии Картера поставили подписи под историческим документом. Договор состоял из девяти статей. Согласно ему израильские войска выводились с Синайского полуострова, захваченного в 1967-м году, Египет и Израиль устанавливали дипломатические отношения. Сепаратный мир, заключенный Египтом с Израилем вызвал бурю негодования в арабском мире, Садата называли изменником общего дела. В СССР кэмп-дэвидские соглашения и последующий мир называли не иначе как сделкой. Два года спустя исламские экстремисты убили Садата, однако это не изменило общего хода нормализации египетско-израильских отношений. Мир, заключенный 25 лет назад, показал, что арабские страны и Израиль могут договориться, и что урегулирование на Ближнем Востоке возможно. Сейчас, когда ситуация в регионе снова обострилась, этот договор мог бы послужить примером для нынешних политиков.
В эфире наш корреспондент в Израиле Виктория Мунблит.Как израильские политические круги сегодня оценивают мир с Египтом? Есть ли высказывания на эту вроде бы историческую, но на самом деле актуальную тему?
Виктория Мунблит: В израильском Кнессете состоялось торжественное заседание, посвященное 25-летию подписания мирного договора между Израилем и Египтом. Но грустным было это торжественное заседание. Во-первых, потому что на него не приехала парламентская делегация Египта, которую в этот день ждали. И отменила она свой визит из-за ликвидации шейха Ахмеда Яссина. По той же причине в заседании отказались участвовать все официальные лица, дипломаты Египта, аккредитованные в Израиле. И по той же причине на заседание не прибыли, хотя и были приглашены, официальные лица и дипломаты Иордании, аккредитованные в Израиле. Но и это еще не все. Праворадикальные партии демонстративно бойкотировали это заседание, утверждая, что сегодня между Израилем и Египтом не мир, а, скорее, холодная война, и поэтому нет никаких причин отмечать эту дату.
Из 120 всего 20 депутатов Кнессета присутствовали на заседании, где Ариэль Шарон вспоминал, как впервые посетил Египет после войны Судного дня, как сидел между двумя боевыми летчиками, которые когда-то атаковали его дивизию, напротив президента Садата и думал: вот так, наверное, и выглядит мир. И вместе с тем Шарон подчеркнул свою готовность заключить мирное соглашение и с другими соседями, к одобрению лидера оппозиции Шимона Переса. А, в общем и целом, пусть не столь жестко, как праворадикальные партии, но невеселый факт надо признать. По сути, сегодня между Израилем и Египтом существуют весьма прохладные отношения, решительно не напоминающие то, во имя чего 25 лет назад и подписывался договор между двумя государствами.
Кирилл Кобрин: Ну, это политики, а как израильское общество сейчас относится к миру с Египтом? Отличается ли общественная позиция от отношения политиков?
Виктория Мунблит: Вы знаете, израильское общество, я бы сказала так, с удовольствием пожинает плоды этого мирного договора, - дело в том, что Египет - излюбленное место поездок для израильтян. Как правило, особо активные израильтяне посещают Египет и, в частности, Синайскую пустыню во времена пасхальных праздников, воистину нарушая традицию. Ибо, если Пасха - праздник того, что евреи когда-то покинули Египет, то сегодняшние евреи на Пасху как раз в Египет и возвращаются. В принципе израильское общество с достаточной теплотой и симпатией относится к своим египетским коллегам и, повторяю, выражается это в той охотности, с которой израильтяне посещают Египет.
Кирилл Кобрин: Сегодня в Москве в редакции газеты "Известия" прошел "Круглый стол" по ближневосточной проблеме. Рассказывает Олег Кусов:
Олег Кусов: По мнению руководителя Центра стратегических исследований религии и политики современного мира Максима Шевченко, гибель шейха Яссина может привести к затяжной войне на Ближнем Востоке, ответственность за которую следует возложить на Израиль. В свою очередь эта война, считают наблюдатели, грозит затронуть интересы всего мусульманского мира, в том числе и мусульман, проживающих на территории России.
Максим Шевченко: С этой недели ситуация коренным образом изменилась. Израиль убил одного из авторитетнейших и влиятельнейших политических лидеров региона шейха Ахмеда Яссина. По дороге в мечеть он был разорван на куски ракетой, пущенной с израильского вертолета. Смерть человека, за которым реально стоят миллионы сподвижников, не кучки какие-то, единицы, десятки, человека, который в настоящей ситуации был более популярен и влиятелен, чем Ясир Арафат, в автономии, или, по крайней мере, его популярность соотносилась с известным человеком, в корне изменила ситуацию. Она поставила ситуацию на Ближнем Востоке на грань непредсказуемой войны с непредсказуемыми последствиями. И так как Россия очень сильно задействована в процессах, происходящих в этом регионе, в России есть силы, которые контактируют с обеими сторонами, причем очень влиятельные силы, которые включены в российский истеблишмент.
Олег Кусов: В ходе заседания "Круглого стола" в редакции газеты "Известия" прозвучало и противоположное мнение. Директор института Израиля и Ближнего Востока Евгений Сатановский убежден, что отношения между русскими и арабами давно уже осложнены действиями палестинских радикалов, призывающих к вооруженной борьбе - интифаде. В арабо-израильском конфликте погибли многие выходцы из бывшего Советского Союза и России.
Евгений Сатановский: Евреи, выходцы из Советского Союза, никаких проблем с палестинцами до начала интифады не имели. Были разные бытовые проблемы, были какие угодно, но люди дружили, люди иногда женились. Начиная с интифады, стоит кровь десятков тысяч людей, которые ранены или погибли. Очень многие имели российское гражданство, большинство из них имеют родственников и друзей в России. И в свое время, когда мы дискутировали с нашими палестинскими коллегами как раз в отношении России и российского населения к этой войне, говорили простую вещь - не трогайте русских, потому что очень долгая память. Сегодня между Россией и Палестиной встала кровь. И есть одна вещь - террористов принято убивать. Начиная с взрывов в Москве в метро, это война. Начиная с того момента, как террористы, в том числе террористы "Хамаса", возглавляемого шейхом Яссином, начали убивать мирных людей - это война на уничтожение.
Олег Кусов: Евгений Сатановский считает, что гибель шейха Яссина не спровоцирует полномасштабную войну между Израилем и Палестиной. Он напомнил, что за время арабо-израильского противостояния были убиты многие лидеры интифады, но дальше громких заявлений со стороны палестинцев дело не пошло.