Дезмонд Туту

Андрей Шарый: Человек дня Радио Свобода 12 октября - южноафриканский священник, лауреат Нобелевской премии мира Дезмонд Туту. В спектакле "Гуантанамо - честь должна защищать свободу" в театре "Калчэ Проджект" в нью-йоркском районе Гринвич-Виллидж он сыграл роль судьи, выступившего с критикой американских властей в связи с условиями содержания пленных талибов на военной базе в Гуантанамо. В этой пьесе, которая сопровождается семинарами и лекциями о правах человека, регулярно участвуют не только актеры, но и общественные деятели.

Дезмонду Туту - 73 года, он родился в городке Киерксдорп. Получил педагогическое образование в Йоханнесбурге, работал школьным учителем. В сан священника посвящен в 1960 году, имеет степень доктора богословия. Был настоятелем собора Святой Марии в Йоханнесбурге, епископом Лесото, с 1978 года - генеральным секретарем Южноафриканского совета церквей. Один из видных борцов против режима апартеида, первый темнокожий предстоятель англиканской церкви в ЮАР, архиепископ. За вклад в борьбу против расового неравенства и права человека в 1984 году удостоен Нобелевской премии мира.

Александр Генис: Документальная драма "Гуантанамо" - спектакль, который идеально вписывается в предельно политизированный пейзаж, раскинувшийся по ту сторону от Бродвея. Здесь царит театр, для описания которого английский язык заимствовал русское слово "агитпроп". Работая в соавторстве с газетой, внебродвейские режиссеры в определенном смысле идут по пути московской "Таганки": искусство и политика переплетаются, как девичья коса. Написанная на документальном материале (свидетельстве пострадавших) "Гуантанамо" - яркий аргумент в горячем споре о законности мер в борьбе с террором.

Конечно, именно это и привлекло на сцену знаменитого правозащитника Десмонда Туту. Как написал критик "Нью-Йорк Таймс", "Гуантанамо" - "скорее проповедь, чем театр". Поэтому привыкший к церковной кафедре архиепископ с такой легкостью вошел в роль - она для него отнюдь не новая.

Излагая на другой, более подходящей, трибуне - свою позицию, Туту назвал трагедию 11 сентября не только атакой на Америку, но преступлением против всего человечества. "Отсюда следует, - продолжает архиепископ, - что ожесточение в борьбе с преступниками не должно мешать нам следовать духу и букве закона". "Ведь именно уважение к закону, - говорит Туту, - и принесло Америке восхищение всего мира".

В этом, собственно, и смысл спектакля. Террор не может служить оправданием, когда нарушается священный принцип презумпции невиновности. Чтобы остаться собой, свободный мир должен побеждать террористов не любой ценой.

Сменив "медиум", но не "месседж", Десмонд Туту говорит с нью-йоркской сцены о том, что защищал всю жизнь: права человека - универсальная ценность, не знающая исключений. Этот бесспорный в мирное время тезис может стать жертвой войны с террором, если мы дадим страху одержать победу над законом. Чтобы бороться с этой опасной тенденций, нобелевский лауреат Десмонд Туту и вложил свой колоссальный авторитет в постановку маленького богемного театра из Гринвич-Виллидж.