Теракт в Иерусалиме и обмен палестинских заключенных на пленного израильтянина

Программу ведет Владимир Бабурин. Участвуют корреспонденты Радио Свобода Виктория Мунблит и Евгений Бовкун.

Владимир Бабурин: По меньше мере 10 человек погибли и более 50 были ранены в Иерусалиме, где был совершен новый теракт. В четверг утром террорист-смертник взорвал бомбу в городском автобусе недалеко от резиденции премьер-министра Израиля Ариэля Шарона. Представитель МИД Израиля Йонатан Пеллет заявил:

Йонатан Пеллет: Совершенно ясно, что палестинцы не могут и не хотят бороться с терроризмом. Поэтому мы будем продолжать возведение защитной стены на Западном берегу Иордан. Мы будем защищаться, потому что ни одна страна, ни один народ не может смириться с кровавым террором.

Владимир Бабурин: И сейчас на линии прямого эфира наш корреспондент на Ближнем Востоке Виктория Мунблит. Виктория, есть ли уже окончательные цифры пострадавших при этом теракте, или в больницах еще остаются люди, чья жизнь вызывает опасения?

Виктория Мунблит: Как вы сказали, кроме самого террориста-самоубийцы погибли 10 израильских граждан, свыше 50 получили ранения, 12 из них в крайне тяжелом состоянии, остается только надеяться, что число погибших не увеличится.

Владимир Бабурин: К сожалению, и жители России тоже начинают привыкать к сообщениям о терактах, если можно к таким сообщениям привыкнуть, но, как мне кажется, более всего удивило то, что теракт произошел буквально в сотне метрах от дома, где живет премьер-министр Израиля Ариэль Шарон, и что возле этого дома ходит рейсовый автобус. В России такое просто невозможно.

Виктория Мунблит: Совершенно верно, это произошло рядом с домом, где проживает Ариэль Шарон, и в 500 метрах от дома, где проживает министр финансов и бывший премьер-министр Биньямин Нетаньяху. Я хочу напомнить, что Израиль в этом смысле совершенно демократичная страна, где, в общем, еще сравнительно недавно, во всяком случае, до убийства Ицхака Рабина, премьер-министра можно было встретить и на улице без охраны.

Владимир Бабурин: Взрыв произошел в тот день, когда состоялся обмен: 400 заключенных, палестинцев и граждан арабских стран, были переданы экстремистской организации "Хезболла" в обмен на израильского заложника-бизнесмена, который был захвачен несколько лет назад. Также палестинцы вернули израильским властям останки 3 израильских солдат. 400 на одного, не считают ли в Израиле такую цену слишком большой, и не говорят ли о том, что теперь, с одной стороны, палестинцы будут похищать людей, дабы иметь возможность кого-то выставить на обмен, раз уж процесс пошел, а израильские силовые ведомства будут вынуждены арестовывать большее количество палестинцев, чтобы было кого выпускать из тюрем?

Виктория Мунблит: Прекрасный вопрос. Я только хочу сказать, что, на самом деле, было выпущено больше четырехсот, 429 палестинских заключенных и 29 граждан других государств, и около 60 тел террористов-смертников были выданы сегодня. Но в Израиле эта плата не рассматривается как слишком высокая, во-первых, потому, что приближается мусульманский праздник Курбан-Байрам, а по традиции всегда на этот праздник несколько сот заключенных получают амнистию. Так что, скорее всего, через несколько недель большинство людей, которые сегодня были освобождены, вышли бы на свободу и так. Об этом не говорят сейчас в празднующей их освобождение организации "Хезболла". Что касается вопроса, не является ли это своеобразным стимулом продолжения похищения людей, скажу лишь, что сегодня этот вопрос многократно задавали самые разные израильские политологи и обозреватели. И ответы, которые на это давали представители израильского правительства и служб безопасности, были, мягко говоря, очень уклончивыми.

Владимир Бабурин: И мы продолжим тему обмена палестинцев на израильского бизнесмена. Обмен происходил в Германии в обстановке повышенной секретности. Из Бонна – Евгений Бовкун:

Евгений Бовкун: Операция по обмену заложниками проводилась с максимальными предосторожностями. Военную часть гражданского аэропорта Кельн-Бонн еще с ночи оцепили значительными силами полевой жандармерии и полиции. Дополнительная бдительность потребовалась из-за обильного снегопада. Рано утром в этой части аэропорта приземлились два самолета: израильский "Боинг" с пленными палестинцами и машина из Бейрута с останками трех израильских солдат, пропавших в Ливане осенью 2000-го года. В качестве заложника на борту находился представитель деловых кругов Израиля Танненбойм.

Журналистов на летное поле, разумеется, не допустили, но позволили им наблюдать за обменом со смотровой площадки, хотя наблюдать практически было нечего. Оба самолета с соблюдением строжайших мер безопасности и секретности были сразу же помещены в большой ангар. Много времени ушло на опознание останков погибших солдат, поскольку израильские эксперты вынуждены были произвести на месте генетические тесты. По окончании процедуры начался обмен. Некоторая путаница возникла из-за количества палестинских заложников: в одном случае называлась цифра тридцать шесть, в другом двадцать девять. Спецслужбам ФРГ пришлось перепроверить свои списки. Затем представители германских властей стали выяснять: все ли палестинцы полетят в Ливан и не собирается ли кто-то из них просить политического убежища в ФРГ. Только после этого началась посадка в самолеты. Палестинцы были отправлены в Бейрут аэробусом бундесвера. Израильский самолет вернулся в Тель-Авив.

Представитель германских спецслужб Эрнст Урлау, выполнявший роль секретного координатора всей операции, подчеркнул, выступив по германскому телевидению, что совершенный обмен представляет большое политическое значение для ФРГ, взявшей на себя обязанности посредника. Он назвал состоявшийся обмен заложниками между израильтянами и палестинцами самым крупным за всю историю ближневосточного конфликта. Особую благодарность представитель спецслужб выразил правительству Ирана, оказавшему помощь германским дипломатам и экспертам. Германские газеты, в свою очередь, подчеркивают, что правительство ФРГ пытается посредничать между конфликтующими сторонами на Ближнем Востоке с начала девяностых годов.