Ведущий программы "Темы дня" Владимир Бабурин: Человек дня Радио Свобода 22 декабря - итальянский драматург, актер и режиссер Дарио Фо - автор и исполнитель главной роли в пьесе "Двухголовая аномалия". "Двухголовая аномалия" - это сатира на схожие политические системы в Италии и России и закадычную дружбу лидеров двух стран - Сильвио Берлускони и Владимира Путина. Дарио Фо родился в 1926-м году на севере Италии. В студенческие годы начал писать сатирические монологи и рассказы. Работал театральным декоратором и дизайнером сцены. В 1953-м году написал первую пьесу, в 1959-м году основал собственную театральную труппу. Дарио Фо считается основоположником итальянского "политического театра". Написал свыше 70 пьес, которые были поставлены в театрах более чем 50 стран. В числе его работ "Изабелла", "Три каравеллы и болтун", "Мистерия-буфф", "Случайная смерть анархиста". В 1997-м году Дарио Фо награжден Нобелевской премией по литературе. Человека дня представляет мой коллега Марио Корти:
Марио Корти: В основе его театрального языка миланский диалект, или, скорее, смесь этого диалекта с другими галло-италлическими и венецианскими. Своего рода диалекторальное эсперанто. Мне трудно себе представить, что остается из этого локального колорита в переводах. Но я сам видел, как иностранцы, не понимая абсолютно ни слова, смеются до упаду на его буффонадах. Традиционные маски комедии "дель арте" преобразуются у Дарио Фо в героев нашей повседневной истории - Римского Папу, американского президента, очередного шумного персонажа текущих новостей. Теперь он решил поэксплуатировать афишированную дружбу двух президентов - Берлускони и Путина. В римском театре "Олимпикал" Дарио Фо сам играет Берлускони, которому была пересажена часть путинского мозга после гибели российского президента в результате атаки террористов.
Говоря о Дарио Фо, нельзя обойти молчанием политику. Вся биография нобелевского лауреата - это биография политического активиста. В юности он был добровольцем в фашистской армии марионеточной республики, созданной в 1943-м году после оккупации Италии немцами. Армия эта особенно не воевала, это была армия карателей, она сражалась с партизанами, арестовывала демократов и сдавала евреев немцами. Как многие фашисты, после войны Фо стал коммунистом, из одной крайности в другую, из одного конформизма в другой. Жена Фо - актриса Франка Раме - при активном участии супруга основала фонд помощи террористам, осужденным по делу о "Красных Бригадах"...
И все-таки, как бы ни относиться к личности Дарио Фо, да здравствует сатира, да здравствует смех!
Марио Корти: В основе его театрального языка миланский диалект, или, скорее, смесь этого диалекта с другими галло-италлическими и венецианскими. Своего рода диалекторальное эсперанто. Мне трудно себе представить, что остается из этого локального колорита в переводах. Но я сам видел, как иностранцы, не понимая абсолютно ни слова, смеются до упаду на его буффонадах. Традиционные маски комедии "дель арте" преобразуются у Дарио Фо в героев нашей повседневной истории - Римского Папу, американского президента, очередного шумного персонажа текущих новостей. Теперь он решил поэксплуатировать афишированную дружбу двух президентов - Берлускони и Путина. В римском театре "Олимпикал" Дарио Фо сам играет Берлускони, которому была пересажена часть путинского мозга после гибели российского президента в результате атаки террористов.
Говоря о Дарио Фо, нельзя обойти молчанием политику. Вся биография нобелевского лауреата - это биография политического активиста. В юности он был добровольцем в фашистской армии марионеточной республики, созданной в 1943-м году после оккупации Италии немцами. Армия эта особенно не воевала, это была армия карателей, она сражалась с партизанами, арестовывала демократов и сдавала евреев немцами. Как многие фашисты, после войны Фо стал коммунистом, из одной крайности в другую, из одного конформизма в другой. Жена Фо - актриса Франка Раме - при активном участии супруга основала фонд помощи террористам, осужденным по делу о "Красных Бригадах"...
И все-таки, как бы ни относиться к личности Дарио Фо, да здравствует сатира, да здравствует смех!