Ведущий программы "Темы дня" Петр Вайль: Человек дня Радио Свобода - прославленный российский кинорежиссер Эльдар Рязанов, которому исполняется 75 лет. Эльдар Рязанов родился в 1927-м году в Самаре. Окончил режиссерский факультет ВГИКа. Работал на Центральной Студии документальных фильмов. С 1955-го - режиссер Мосфильма. Среди его работ: "Карнавальная ночь", "Берегись автомобиля", "Невероятные приключения итальянцев в России" "Служебный роман", "Ирония судьбы или с легким паром" и многие другие фильмы. Обладатель премии Каннского кинофестиваля за документальную ленту "Остров Сахалин" и других престижных международных наград. Кавалер французского ордена "Изящных искусств и литературы". Основатель фонда поддержки и развития комедийного и музыкального кино. Сценарист, автор повестей, рассказов, стихов, текстов к песням. О Человеке дня Радио Свобода говорит Михаил Берг:
Михаил Берг: В советскую эпоху у Эльдара Рязанова была уникальная роль. Он указывал на границу свободы с удивительной точностью, фиксируя не столько то, что уже разрешено, сколько то, что, возможно, будет позволено завтра. И время только подтверждало его правоту, потому что Рязанов откликался на чуткие ожидания той аудитории, которой было тесно в рамках советской культуры, и он раздвигал эти рамки, никогда не переступая через них, потому как в этом и была его миссия - быть максимально свободным в несвободной стране и фиксировать границу свободы, а также те направления, по которым эту границу без особого риска, но с огромной радостью исполненного долга можно будет перейти.
Не случайно у Рязанова почти сразу, начиная с "Карнавальной ночи", установился своеобразный ритм: фильм-событие, затем фильм пауза. И каждая удача потому и признавалась таковой, что обозначала прекрасное будущее, которому не давал воплотиться тот или иной враг, завтра уже известный в лицо всей стране. В "Карнавальной ночи" - бюрократизм. В "Берегись автомобиля" - корыстолюбие продавца радиотоваров и чиновников среднего звена, в "Гараже" относительность моральных норм научной среды, в культовой "Иронии судьбы" - автоматизм и ограниченность официальной советской культуры. Как дедушка Крылов Рязанов персонифицировал общественные пороки и общественные добродетели, находя для тех и других узнаваемые типажи и создавая репутацию целому ряду блестящих актеров, от Гурченко и Алисы Фрейндлих, до Смоктуновского и Андрея Миркова. Именно рязановские персонажи просвечивали сквозь них спустя десятилетия. Быть комедиографом и публицистом, в ситуации, когда сатира запрещена, бичевать малое зло, пока большое сохраняет неприкосновенность - мало только для тех, кто не задыхался от недостатка воздуха. Для тех, кто задыхался, Эльдар Рязанов пусть и не праздник, который всегда с тобой, но долгоиграющая ностальгия.
Михаил Берг: В советскую эпоху у Эльдара Рязанова была уникальная роль. Он указывал на границу свободы с удивительной точностью, фиксируя не столько то, что уже разрешено, сколько то, что, возможно, будет позволено завтра. И время только подтверждало его правоту, потому что Рязанов откликался на чуткие ожидания той аудитории, которой было тесно в рамках советской культуры, и он раздвигал эти рамки, никогда не переступая через них, потому как в этом и была его миссия - быть максимально свободным в несвободной стране и фиксировать границу свободы, а также те направления, по которым эту границу без особого риска, но с огромной радостью исполненного долга можно будет перейти.
Не случайно у Рязанова почти сразу, начиная с "Карнавальной ночи", установился своеобразный ритм: фильм-событие, затем фильм пауза. И каждая удача потому и признавалась таковой, что обозначала прекрасное будущее, которому не давал воплотиться тот или иной враг, завтра уже известный в лицо всей стране. В "Карнавальной ночи" - бюрократизм. В "Берегись автомобиля" - корыстолюбие продавца радиотоваров и чиновников среднего звена, в "Гараже" относительность моральных норм научной среды, в культовой "Иронии судьбы" - автоматизм и ограниченность официальной советской культуры. Как дедушка Крылов Рязанов персонифицировал общественные пороки и общественные добродетели, находя для тех и других узнаваемые типажи и создавая репутацию целому ряду блестящих актеров, от Гурченко и Алисы Фрейндлих, до Смоктуновского и Андрея Миркова. Именно рязановские персонажи просвечивали сквозь них спустя десятилетия. Быть комедиографом и публицистом, в ситуации, когда сатира запрещена, бичевать малое зло, пока большое сохраняет неприкосновенность - мало только для тех, кто не задыхался от недостатка воздуха. Для тех, кто задыхался, Эльдар Рязанов пусть и не праздник, который всегда с тобой, но долгоиграющая ностальгия.